Главная>>> Лодочные моторы>>> Вязкость моторного масла

Вязкость моторного масла

Вязкость моторного масла Ассортимент масел различных производителей для четырехтактных моторов, как стационарных, так и подвесных, в последнее время у нас стал достаточно широким, поэтому у пользователя часто возникает вопрос: «А какое моторное масло лучше, в частности, по вязкости?». Четкого ответа на этот вопрос мы не дадим, но готовы поделиться некоторой информацией, которой обладаем.

На самом деле, если хочется продлить жизнь мотору, неважно дизельный он или бензиновый, четырехтактный или двухтактный, стационарный или подвесной, всегда стоит придерживаться инструкции по эксплуатации. Что же такого написано в этой самой инструкции? Как правило, производитель мотора дает рекомендации по применению моторного масла для каждой конкретной марки. К примеру, инструкция по эксплуатации современного четырехтактного мотора мощностью 15 (20) л. с. производства «Tohatsu» (первая, что попалась под руки) рекомендует использовать масла классификаций по API SF, SG, SH, SJ, SL и SM и конкретно масло классификации FCW10W-30. Любопытно, что в спецификациях для моторов серий ЕРТ также сказано о возможности применения этого масла FCW 10W-30/40. Смотрим в раздел «Моторное масло» и созерцаем таблицу соответствий вязкости масла по SAE. Что мы там видим? Мы видим графики, показывающие, какое масло и при какой температуре окружающей среды целесообразно использовать. «Десятка» говорит нам о том, что масло будет работать (возможно, при запуске не слишком хорошо) при температурах от -20 °С, а «тридцатка» до +30 °С или чуть выше. Индекс «сорок» соответствует температуре +40 °С и чуть выше.

Берем в руки инструкцию по мотору «Honda» той же тактности и той же мощности. Для этого мотора производитель рекомендует использовать масла классов SG, SH, и SJ по классификации API и вязкостью 10W-30 по SAE. Опустим пока классификацию по API (очень нудная и неблагодарная тема) и проанализируем деление масел по SAE. Получается, что почти все производители четырехтактных подвесных моторов советует использовать масла вязкостью 10W-30 (или 40). Это закономерно, так как подвесной мотор работает, как правило, при температурах окружающего воздуха от -5 до +30 °С или чуть выше (либо +40 °С и выше). Известно, что температура воздуха у поверхности воды обычно ниже, чем температура воздуха над поверхностью песка или камней.

Так какое же масло все-таки использовать — 10W-30 или 10W-40? В принципе, на всей территории современной России и бывших республик СССР можно применять любое из этих двух, лишь бы оно было качественным, а его замена осуществлялась в соответствии с рекомендациями производителя мотора.

Более сложный вопрос — это состав базового масла. Известно, что масло на синтетической основе имеет ряд преимуществ перед маслом на минеральной основе. Но среди производителей масел и моторов до сих пор нет четкого единого мнения, как нет и реальной информации о длительных испытаниях масел в различных условиях нагрузок либо она очень скудная. Поэтому сейчас идут «большие дебаты» среди эксплуатационников о том, стоит ли баловаться с маслами, которые во время работы создают тонкие пленки, или отдавать предпочтение более привычным маслам, образующим «толстый слой шоколада».

Сторонники «тонких пленок» утверждают, что масло на синтетической основе имеет лучшую адгезию (в данном случае «прилипание» к внутренним стенкам мотора и его элементов), в некоторых случаях и большую скорость протекания по каналам и между парами трения, а также лучше «отнимает тепло» у металлических деталей.

Сторонники «толстых пленок» считают, что уменьшение слоя масла между трущимися парами, даже если масло обеспечивает хорошую устойчивость пленки к разрыву, может привести к возникновению ударных нагрузок, что, по их мнению, «не есть хорошо».

Сами «мотористы» спорят между собой о том, насколько выгодно быстро отбирать тепло у некоторых элементов мотора, понижая тем самым его общую расчетную температуру. В теории вроде бы все просто, но для практических рекомендаций, видимо, не хватает статистических данных.

Поскольку некоторые масла изготавливаются по заказу производителей моторов для конкретных моделей или имеют соответствующие допуски по применению, возникает законный вопрос: «А можно ли эти масла использовать в моторах других производителей?». Конечно, чтобы ответить на него быстро и «без вариантов», нужно быть «масляным гением». Но многим будет достаточно и логических рассуждений, чтобы остановиться на одном каком-то решении. Если масло разработано для конкретного мотора (серии моторов), то он имеет свои особенности либо у него при использовании «обычных» масел были проблемы, и производитель решил подстраховаться. Как правило, при современных технологиях металлообработки более актуален первый случай. При изготовлении моторов, которым сегодня три-пять лет (возраст «идеологический»), производитель, скорее всего, уменьшил тепловые зазоры, использовал новые материалы и методы обработки и «нагрузил мотор до невозможности», поэтому старые масла в данном случае непригодны либо «ограниченно пригодны». В отношении подвесных моторов такие случаи пока крайне редки и касаются в основном наиболее современных моторов, работающих по двухтактному циклу, но имеющих систему впрыска топлива. Что касается четырехтактных моторов, то применение более старых масел, к примеру, по классификации по API SJ, еще актуально. Но при этом вязкость применяемых масел по SAE может варьироваться от 10W-30 до 10W-40.

Можно ли использовать в подвесных моторах масла SAE 5W-30 или 0W-50 с большим диапазоном рабочих температур, если нет определенных указаний производителя мотора? С одной стороны, масла с большим диапазоном рабочих температур не у всех пользуются уважением, так как есть мнение, что «слишком хорошо — тоже не хорошо». В этом мнении есть здравое зерно, так как сложно сказать, как поведет себя масло в промежуточных режимах и как мотор будет справляться с повышенной (или пониженной) вязкостью в некоторых случаях. С другой стороны, более низкая «зимняя составляющая» просто не нужна, так как подвесные моторы практически не используются при температурах ниже -10 °С, как, впрочем, и «высокая составляющая» — сложно найти место, где над поверхностью воды температура будет превышать 35-40 °С. К тому же турбонаддув на подвесники не ставят (на «Mercury Verado» стоит компрессор, работающий не от давления выхлопных газов). Так что дешевле и «полезнее» использовать масла, имеющие именно тот температурный диапазон, который указывает производитель.

А как же быть с многолетним опытом эксплуатации «вазовских» моторов, когда при падении мощности и определенном износе владельцы заливали более вязкое масло и какое-то время ездили до ремонта? Напомним, что моторы «ВАЗ», которые, надо сказать, были не так уж и плохи, как о них говорят сегодня, все-таки отличаются и по идее, и по многим параметрам от современных подвесных четырехтактных моторов. Да, заливая более вязкое масло, можно на какое-то время продлить жизнь «старичку», даже подвесному, но это исключительная мера, которая порой может закончиться совсем печально, особенно если дело происходит вдали от берегов. Кормить постоянно новый мотор более вязким маслом, чем рекомендует производитель — это изменять его тепловой режим, увеличивать нагрузку на масляный насос и потери на внутреннее трение в моторе и т. д.

Что в итоге? В итоге придется вернуться к инструкции по эксплуатации и придерживаться рекомендаций производителя.

Сегодня в продаже можно найти масло для четырехтактных подвесников на любой вкус, как «фирменное», так и сторонних производителей. Многие крупные производители выпускают именно «морские» масла, предназначенные для работы в сложных условиях. Правда, производители моторов пока не возражают и против автомобильных масел, главное, чтобы те соответствовали по своим качествам требованиям классификаций API и SAE, ну, и вызывали доверие.

Инициативу в данном случае лучше немного поумерить, особенно если нет специальных знаний, в противном случае можно лишить мотор долгой и полноценной жизни, а самого себя — некоторой суммы денег.

«КиЯ», 2010 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное