Фанерная яхта со скуловыми килями. Как построить яхту из фанеры.
В данном проекте расскажем, как построить небольшую яхту из фанеры. Конструкция фанерной яхты со скуловыми килями (статью о яхтах со скуловыми килями см. здесь) рассчитана на любительскую постройку. Яхточка предназначена для плавания в закрытых водах: по рекам, малым озерам и водохранилищам.
Основные характеристики яхты | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 4,50 |
Длина по ватерлинии, м | 3,65 |
Ширина наибольшая, м | 1,70 |
Ширина по скуле, м | 1,52 |
Осадка, м | 0,40 |
Высота надводного борта, м: | |
— в носу | 0,73 |
— в корме | 0,46 |
Вес без снабжения и парусов, кг (около) | 250 |
Яхта не имеет балластного фальшкиля, однако благодаря большой ширине, обводам типа «шарпи» и высокому надводному борту остойчивость ее достаточна для плавания в закрытых водах. Если скуловые кили изготовить из стальных листов толщиной 6-8 мм, их вес составит около 50 кг, что приведет к некоторому дополнительному повышению остойчивости.
Обводы яхты рассчитаны на применение фанеры. Для упрощения постройки яхты из фанеры погибь линий скулы и киля сделана незначительной, а все днищевые ветви шпангоутов — параллельными.
Теоретический чертеж фанерной яхты
увеличить, 2043х2080, 219 КБ
а — бок; б — полуширота; в — корпус.
Таблица плазовых ординат
Линии | № шпангоутов | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5' | 6 | 6' | 7 | Тр. | |
Полушироты от ДП, мм | |||||||||||
Борт | 380 | 598 | 750 | 835 | 856 | 837 | 823 | 782 | 715 | 688 | 615 |
Скула | 180 | 410 | 594 | 715 | 762 | 753 | 740 | 700 | 646 | 624 | 594 |
Шпунт | 28 | 37 | 44 | 50 | 50 | 50 | 50 | 48 | 45 | 40 | 40 |
Высоты от основной, мм | |||||||||||
Борт | 1123 | 1110 | 1085 | 1058 | 1025 | 988 | 972 | 945 | 905 | 900 | 865 |
Скула | 434 | 405 | 385 | 376 | 385 | 405 | 418 | 440 | 470 | 485 | 505 |
Шпунт | 405 | 332 | 272 | 245 | 250 | 275 | 283 | 315 | 354 | 374 | 390 |
Обратная седловатость палубы и большая ширина рубки (от борта до борта) делают каюту более вместительной. В каюте располагаются две койки. Кокпит (500х1300) отделен от каюты переборкой и не сообщается с трюмом яхты. Под кокпитом, по бортам у транца и в форпике размещаются воздушные отсеки, обеспечивающие непотопляемость яхты в случае опрокидывания ее при шквале. В «гробах» размещаются: с правого борта — подвесной мотор, бензобак на 15-20 л и спасательные пояса; с левого борта — ящики для одежды, инструмента, запчастей и камбузных принадлежностей.
Общее расположение яхты из фанеры
увеличить, 2278х1504, 316 КБ
1 — воздушный ящик; 2 — место для хранения продуктов; 3 — складной стол 400х450 мм; 4, 15 — лючок; 5 — койка 1900х600 мм, 6 — место для хранения провизии; 7 — воздушный ящик; 8 — ящик для одежды; 9 — ящик для инструмента и запасных частей; 10 — ящик для камбузных принадлежностей; 11 — ящик для кранцев и тросов; 12— воздушный ящик; 13 — ящик для подвесного мотора, бензобака и непромокаемой робы; 14 — кокпит; 16 — штурманский планшет 400х400; 17 — бортовые карманы; 18 — подвесной мотор.
Предусмотрены два складных столика — один для карты, второй — обеденный. Высота каюты у входа 1100 мм.
Яхта может быть вооружена бермудским или гафельным шлюпом; в обоих случаях площадь парусности около 12 м², но мачта гафельного шлюпа на 1,6 м короче. Мачты, заваливающиеся в корму, устанавливаются в стандерсах на крыше рубки или палубе.
Фанерная яхта, вооруженная гафельным шлюпом
Фанерная яхта, вооруженная бермудским шлюпом
Может быть применен подвесной мотор мощностью 1,5-3 л. с. Его можно навесить на транец (в ДП), но при этом руль должен быть снят. Можно также навесить мотор на борту на специальном кронштейне. Полезно в районе кокпита установить на палубе подуключины для нормальной гребли распашными веслами. В этом случае следует изготовить съемную банку.
Для изготовления обшивки, палубы и переборок используется водостойкая фанера толщиной 6-7 мм. Большинство деталей набора (спецификация приведена в таблице) изготовляется из сосны. © http://vodnyimir.ru. Для соединения деталей лучше всего применить водоупорные клеи ВИАМ Б-3, КБ-3 и т. п. Корпус полезно снаружи покрыть эпоксидной или полиэфирной смолой.
Конструктивный чертеж фанерной яхты
Спецификация к конструктивному чертежу фанерной яхты
№ п/п | Деталь | Материал | Размеры | № п/п | Деталь | Материал | Размеры |
1 | Водорез | Дуб | 35х50 | 28 | Полубимс | Сосна | 25х40 |
2 | Форштевень | » | 50х70 | 29 | Карленгс | » | 25х40 |
3 | Кноп | » | 35х200 | 30 | Киль | » | 25х100 |
4 | Переборка 0 шп. | Фанера | δ=6 | 31 | Резенкиль | » | 30х180 |
5 | Настил коек | » | δ=6 | 32 | Флор шп. 2, 3, 4 | » | 30х75 |
6 | Стрингер бортовой | Сосна | 20х40 | 33 | Обшивка днища | Фанера | δ=7 |
7 | Скуловой киль | Ст. 3 | δ=6 | 34 | Стрингер скуловой | Сосна | 25х50 |
8 | Комингс рубки | Фанера | δ=6 | 35 | Обшивка борта | Фанера | δ=7 |
9 | Стандерс мачты | Ст. 3 | Сварной | 36 | Привальный брус | Сосна | 25х50 |
10 | Крыша рубки | Фанера | δ=6 | 37 | Буртик | Дуб, сосна | 20х50 |
11 | Шельф | Сосна | 25х55 | 38 | Шельф | Сосна | 25х80 |
12 | Иллюминатор | Оргстекло | δ=4 | 39 | Переборка шп. 4 | Фанера | δ=6 |
13 | Комингс кокпита | Фанера | δ=6 | 40 | Топтимберс | Сосна | 25х55 |
14 | Лист палубы | » | δ=6 | 41 | Кница скуловая | Фанера | δ=6 |
15 | Стенка кокпита | » | δ=6 | 42 | Флортимберс | Сосна | 25х55 |
16 | Дно кокпита | » | δ=6 | 43 | Днищевой стрингер | » | 20х80 |
17 | Кронштейн | » | δ=30 | 44 | Планка | » | 20х70 |
18 | Перо руля | » | δ=12 | 45 | Кница | Фанера | δ=6 |
19 | Кница транца | Дуб | 30х180х450 | 46 | Палуба бака | » | δ=6 |
20 | Румпель | Ясень | Ø=35 | 47 | Бимс | Сосна | 25х40х900 |
21 | Переборка воздушного ящика | Фанера | δ=6 | 48 | Флор шп. 1 | » | 25х100х800 |
22 | Брештук | Дуб | 30х150х200 | 49 | Настил кокпита | Фанера | δ=6 |
23 | Карленгс | Сосна | 20х40 | 50 | Сухарь | Сосна | 25х120х120 |
24 | Бимс шп. 1 | » | 20х70 | 51 | Переборка воздушного отсека | Фанера | δ=6 |
25 | Бимс усиленный | » | 25х70 | 52 | Транец | » | δ=7 |
26 | Бимс рубки | » | 25х35 | 53 | Шельф | Сосна | 30х75 |
27 | Карленгс кокпита | » | 26х60 | © www.vodnyimir.ru |
При отсутствии фанеры корпус яхты может быть изготовлен с обшивкой на пазовых рейках. При этом шпация должна быть 350-400 мм, а толщина обшивки 12-15 мм. Скуловые кили можно изготовить из листовой стали толщиной 6-8 мм или склеить из деревянных брусков.
Габариты этой яхточки позволяют легко перевозить ее на автомобиле. В то же время в ней можно разместить все необходимое для длительного похода двух человек.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: