Катера. Катера с открытым кокпитом или рубкой-убежищем
1.2. Катера
Мореходные качества большинства катеров допускают их эксплуатацию на открытых акваториях на волне до 1,2 м. По сравнению с мотолодками катера имеют меньший расход топлива на единицу мощности, особенно при установке дизелей.
Суда этого типа в зависимости от уровня обитаемости делятся на две группы: катера открытые или с рубкой-убежищем; каютные катера повышенной комфортабельности.
Катера с открытым кокпитом или рубкой-убежищем
Катера с открытым кокпитом или рубкой-убежищем (табл. 1.5). ГОСТом длина судов этой группы установлена в пределах 4,5-5,5 м, однако высокие массогабаритные характеристики серийных двигателей предопределили тенденцию к использованию преимущественно верхнего предела указанных размерений, а у водоизмещающих судов и превышать его. Как правило, применяется кормовое расположение двигателя с угловым реверс-редуктором или поворотно-откидной колонкой. Прямые передачи используются только на тихоходных судах с маломощными двигателями.
Таблица 1.5. Характеристики катеров с открытым кокпитом или рубкой-убежищем
Характеристика | «Ритм» | С-54 | «Амур-М» | «Амур-2» | «Восток» | «Борей» | Водоизме- щающий туристский катер |
«Струй- ка» |
Длина наибольшая, м | 5,04 | 5,32 | 5,5 | 5,62 | 5,5 | 5,45 | 6,34 | 6,5 |
Ширина наибольшая, м | 2,2 | 2,3 | 1,84 | 1,83 | 1,83 | 2,1 | 1,87 | 1,2 |
Высота борта, м | 0,95 | 0,96 | 0,82 | 0,93 | 0,98 | 0,785 | 0,7 | 0,65 |
Водоизмещение, т | 1 | 1,4 | 0,63 | 0,72 | 0,67 | 0,92 | 1 | 0,95 |
Грузоподъем- ность, т |
0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Пассажировме- стимость, чел. |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 7 | 6 |
Допустимая мощность, кВт (л. с.) | 66,2(90) | 73,5(100) | 44(60) | 44(60) | 44(60) | 66-235 (90-320) |
9,9(13,5) | 8,8(12) |
«Ритм» (рис. 1.26) — катер, имеющий небольшие размеры, но обладающий достаточной мореходностью для преодоления волнения высотой до 1,2 м при удалении от берега до 3 км. Используется в качестве служебно-разъездного и для обслуживания парусных соревнований в условиях морских заливов. Повышенная килеватость днища (до 17° на транце) обеспечивает мягкий ход на волне без заметного снижения скорости, а высокий борт и рубка-убежище, закрывающая носовую часть судна, хорошо защищают кокпит от брызг.
Корпус имеет плоскокилеватые обводы со скуловыми брызгоотбойниками и четырьмя продольными реданами. Значительный развал бортов в носовой части увеличивает площадь палубы и объем форпика, заполненного пенопластом. Форма транца рассчитана на установку двигателя с угловой поворотно-откидной колонкой (в основном варианте катера используется передача с угловым реверс-редуктором).
Корпус формуется из стеклопластика; толщина наружной обшивки днища 5-6 мм, бортов 4-5 мм. Палуба с рубкой также цельноформованной конструкции из стеклопластика. Днище, подкреплено коробчатыми стрингерами из пенопласта, оклеенного стеклопластиком.
В кокпите предусмотрены три сиденья: два в корме по обе стороны от капота двигателя и одно для водителя — впереди. Рубка-убежище оборудована мягкими диванами с рундуками под ними.
С серийным двигателем М8ЧСПУ-100-1 максимальная скорость катера 45 км/ч, при полной нагрузке — 42 км/ч.
Тримаран С-54 (рис. 1.27) предназначен для обслуживания водноспортивных соревнований, несения спасательной службы. Рассчитанный на высокую скорость, он обладает ограниченной мореходностью. Корпус имеет тримаранные обводы со спонсонами, доходящими до транца. Помимо обеспечения статической и динамической остойчивости, это позволило получить полезную площадь, достаточную для оборудования рубки-убежища, не слишком просторной, но обеспечивающей всему экипажу укрытие от непогоды и надежно защищающей кокпит от забрызгивания. Кормовая от миделя часть корпуса занята двигателем с угловым реверс-редуктором, поэтому в кокпите на диване могут разместиться лишь 3 чел.
Днище имеет умеренную килеватость, уменьшающуюся от 20° на миделе до 12° на транце. Корпус собран из двух стеклопластиковых блоков — собственно корпуса и палубы. Фланцы на стыке облицованы резиновым профилем, образующим привальный брус по всему периметру корпуса. Толщина обшивки составляет 7-10 мм, что обеспечивает высокую прочность корпуса, но вместе с тем делает его массу выше, чем у сопоставимых по размерениям судов с обшивкой из легких сплавов или фанеры. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. Продольным набором служат два днищевых и два бортовых стрингера из пенопласта, оклеенного стеклотканью.
Конвертированный автомобильный двигатель М8ЧСПУ-100-1 мощностью 73,5 кВт (100 л. с.) позволяет катеру с одним водителем развивать скорость 50 км/ч, с 5 чел. — 40 км/ч.
«Амур» (рис. 1.28) — прогулочно-туристский катер, который во всех вариантах («Амур», «Амур-М», «Амур-2», «Амур-3» и «Восток») находит также применение в качестве буксировщика воднолыжников, спасательного и патрульного судна. Вогнуто-килеватые обводы корпуса характеризуются умеренной килеватостью у транца и подъемом скулы у форштевня. Допускается эксплуатация катера с удалением от берега до 5 км при волне высотой до 0,75 м. Корпус клепано-сварной конструкции изготовлен из дюралюминия Д16АТ. На «Амуре-2» и «Амуре-3» для корпуса применен сплав АМг5М (о катерах «Амур-2» и «Амур-3» подробнее см. здесь).
На катерах серии «Амур» устанавливается конвертированный двигатель автомобиля «Москвич-412». На «Амуре» и «Амуре-М» передача на винт осуществляется через угловой реверс-редуктор. На «Амуре-2» и «Амуре-3» размещаются поворотно-откидные угловые колонки. На базе «Амура-3» разработан вариант водометного катера «Восток». Скорость катеров с полной нагрузкой и гребным винтом составляет 40 км/ч, водометного катера — 37 км/ч.
«Борей» (рис. 1.29) — катер, предназначенный для обеспечения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту. Места для экипажа из 2-3 чел., кресло рулевого и диван, на котором тренер и судья сидят лицом в корму, — оборудованы носовой части кокпита, а объем в районе миделя занят двигателем. Такая планировка позволяет применять наиболее простую — прямую передачу мощности на гребной винт. Предусмотрена установка двигателей широкого мощностного ряда. Серийные суда в основном оснащены двигателями М8ЧСПУ-100 и М100ВС, обеспечивающими скорость 50-52 км/ч. С конвертированным двигателем. ГАЗ-13 катер развивает скорость 60 км/ч.
Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрингера, отформованных из стеклопластика. Толщина обшивки днища 5 мм, палубы 4 мм.
Водоизмещающий туристский катер (рис. 1.30) имеет круглоскулые обводы (теоретический чертеж судна приводится в гл. 10), рассчитанные на плавание с полным грузом со скоростью 11-17 км/ч при установке двигателей мощностью 4,4-9,9 кВт (6-13,5 л. с.).
Размещение моторного отсека в корме позволило применить планировку, отвечающую основному назначению судна. Большая часть полезного объема занята просторным кокпитом с продольными банками-рундуками. Установка в его носовой части съемной рубки позволяет оборудовать здесь спальные места. Катер можно использовать и для хозяйственных целей — в этом случае корпус остается полностью открытым, что удобно для размещения грузов. Кроме рундуков под банками для хранения снаряжения используется герметически закрытый форпик с доступом через люк на палубе. Такой же водонепроницаемый отсек в ахтерпике предусмотрен для бензобака и канистр.
Корпус катера представляет собой цельноформованнуюоболочку из стеклопластика с вклеенными в нее переборками, фундаментом под двигатель и банками-рундуками. Палуба формуется отдельно. Набор практически отсутствует. Прочность и жесткость корпуса обеспечиваются переборками, стенками рундуков и соответствующей профилировкой пластмассовой оболочки. Толщина обшивки корпуса 5 мм, палубы и рубки 9 мм.
«Струйка» (рис. 1.31) — катер (теоретический чертеж помещен в гл. 10) любительской постройки. Рассчитан на плавание по рекам с быстрым течением. Корпус с большим удлинением (L/B = 5,4) вследствие применения комбинированных обводов с округлыми килеватыми образованиями днища в носовой части и почти плоскими остроскулыми — в кормовой обеспечивают экономичную эксплуатацию как в водоизмещающем, так и в переходном режимах в диапазоне скоростей 10-18 км/ч с моторами мощностью 2-8,8 кВт (3-12 л. с.).
Высоко поднятая в носу скула с плавным переходом днищевых ветвей шпангоутов в бортовые позволяет катеру легко всходить на волну, хотя из-за малой ширины и низких бортов его нельзя рекомендовать для эксплуатации на открытых водохранилищах с большим удалением от берега.
Моторный отсек делит корпус на кормовой и носовой участки. Носовая часть запалублена. Внутренняя планировка выбирается в зависимости от назначения катера, который можно использовать для продолжительных плаваний, рыбной ловли и хозяйственных перевозок. Водитель обычно размещается в кормовом кокпите.
Конструкция разработана с расчетом на мелкосерийную постройку на верфях местной промышленности или индивидуальную — любителями. Основным материалом для изготовления набора и обшивки служит, сосна, часть шпангоутов (4-й и 10-й) — из стального угольника. Обшивка устанавливается внакрой.
*******
В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: