Парусные суда. Многокорпусные суда. Катамараны
2. Парусные суда
2.3. Многокорпусные суда
Три типа парусников, объединенных в эту группу, различаются количеством корпусов, соотношением размерений и вытекающими из этих особенностей способами эксплуатации. Наибольшее распространение получили катамараны — суда с двумя соединенными поперечными связями, идентичными по размерениям и обводам корпусами, и тримараны, состоящие из главного корпуса и двух боковых поплавков — аутригеров. Менее известны проа — суда с аутригером, который постоянно располагается либо с наветренной стороны главного корпуса, либо с подветренной. Проа с наветренным поплавком называются тихоокеанскими или летучими проа. Аутригер у них играет роль противовеса, обеспечивающего откренивание судна в свежий ветер. При установке аутригера с подветренной стороны главного корпуса восстанавливающий момент создается за счет сил поддержания, возникающих при погружении поплавка в воду.
Проа этого типа получили название атлантических.
Многокорпусные парусники всех трех типов находят применение как в качестве спортивных судов, так и для прогулок и дальних плаваний, хотя для каждого из них имеются предпочтительные области использования.
Многокорпусные парусные суда малых и средних размеров нередко делают разборными, что облегчает их транспортировку. Любителями разработаны конструкции катамаранов и тримаранов на базе байдарок и с надувными корпусами. Подробнее об этих судах рассказано на с. 72.
Катамараны (табл. 2.8). Меньшая, чем у тримаранов масса, и лучшая по сравнению с проа маневренность обеспечили катамаранам неоспоримое преимущество на олимпийской гоночной дистанции. Как крейсерские суда они уступают тримаранам по уровню обитаемости.
Таблица 2.8. Основные характеристики катамаранов
Характеристика | «Хевкэт» (Дания) | «Гауя» | «Лебедь» | «Капитан Виллис» |
---|---|---|---|---|
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 5,4/5 | 8,5/— | 15,2/12,5 | 11/9,05 |
Ширина общая, м | 3,4 | 5,6 | 6,0 | 4,3 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 0,58 | 0,7 | 0,78 | 0,56 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,25/1 | 0,6 | 0,62 | 0,49 |
Водоизмещение, т | 0,8 | 2,5 | 5,7 | 2,2 |
Площадь парусности, м² | 22 | 36 | 106 | 54,4 |
Катамаран «Хевкэт-18» (рис. 2.10) — это судно в ряду однотипных катамаранов, спроектированных датчанином Л. Аудропом имеет наименьшие размерения, однако при длине корпусов 5,4 м на нем предусмотрено оборудование, необходимое для достаточно продолжительных плаваний экипажу из 2-3 чел. (в семейном варианте — двое взрослых и двое детей). Мореходные качества позволяют эксплуатировать катамаран на внутренних акваториях. На среднем мостике оборудованы спальное место шириной 1,62 и высотой 0,8 м, камбуз с газовой плиткой и мойкой, доступ к которым открыт из правого корпуса. В правом корпусе расположен обеденный уголок с откидным столиком и тремя сиденьями, однако ограниченные размеры помещения шириной всего 0,75 м дают основание считать, что используется оно только в ненастную погоду. В кормовой части левого корпуса находится полноразмерное спальное место. В нос от него размещен туалет с умывальником, а в форпике еще одно спальное место, пригодное по размерам для детей.
Обтекаемой формы надстройка не создает значительного аэродинамического сопротивления, однако малый вертикальный клиренс — просвет между днищем мостика и поверхностью воды — не уберегает от замывания и ударов волн в обшивку. Корпуса, отформованы из стеклопластика. Носовой балкой служит трубчатый обтекаемого сечения профиль, остальные поперечные связи изготовлены из фанеры и оклеены стеклопластиком.
На катамаране установлено эффективное парусное вооружение, аналогичное применяемому на катамаране олимпийского класса «Торнадо». Сила бокового сопротивления создается швертами, установленными в колодцах у наружных бортов обоих корпусов. При ветре 5 баллов и не слишком сильном волнении «Хевкэт-18» способен развивать скорость до 10 уз.
«Гауя» (рис. 2.11) — катамаран, строящийся небольшой серией на верфи рыболовецкого колхоза «Царникава» по проекту А. Эглайса.
Впервые на судах подобного типа на нем для обеспечения поперечной связи корпусов использована расчалка из четырех штагов и вант. Впоследствии аналогичная конструкция была применена на катамаранах более крупных размерений — «Вента» и «Центаурус», построенных на той же верфи. Такое решение позволило разгрузить поперечный мост, оставив только две легкие балки в оконечностях и подмачтовую балку, выполненную в виде пространственной фермы из деревянного бруса и стальных прутков. Палуба моста полностью открыта, в ее кормовую часть выведены ходовые концы снастей и рулевое управление. Поперечная балка для крепления стаксель-шкотов и лебедки делит мостик на два кокпита. За пределами мостика натянута капроновая сетка.
Для жилых помещений использованы корпуса, в которых оборудованы четыре двухместные каюты (на модернизированной «Гауе-2» носовые каюты одноместные). Предусмотрены штурманское оборудование, необходимое для дальних морских плаваний, камбуз, туалет.
Для упрощения конструкции судна и уменьшения его массы не предусмотрена установка швертов. Поперечная сила создается погруженной частью корпусов и рулями большого удлинения. Клиновидным корпусам с этой целью придана асимметричная в плане форма.
«Лебедь» (рис. 2.12) — катамаран, проект которого разработан В. И. Лапиным. Реализован в уменьшенном варианте под названием «Капитан Виллис» с заменой конструкций из легких сплавов фанерно-деревянными. Судно имеет неограниченный район плавания при экипаже 6 чел. Конструкция выполнена по классической для судов этого типа схеме. Корпуса большого удлинения соединены силовыми поперечными связями, состоящими из коробчатых балок и переборок моста и балки обтекаемого профиля в носу. Основные помещения расположены в рубке на мосту. В носовой части оборудованы две двухместные каюты, в средней — салон с диванами, столом и двумя односпальными койками по бортам, в корме — по левому борту расположен штурманский стол, по правому — камбуз с доступом из правого корпуса. По одной одноместной каюте предусмотрено в средней части правого и левого корпусов; Остальное пространство в них использовано для размещения парусов, снаряжения, припасов.
Узкие, крыловидные в плане корпуса с плоским внешним и выпуклым внутренним бортами создают поперечную, силу, обеспечивающую без применения швертов лавировку под углом до 35° к ветру. Эффективное парусное вооружение типа бермудский шлюп дает возможность катамарану в свежий ветер достигать расчетной скорости 20 уз (на «Капитане Виллисе» была зарегистрирована скорость 17 уз).
*******
В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: