Главная>>> Справочник по малотоннажному судостроению>>> Катера. Катера повышенной комфортабельности

Катера. Катера повышенной комфортабельности

Катера повышенной комфортабельности (табл. 1.6). Суда этой группы имеют длину более 5,5 м. В зависимости от назначения они могут быть оборудованы как для дальних туристских походов, так и для обслуживания спортивных соревнований с выходом на открытую акваторию в 5-балльный ветер.

Таблица 1.6. Характеристики катеров повышенной комфортабельности

Характеристика ЛМ4-
87МК
«Викинг» «Баклан» Проект Бича «Максим»
Длина наибольшая, м 6,96 7,1 7,2 7,46 7,6
Ширина наибольшая, м 2,07 2,3 2,2 2,62 3
Высота борта, м 0,95 1,3 0,9 1,7 1,3
Водоизмещение, т 2,15 2,1 3 3,1 2,1
Пассажировместимость, чел. 6 8 6 4 6
Допустимая мощность, кВт(л. с.) 66,2 (90) 95,6 (130) 9,9 (13,5) 63,2 (86) 44,8 (61)

Катера. Катера повышенной комфортабельности Катер ЛМ4-87МК (рис. 1.32) — модификация базовой модели 87М. По сравнению с ней в новом проекте изменены размерения и архитектура, установлен более мощный двигатель М8ЧСПУ-100-1. Поперечными переборками корпус разделен на форпик, каюту, кокпит и моторный отсек. В форпике хранится шкиперский инвентарь. В каюте размещены откидной столик, диван и кресло, которые могут быть преобразованы в четыре спальных места. Предусмотрена естественная приточная вентиляция через козырьки и воздухораспределители. В кокпите расположены пост управления, два кресла и кормовой диван. По бортам между 8-м и 9-м шп. размещены две топливные цистерны.

Передача мощности на гребной винт осуществляется через угловой реверс-редуктор, который вместе с двигателем размещен в моторном отсеке.

Корпус имеет остроскулые обводы с малой килеватостью днища и отгибом его в районе скулы. Набор выполнен из древесины хвойных пород, обшивка — из фанеры ФСФ и БС-1 толщиной 5 и 7 мм.

Катер обладает достаточной мореходностью и пригоден для эксплуатации на волне высотой до 1,2 м, однако из-за малой килеватости корпуса при этом приходится ограничивать скорость (еще о катере ЛМ4-87МК можно посмотреть на этой странице).

Катер «Викинг» (рис. 1.33) имеет две модификации: судно с небольшой каютой и просторным кокпитом и полностью открытым корпусом со смотровой площадкой 3-метровой высоты. Основное назначение катера — обслуживание соревнований по парусному спорту, может также использоваться в качестве туристского и разъездного.

Катер «Викинг» Корпус имеет обводы типа моногедрон с углом килеватости днища на транце 18°, что позволяет развивать полную скорость на волне до 0,5 м. На днище катера по обе стороны от киля установлено по два продольных редана, а на скуле — брызгоотбойник.

Корпус собран из трех секций: собственно корпуса, палубы и козырька ходового мостика вместе с мачтой, отформованных из стеклопластика. Продольными связями служат шесть днищевых стрингеров из пенопласта, оклеенного стеклотканью. Роль поперечного набора выполняют переборки.

Своеобразный внешний вид катеру придает расположенный на крыше рубки ходовой мостик, боковые плоскости которого переходят в П-образную мачту, одновременно служащую каркасом для стояночного тента. Каюта, занимающая большую часть судна, разделена полупереборкой на спальный отсек для 3-4 чел. и (ближе к корме) кают-компанию на 6-8 чел. Бортовые диваны кают-компании преобразуются в два спальных места. Каюта вентилируется через установленные на крыше вентиляционные головки.

Пульт управления катером вынесен на ходовой мостик, куда ведут два трапа, установленные по обе стороны от входа в каюту. Площадь кокпита достаточна, чтобы здесь разместился весь экипаж.

На катерах «Викинг» устанавливаются угловые колонки шведской фирмы «Вольво-Пента» с дизелем мощностью 95,6 кВт (130 л. с.) или бензиновым двигателем мощностью 165 кВт (225 л. с). С первым они развивают скорость 50 км/ч, со вторым — 60 км/ч.

Катер «Баклан» «Баклан» (рис. 1.34) — водоизмещающий круглоскулый катер (теоретический чертеж приведен в гл. 10) для дальнего туризма по рекам и водохранилищам. Рассчитан на установку двигателя малой мощности. Оригинальная компоновка судна разработана Ю. Н. Бирюковым на основе деревянных катеров, строившихся на Соломбальской верфи. Обводы этих катеров воспроизводят форму карбасов поморов, но конструкция облегчена и усовершенствована.

По сравнению с соломбальскими катерами «Баклан» имеет более комфортабельную планировку. Экипаж размещается в двух изолированных каютах, что делает катер особенно удобным для семейных путешествий. В каждой каюте по два спальных места. В носовой каюте оборудованы также два платяных шкафа, конструкция которых служит одновременно подкреплением крышки рубки, необходимого в случае установки предусмотренного парусного вооружения. Под диванами в каюте, а также под сиденьями в кокпите устроены рундуки для хранения снаряжения.

Двигатель мощностью 9,9 кВт (13,5 л. с.) устанавливается в кокпите и закрывается капотом, который в хорошую погоду используется в качестве обеденного стола. Мощность на гребной вал передается на прямую через шарнир Гука.

Набор, переборки и транец изготовлены из дуба. Обшивка клинкерная из полос 7-миллиметровой бакелизированной фанеры. Допустима обшивка и из сосновых досок, как это делается на соломбальских катерах.

Катер по проекту Д. Бича (рис. 1.35) — обладает такими качествами, как высокая мореходность, надежность и долговечность при относительно экономичной эксплуатации (подробное описание катера смотрите здесь). Конструкция выполнена в соответствии с правилами Регистра Ллойда для постройки деревянных яхт. Расстояние между гнутыми шпангоутами 240 мм. Киль и дейдвудные брусья выполнены из сосны. Обшивка из красного дерева двойная с толщинами внутреннего слоя 19 мм и наружного 13 мм. Снаружи корпус оклеивается стеклопластиком.

Катер по проекту Д. Бича Круглоскулые обводы катера с заметным подъемом днища к широкому транцу рассчитаны на плавание в широком диапазоне скоростей, с двигателями мощностью от 15 до 73,5 кВт (от 20 до 100 л. с.). С 86-сильным двигателем скорость катера составляет 22,5 км/ч. Острые ватерлинии и развал бортов в носовой части обеспечивают хорошую всхожесть на волну.

Просторная (3,0х2,5 м) каюта размещена в наиболее широкой — кормовой части корпуса, а двигатель смещен в нос от миделя. В каюте установлены два дивана, служащие спальными местами, с выдвижными ящиками под ними. Предусмотрены убирающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В помещении, расположенном перед кокпитом, находятся туалет, раковина-умывальник и шкаф для одежды. Форпик с люком на палубе и сдвижной дверцей в таранной переборке используется для шкиперского имущества. В кокпите установлены два сиденья — для рулевого и его напарника по вахте. От брызг и ветра их защищает высокое стекло, в дождь, может быть поставлен тент. Малая площадь кокпита компенсируется крышей кормовой надстройки, с которой идет трап на транцевую площадку.

Катер «Максим» «Максим» (рис. 1.36) — катер шведской постройки (подробнее о катере «Максим» читайте здесь). Имеет остроскулые обводы малой килеватости (7° на транце). Рассчитан на плавание в переходном режиме в диапазоне скоростей 20-24 км/ч. Корпус отформован из стеклопластика методом напыления, поэтому обшивка имеет большие толщины, чем у сопоставимых судов, корпуса которых изготовлены ручной формовкой. Развитый плавник способствует уменьшению дрейфа в свежий ветер и устойчивости катера на курсе, а также предохраняет от повреждений винт и дейдвуд угловой неповоротной и неоткидывающейся колонки. Скомпонованный с колонкой двигатель размещен близ миделя и занимает минимум полезного объема. При относительно небольших размерениях катер располагает достаточно комфортабельными помещениями для 5-6 чел.

На судне три каюты. Носовая — двухместная, с V-образным расположением диванов, преобразуемых в двуспальную койку. В средней каюте полутораспальная койка размещена по-яхтенному — под палубой с просветом до подволока 0,7 м. Наиболее удобна кормовая каюта высотой 1,6 м, в которой размещены двуспальная койка и платяной шкаф. Для размещения снаряжения используются пространства под диванами и в форпике.

При наличии столь значительных объемов жилых помещений на катере оборудован просторный кокпит, в котором одновременно может разместиться весь экипаж.

К недостаткам проекта следует отнести повышенный дифферент при максимальной скорости и значительную парусность корпуса с надстройками.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное