Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Яхта-компромисс «Коршун»

Мелкосидящая яхта-компромисс «Коршун»

Прототипом для «Коршуна» послужила яхта-компромисс «Феникс» постройки 30-х годов. В 1953 г. я снял с натуры основные габариты этой мелкосидящей яхты, составил эскизы внутреннего оборудования, а капитан яхты Я. Е. Астратов передал теоретический чертеж «Феникса», ранее снятый им с корпуса. Эти материалы и послужили основой для создания новых чертежей яхты, которые после поправок известного яхтенного конструктора А. П. Киселева начали реализовываться.

Основные данные яхты-компромисса «Коршун» (по проекту)
Длина наибольшая, м 8,55
Длина по КВЛ, м 8,33
Ширина наибольшая, м 2,50
Осадка корпуса по КВЛ, м 0,7
Осадка со швертом, м 1,6
Водоизмещение полное, т 2,5
Вес балласта, кг 800
Площадь парусности, м² 40

Общий вид и парусность яхты

Мелкосидящая яхта-компромисс

Лекалами для обшивки корпуса послужили 10 натесных усиленных шпангоутов. Сборка велась на стапеле в положении вверх килем.

После обшивки поясьями на пазовых рейках между натесными шпангоутами поверх пазовых реек были установлены гнутые шпангоуты и проклепаны с ними медными гвоздями-заклепками.

Казалось, что конструкция получилась достаточно жесткой, но впоследствии опыт плавания показал, что это далеко не так. Пазовые рейки при широких поясьях располагались редко, заклепок было мало, а дополнительных прокладок между шпангоутами и поясьями я не ставил.

Теоретический чертеж яхты-компромисса (по проекту)

Теоретический чертеж яхты-компромисса
увеличить, 1832х1872, 306 КБ

При строительстве корпуса от чертежей я все же отклонился: у «Феникса» были слишком выпуклые обводы в носовой части, и обогнуть корпус досками без распаривания было невозможно. Я раздвинул шпангоуты по всей длине равномерно, увеличив длину с 8,5 до 9 м, чтобы сделать обводы носовой части более плавными.

Таблица ординат

№ шп. Полушироты от ДП Высоты от ОП
К ВЛ1 ВЛ2 ВЛ3 ВЛ4 ВЛ5 ВЛ6 ВЛ7 Б К IIБ Б
1 0 35 140 250 335 462 565 340 995 1595
2 20 80 220 400 555 677 822 910 190 560 1135 1532
3 34 50 220 442 345 816 904 1043 1125 65/43 400 693 1480
4 75 112 330 610 850 1006 1080 1170 1223 25/80 316 540 1442
5 112 168 424 700 962 1108 1175 1240 1250 0 263 480 1420
6 125 160 328 700 970 1110 1170 1220 1225 0 310 470 1415
7 100 116 163 466 820 1022 1115 1173 1185 0 403 555 1408
8 60 65 85 150 550 822 960 1082 1110 0 525 690 1412
9 25 25 25 25 25 485 710 920 956 0 677 947 1420
10 0 0 420 670 732 700 836 1435

После обшивки корпуса на флоры была положена очень широкая килевая балка, которая состояла из трех склепанных досок толщиной 50 мм. Через килевую балку и флоры были пропущены штыри в два ряда по профилю фальшкиля, который снаружи также был обшит досками. Образовался ящик, куда улегся разный железный лом, и все это было залито цементным раствором. Когда цементный раствор застыл, корпус яхты поставили на киль. Палуба была зашита тонкими досками также на пазовых рейках с внутренней стороны, а снаружи покрыта тонким линолеумом, который наклеили на палубу масляно-смоляным лаком 6-с. Рубка сделана из набора реек и покрыта сверху палаточным материалом на масляной краске.

Общее расположение яхты

Яхта-компромисс

Под кокпитом был установлен 6-сильный двигатель «СМ-255Л», но работал он неважно и после двух сезонов его сняли. Мачту и паруса мне предоставил ленинградский яхт-клуб ДСО «Труд».

Спущенная на воду яхта неожиданно для строителей пошла на дно — обшивка корпуса, сделанная на пазовых рейках, но без конопатки, пропускала воду. Прошло время, корпус забух, воду откачали, установили на яхте весь такелаж, но «Коршун» не погрузился до намеченной ватерлинии — железобетонный фальшкиль оказался слишком легким. Я не придал этому значения, но при первом же выходе в сильный ветер обнаружил, что яхта имеет незначительную остойчивость. Пришлось уложить несколько чугунных слитков весом по 30 кг под настил между флорами.

Третьей конструктивной ошибкой было применение навесного руля, который оказался неудобным и малоэффективным. На второй сезон руль установили под свесом, как и принято на килевых яхтах.

После доработок «Коршун» зарекомендовал себя остойчивым судном, ходил в любую погоду в пределах Невской губы и Финского залива.

Прим. ред.: Обводы корпуса, внешний вид, планировка и парусное вооружение «Коршуна» типичны для компромисса немецкой постройки 30-х годов, с какового, собственно, и делалась копия. Сейчас уже не принято делить сравнительно небольшую площадь переднего парусного треугольника между двумя носовыми парусами. Проще управлять одним большим стакселем, используя шкотовые лебедки, чем следить за двумя парами шкотов и бакштагами. За счет небольшого перераспределения площади парусности между гротом и стакселем можно получить более эффективное вооружение, укоротить мачту и понизить центр парусности, что дало бы явный выигрыш в обеспечении остойчивости этого мелкосидящего компромисса.

П. И. Бернатович, «Катера и яхты», 1976 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное