Главная>>> Справочник по малотоннажному судостроению>>> Парусные суда. Швертботы

Парусные суда. Швертботы

2. Парусные суда
2.2. Швертботы

По конструкции и назначению суда этого типа разделяются на гоночные, крейсерские и прогулочные. Большинство гоночных швертботов относится к классам монотипов. Крейсерские швертботы (табл. 2.7) представляют собой суда, рассчитанные на длительное плавание, и по уровню комфорта мало уступают сопоставимым по размерениям килевым яхтам. Прогулочные швертботы имеют открытый или запалубленный в носу корпус без рубки. По массе и размерениям они относятся к судам, пригодным для транспортировки за автомобилем или даже на его крышевом багажнике.

Таблица 2. 7. Характеристики швертботов

Характеристика Т-69 «Скат» «Мирор-динги»
Длина наибольшая/по КВЛ, м 7/6 6,995/6 3,3/2,7
Ширина наибольшая/по КВЛ, м 2,4/2 2,7/1,95 1,4/—
Осадка корпусом/швертом, м 0,25/1,5 0,25/1,35 0,2/1
Высота борта, м:
в носу
на миделе
в корме

0,83
0,71
0,6

0,82
0,7
0,6



Водоизмещение, т 1,07 0,885 0,6
Площадь парусности, м² 20 6,1

В зависимости от размерений швертботы имеют различную мореходность, но в целом район плавания судов этого типа ограничивается внутренними акваториями с выходом в прибрежные районы морей.

По конструкции швертового устройства различают швертботы с кинжальными — втыкающимися швертами и со швертами поворотно-откидными. Первые проще по конструкции, но менее надежны, удар о мель может привести к повреждению не только шверта, но и корпуса судна. Вращающиеся шверты с этой точки зрения более безопасны, но сложнее по конструкции и занимают больше свободного объема в корпусе, поэтому их применяют в основном на крейсерских швертботах, где швертовый колодец удается встроить в детали оборудования.

Средняя площадь шверта обычно принимается равной 1/25 площади парусности S. Площадь профилированных швертов может быть уменьшена до 1/40 S, а секторных из металлического листа, наоборот, должна быть увеличена до 1/20 S. Масса шверта не оказывает заметного влияния на остойчивость судна, поэтому при выборе материала принимается во внимание, прежде всего, обеспечение прочности самого шверта. Шверты делают из стали, легких сплавов и дерева. Применять вместо обычного шверта тяжелый подъемный киль имеет смысл, если только его масса составляет более 25% водоизмещения.

Крейсерские швертботы класса Т строят на Ленинградской экспериментальной судоверфи с 1963 г. По размерениям и оборудованию они отвечают требованиям, предъявляемым к судам, рассчитанным на длительные походы. Опыт эксплуатации швертботов показал, что они обладают мореходностью, которая при квалифицированном управлении позволяет совершать плавания по таким сложным акваториям, как Финский залив и Ладожское озеро. Модификации швертбота позволили отработать технологию постройки судов с кругло- и остроскулыми обводами с применением реечной и фанерной обшивки.

Парусные суда. Швертботы Швертбот «Скат» (рис. 2.8) — пятый по счету вариант швертбота, построен в 1984 г. При сохранении размерений предыдущих значительно отличается от них обводами и планировкой. Трапецеидальная форма поперечных сечений с двумя скулами позволила в полной мере использовать увеличенный развал бортов для повышения остойчивости. Конструкция в то же время технологична не только в условиях верфи, но и при любительской постройке. Статическая остойчивость дополнительно увеличивается балластом из металлических пластин, закрепленных внутри корпуса у киля между шпангоутами.

Обшивка из водостойкой фанеры подкреплена продольным набором из сосновых реек, которые опираются на восемь поперечных рам, являющихся элементами внутреннего оборудования. Продольным набором служат также киль и усиленные стрингеры по линии скул. Кокпит сделан самоотливным.

Рациональная планировка помещений (в частности, использование пространства под банками кокпита) позволила оборудовать на швертботе пять постоянных спальных мест: одно двуспальное в форпике и три — двуспальное и односпальное — в каюте. Высвобождению полезных объемов способствует смещение большей части швертового колодца под кокпит.

Швертбот оснащен шлюпом с топовым вооружением, обслуживаемым малочисленным экипажем в длительном плавании. Предусмотрено устройство для закрутки стакселя вокруг штага.

«Мирор-динги» (рис. 2.9) — швертбот, благодаря большой ширине и притуплённым носовым образованиям с форшпигелем отличающийся хорошей остойчивостью и вместительностью, что позволяет использовать его для семейных прогулок. Высоко поднятая в носу скула и увеличенная по сравнению с судами таких обводов килеватость обеспечивают швертботу хорошую всхожесть на волну. Кроме паруса он легко идет на веслах и с подвесным мотором мощностью до 2 кВт (3 л. с.).

Швертбот «Мирор-динги» Особый интерес представляет технология постройки швертбота. Обшивка корпуса собирается из вырезанных в размер заготовок бортов, днища и транцев, которые соединяются проволочными скрепками с последующим проклеиванием по стыкам полосками стеклоткани. В готовую скорлупу вставляют две поперечных переборки и переборки бортовых воздушных ящиков, которые также по стыкам проклеиваются лентами стеклоткани.

Парусное вооружение — шлюп-гуари с гафелем, почти параллельным мачте. Такая конструкция удобна для перевозки автомашиной - уложенная в корпус мачта лишь немного выступает за транец.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное