Парусные суда. Многокорпусные суда. Тримараны и проа
2. Парусные суда
2.3. Многокорпусные суда
Тримараны и проа (табл. 2.9). Большой объем среднего корпуса тримарана дает возможность оборудовать здесь комфортабельные жилые помещения. Благодаря этому наибольшее распространение получили крейсерские и крейсерско-гоночные суда этого типа.
Таблица 2.9. Основные характеристики тримаранов и проа
Характеристика | «Супернови» | «Тритон» | «Байда» | «Мечта» |
---|---|---|---|---|
Длина корпуса наибольшая/по КВЛ, м | 4,55/4,15 | 7,15/6,5 | 12/11 | 11/10,2 |
Длина поплавка наибольшая, м | 3,25 | 5,58 | 10,4 | 11 |
Ширина тримарана, м | 3,2 | 4,2 | 7,5 | 5,7 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,12/— | 0,5/— | 0,9/1,6 | 0,65 |
Водоизмещение, т | 0,14 | 0,98 | 5 | 3,2 |
Площадь парусности, м² | 7-12 | 24 | 84 | 40 |
Проа строятся в основном для достижения рекордных, скоростей на специальных дистанциях. Известны единичные конструкции проа, на которых совершались дальние плавания, в том числе и трансокеанские.
«Супернови» (рис. 2.13) — тримаран, спроектированный датским конструктором П. Нильсеном. Предназначен для прогулок на внутренних водоемах, обладает хорошими спортивными качествами и может использоваться для тренировок и обучения парусному спорту детей. Конструкция судна предельно упрощена. Швертовое устройство не предусмотрено. Пластмассовые корпус и поплавки соединены двумя трубчатыми балками на быстроразъемных креплениях. В разобранном виде тримаран может перевозиться на крышевом багажнике автомобиля.
Парусное вооружение с гротом большого удлинения, имеющим свободную нижнюю шкаторину и сквозные латы, позволяет ходить круто к ветру и развивать высокую скорость. При размещении экипажа на наветренном поплавке тримаран откренивается даже в свежий ветер.
Тримаран «Тритон» (рис. 2.14) — судно построено по проекту В. И. Лапина рядом любителей, которые применяли различные виды парусного вооружения, включая чисто стаксельное. Тримаран предназначен для прогулок и туристических плаваний на внутренних акваториях и в прибрежных районах морей. Поперечная сила сопротивления дрейфу обеспечивается поплавками, несимметричными в плане профиля. Поплавки установлены наклонно относительно среднего корпуса с таким расчетом, чтобы при крене 15° они принимали вертикальное положение. Для постройки применяют фанеру и сосновые бруски. Основными поперечными связями корпуса и поплавков служат балки-переборки, установленные на 3-м и 5-м шп.
На тримаране можно разместить все необходимое для экипажа из 3-4 чел. Спальные места оборудованы на крыльях мостика, в форпике и в каюте. По левому борту каюты размещены камбуз и обеденный стол, шкафы для продуктов и посуды. Для хранения снаряжения используются ахтерпик, пространство под кокпитом, а также отсеки в крыльях мостика и поплавки.
«Байда» (рис. 2.15) — тримаран, спроектированный и построенный группой киевских яхтсменов. По мореходным качествам и оборудованию он относится к судам, предназначенным для дальних спортивных плаваний. Дня уменьшения смоченной поверхности среднего корпуса его поперечным сечениям приданы радиальные обводы, образованные плоскими, поясьями, установленными между килем и тремя скулами с каждого борта. Такие обводы позволили применить для обшивки листы легкого сплава АМг. Остроскулые поплавки большого объема обеспечивают эффективное откренивание судна — при полном погружении их объем составляет более 80% полного водоизмещения тримарана. Поплавки установлены с наклоном к среднему корпусу с таким расчетом, чтобы при кренах эффективно использовать площадь их бокового сопротивления и подъемную силу.
Дня понижения центра парусности и возможности в широких пределах варьировать площадь парусов на тримаране установлено двухмачтовое вооружение типа бермудский кеч. Дня гика-шкотов грота и бизани предусмотрены радиальные погоны. На тримаране оборудованы одноместная носовая каюта, салон с четырьмя спальными местами и каюта капитана в ахтерпике. В кормовой части рубки размещены по левому борту камбуз, по правому штурманский стол. В нос от салона расположены платяные шкафы и туалет.
Все корпусные конструкции и рангоут изготовлены из листов сплава АМг-58. Толщина обшивки двух главных поперечных балок коробчатого профиля 5 мм, корпуса и поплавков 3 мм, палубы рубки и крыльев — 2 мм.
«Мечта» (рис. 2.16) — проа атлантического типа. Судно по обводами конструкции имеет много общего с тримараном. Объем поплавка, необходимый для обеспечения остойчивости при ходовом крене в пределах 15-17°, получен за счет большого удлинения (L/B =20), что положительно сказывается на уменьшении волновой составляющей сопротивления. Симметричные относительно миделя обводы корпуса и поплавка благодаря подъему в оконечностях уменьшают заливание при встрече с волной.
Проа рассчитано на долговременное плавание в открытом море с экипажем 2-3 чел. при минимальном уровне комфорта. Спальные места (две койки) размещены на крыле мостика. В средней части корпуса имеются два одноместных кокпита, из которых осуществляется управление судном и парусами. Поворотная мачта и дугообразный погон гика-шкота позволяют быстро переносить гик с одной оконечности на другую, когда при смене галса проа разворачивается на 180°. Кроме грота предусмотрены стаксель и кливер, поднимаемые на штагах.
*******
В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: