Мелкосидящая яхта-компромисс «Коршун»
Прототипом для «Коршуна» послужила яхта-компромисс «Феникс» постройки 30-х годов. В 1953 г. я снял с натуры основные габариты этой мелкосидящей яхты, составил эскизы внутреннего оборудования, а капитан яхты Я. Е. Астратов передал теоретический чертеж «Феникса», ранее снятый им с корпуса. Эти материалы и послужили основой для создания новых чертежей яхты, которые после поправок известного яхтенного конструктора А. П. Киселева начали реализовываться.
Основные данные яхты-компромисса «Коршун» (по проекту) | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 8,55 |
Длина по КВЛ, м | 8,33 |
Ширина наибольшая, м | 2,50 |
Осадка корпуса по КВЛ, м | 0,7 |
Осадка со швертом, м | 1,6 |
Водоизмещение полное, т | 2,5 |
Вес балласта, кг | 800 |
Площадь парусности, м² | 40 |
Общий вид и парусность яхты
Лекалами для обшивки корпуса послужили 10 натесных усиленных шпангоутов. Сборка велась на стапеле в положении вверх килем.
После обшивки поясьями на пазовых рейках между натесными шпангоутами поверх пазовых реек были установлены гнутые шпангоуты и проклепаны с ними медными гвоздями-заклепками.
Казалось, что конструкция получилась достаточно жесткой, но впоследствии опыт плавания показал, что это далеко не так. Пазовые рейки при широких поясьях располагались редко, заклепок было мало, а дополнительных прокладок между шпангоутами и поясьями я не ставил.
Теоретический чертеж яхты-компромисса (по проекту)
При строительстве корпуса от чертежей я все же отклонился: у «Феникса» были слишком выпуклые обводы в носовой части, и обогнуть корпус досками без распаривания было невозможно. Я раздвинул шпангоуты по всей длине равномерно, увеличив длину с 8,5 до 9 м, чтобы сделать обводы носовой части более плавными.
Таблица ординат
№ шп. | Полушироты от ДП | Высоты от ОП | |||||||||||
К | ВЛ1 | ВЛ2 | ВЛ3 | ВЛ4 | ВЛ5 | ВЛ6 | ВЛ7 | Б | К | IБ | IIБ | Б | |
1 | 0 | — | — | 35 | 140 | 250 | 335 | 462 | 565 | 340 | 995 | — | 1595 |
2 | 20 | — | 80 | 220 | 400 | 555 | 677 | 822 | 910 | 190 | 560 | 1135 | 1532 |
3 | 34 | 50 | 220 | 442 | 345 | 816 | 904 | 1043 | 1125 | 65/43 | 400 | 693 | 1480 |
4 | 75 | 112 | 330 | 610 | 850 | 1006 | 1080 | 1170 | 1223 | 25/80 | 316 | 540 | 1442 |
5 | 112 | 168 | 424 | 700 | 962 | 1108 | 1175 | 1240 | 1250 | 0 | 263 | 480 | 1420 |
6 | 125 | 160 | 328 | 700 | 970 | 1110 | 1170 | 1220 | 1225 | 0 | 310 | 470 | 1415 |
7 | 100 | 116 | 163 | 466 | 820 | 1022 | 1115 | 1173 | 1185 | 0 | 403 | 555 | 1408 |
8 | 60 | 65 | 85 | 150 | 550 | 822 | 960 | 1082 | 1110 | 0 | 525 | 690 | 1412 |
9 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 485 | 710 | 920 | 956 | 0 | 677 | 947 | 1420 |
10 | 0 | — | — | — | — | 0 | 420 | 670 | 732 | 700 | 836 | — | 1435 |
После обшивки корпуса на флоры была положена очень широкая килевая балка, которая состояла из трех склепанных досок толщиной 50 мм. Через килевую балку и флоры были пропущены штыри в два ряда по профилю фальшкиля, который снаружи также был обшит досками. Образовался ящик, куда улегся разный железный лом, и все это было залито цементным раствором. Когда цементный раствор застыл, корпус яхты поставили на киль. Палуба была зашита тонкими досками также на пазовых рейках с внутренней стороны, а снаружи покрыта тонким линолеумом, который наклеили на палубу масляно-смоляным лаком 6-с. Рубка сделана из набора реек и покрыта сверху палаточным материалом на масляной краске.
Общее расположение яхты
Под кокпитом был установлен 6-сильный двигатель «СМ-255Л», но работал он неважно и после двух сезонов его сняли. Мачту и паруса мне предоставил ленинградский яхт-клуб ДСО «Труд».
Спущенная на воду яхта неожиданно для строителей пошла на дно — обшивка корпуса, сделанная на пазовых рейках, но без конопатки, пропускала воду. Прошло время, корпус забух, воду откачали, установили на яхте весь такелаж, но «Коршун» не погрузился до намеченной ватерлинии — железобетонный фальшкиль оказался слишком легким. Я не придал этому значения, но при первом же выходе в сильный ветер обнаружил, что яхта имеет незначительную остойчивость. Пришлось уложить несколько чугунных слитков весом по 30 кг под настил между флорами.
Третьей конструктивной ошибкой было применение навесного руля, который оказался неудобным и малоэффективным. На второй сезон руль установили под свесом, как и принято на килевых яхтах.
После доработок «Коршун» зарекомендовал себя остойчивым судном, ходил в любую погоду в пределах Невской губы и Финского залива.
Прим. ред.: Обводы корпуса, внешний вид, планировка и парусное вооружение «Коршуна» типичны для компромисса немецкой постройки 30-х годов, с какового, собственно, и делалась копия. Сейчас уже не принято делить сравнительно небольшую площадь переднего парусного треугольника между двумя носовыми парусами. Проще управлять одним большим стакселем, используя шкотовые лебедки, чем следить за двумя парами шкотов и бакштагами. За счет небольшого перераспределения площади парусности между гротом и стакселем можно получить более эффективное вооружение, укоротить мачту и понизить центр парусности, что дало бы явный выигрыш в обеспечении остойчивости этого мелкосидящего компромисса.
П. И. Бернатович, «Катера и яхты», 1976 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие проекты яхт на сайте: |
---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |