Главная>>> Лодочные моторы>>> Ремонт и обслуживание подвесного мотора

Ремонт и обслуживание подвесного мотора

Ремонт и обслуживание подвесного мотора

Человек, мечтающий бороздить просторы водной глади, удить рыбу и проводить все свое свободное время на лоне природы, стремится приобрести лодку и подвесной мотор. Купив соответствующий «пакет» для этих целей, он потихоньку начинает замечать, что лодка с мотором требуют значительно больше времени и денег на их обслуживание, чем предполагал ранее. С чем обычно сталкиваются обладатели подвесных моторов в период их эксплуатации, мы и попытаемся выяснить.

Независимо от того, какой модели и марки приобретен подвесной мотор, в любом случае его надо обслуживать. Сразу возникают вопросы: где и как? Со времен царя Гороха существуют два способа — либо надо все делать самому, либо положиться на тех, кто этим занимается профессионально. Свой путь выбирает каждый сам. Поделим возникающие проблемы на две части: те, что можно разрешить самому, и те, что лучше поручить профессионалам.

О самодеятельности. Как правило, в инструкции по эксплуатации подвесных моторов перечислены те операции, которые владелец может выполнить сам. Это, к примеру, регулярные осмотры, замена масла в редукторе, проверка свечей зажигания и т. д. Правда, как показывает опыт, некоторые владельцы порой не могут справиться даже с этими элементарными процедурами, и в результате моторы оказываются в ремонтной мастерской. Хотя замена масла в редукторе четко прописана в инструкции, его недоливают; зазоры на свечах не выставляют или выставляют неправильно; масло мешают с топливом не в тех пропорциях, в которых надо... Часто доходит до того, что владельцы двухтактных моторов используют не фирменное масло, что допускается производителями практически всех моторов, а «запрещенное». Как быть? Если нет уверенности в том, что знаний и навыков хватит, чтобы сделать регламентные работы правильно, лучше довериться специалистам. Для тех, кто сомневается в своих силах, рискнем привести усредненные цены на услуги сервисов (см. табл.).

Стоимость работ* по ремонту и обслуживанию мотора без учета запасных частей, расходных материалов и технических жидкостей

Стоимость работ по ремонту и обслуживанию мотора

* Приведены «условно средние» цены в рублях в относительно больших мастерских, работающих официально. Для моторов старше 5 лет могут вводиться особые наценки. В небольших мастерских цены, как правило, ниже примерно на 10-25%. Но в большинстве небольших мастерских не всегда есть нужное оборудование.

В последнее время можно отметить множество нареканий на работу ремонтников. Не будем вдаваться в полемику по этому поводу, заметим только, что их большая часть не всегда оправданна и справедлива. Очень часто претензии предъявляют люди, не слишком сведущие в технике, или любители нарушений сроков выполнения регламентных работ. Отсюда — разговоры о том, что «содрали не только за заливку масла, но и за регулировки, которые никому не нужны», «нужно было поменять подшипник, а поменяли вместе с сальником» и т. д., и т. п.

Спору нет, среди мастеров есть любители откровенной халтуры, после которых приходится делать двойную работу. Это не секрет, но все-таки в большинстве случаев ремонтом сегодня занимаются люди, достаточно ответственные и знающие.

Многие, посмотрев на «средние цены» обслуживания моторов, которые мы приводим в таблице, произнесут знаменитое «Однако!» незабвенного Ипполита Матвеевича Воробьянинова. И будут правы, но только отчасти. Цены диктует не только рынок, но и необходимость мастерских обзаводиться специальным инструментом, для моторов разных фирм он разный и далеко не дешевый, диагностическим оборудованием и т. п. При этом специальные смазки, специализированные технические жидкости и расходные материалы, поставляемые фирмами-производителями моторов, довольно дороги. Достаточно зайти в какой-нибудь «фирменный» магазин и убедиться в этом.

Конечно, при самостоятельном выполнении ТО мотора можно сэкономить на некоторых его «составляющих». К примеру, консервацию можно делать не с помощью специального спрея, а моторного масла (что не противоречит большинству инструкций по эксплуатации). Вместо того, чтобы заливать в топливную систему дорогой стабилизатор, можно на карбюраторных моделях выработать топливо (топливную смесь). Мастерская себе этого позволить не может, поэтому специалисты там стараются сделать все «по науке», чтобы избежать неприятностей, а иногда и судебных исков.

Чем мощнее мотор, тем он сложнее — это, наверное, аксиома. Чем сложнее мотор, тем труднее разобраться с его проблемами. Для многих моторов последнего поколения есть специальные программы диагностики (встроенные и внешние), которые с достаточной степенью точности позволяют определить причину неисправности, конечно, если собственная подготовка позволяет считывать информацию из блока управления. Однако при подключении профессионального компьютера с более широкими возможностями, чем встроенная система диагностики, можно выявить проблему быстрее, что означает поход в мастерскую. А вот так называемый «гуляющий глюк» может распознать разве что гуру, умеющий по «биению сердца» установить точный диагноз. В особо сложных случаях пошаговая диагностика систем может затянуться надолго...

После этого у читателя может сложиться впечатление, что автор уговаривает всех всегда обращаться в специализированный сервисный центр. Вовсе нет. Вернемся к началу повествования, где я утверждал, что некоторые операции можно и даже должно делать самому. А вот, к примеру, синхронизацию карбюраторов на многоцилиндровом двигателе без специального прибора выполнить самому очень проблематично. Для долгой же и безоблачной жизни мотора правильная синхронизация — залог успеха.

Два слова о ремонтах. В последнее время детали, поврежденные при ударе мотора о подводное препятствие, почти повсеместно можно отремонтировать. Ведь в результате «наезда» в лучшем случае может быть «побита или сбита шпора» или «задран винт», в худшем — полностью разрушен корпус редуктора. В первом случае — при потере шпоры и появлении трещин на корпусе — восстановление целостности корпуса редуктора при содействии квалифицированного сварщика и талантливого (не всегда самого высокооплачиваемого) «восстановителя» винтов может обойтись в 1,5-8 тыс. руб., а ремонт гребного винта из алюминия в сумму от 300 до 3 тыс. руб. Ремонт самого редуктора, т. е. замена шестерен, вала и т. д., обойдется от 7 тыс. до 25-30 тыс. руб. только по запчастям (для моторов малой и средней мощности). Цена в данном случае зависит и от мощности мотора, и от его марки. Сборка (разборка) встанет в среднем еще в 1,5-2 тыс. руб., а в самом сложном случае — в 15-17 тыс. руб.

У этого мотора еще есть шанс
У этого мотора еще есть шанс...

а у этого редуктора уже нет
...а у этого редуктора уже нет.

Сколько стоит сам редуктор с корпусом? Цена зависит и от марки (модели) мотора, и фирмы-продавца, и от региона. К примеру, редуктор в сборе для 15-сильного 2-тактного мотора стоит 15-30 тыс. руб. Цены на редуктор в сборе для большинства современных моторов средние.

Цена самого мотора — 50-90 тыс. руб. (данные на начало осени 2009 г.). Ремонт двигателя может «встать в копеечку», иногда равную стоимости самого мотора. Разумеется, не нового, а уже пожившего водной жизнью. К примеру, только разборка и дефектация двухтактного мотора мощностью 30 л. с. обойдется примерно в 6 тыс. руб. Стоимость работ по замене подшипников, поршней и т. д. обычно равна примерно 20-40 тыс. руб. (в зависимости от сложности ремонта и марки) с использованием оригинальных запасных частей и с учетом необходимых настроек. Это как раз и составляет примерно три четверти стоимости относительно новой 2-тактной «тридцатки» на вторичном рынке. При этом надо учесть, что ожидание запасных частей может растянуться на пару месяцев, сезон же у нас такой короткий...

А поскольку, как известно, «время — тоже деньги», порой выгоднее купить новый мотор.

Если вы — обладатель отечественного мотора и у вас есть опыт ремонта, то проблема уменьшается до покупки нужных деталей и выкраивания времени на работу. Однако стоимость деталей в последнее время растет, да и найти что-либо нужное становится все труднее и труднее, магазинов, специализирующихся на деталях для отечественных моторов, становится все меньше. Плюс к этому — можно нарваться на некачественные детали. Поэтому частенько водномоторники обращаются к аксакалам, у которых в гаражах («кандеях») еще есть запасы старых (советских) деталей.

Сгоревший мотор
Сгоревший мотор годен только на запчасти.

Если же у вас опыта не хватает, то придется просить помощи либо у тех, кто не одну «собаку съел» на ремонте отечественных моторов, либо обратиться в мастерскую. Разумеется, «наш» мотор ремонтировать по расценкам, ориентированным на нормо-часы, крайне невыгодно. В ряде мастерских есть «специальные предложения» по ремонту «Вихрей», «Нептунов», «Ветерков» и т. д. Встречаются и узкоспециализированные мастерские, которые выполняют ремонт только российских (советских) моторов. Расценки у них, как правило, ниже. Проблема только в том, что не всегда в них есть детали нужного качества.

Как выбрать сервисную мастерскую? Вопрос, наверное, один из самых сложных. Понятно, что официальные мастерские, выполняющие гарантийный ремонт и послегарантийное обслуживание (обычно принадлежат фирмам, которые торгуют моторами или входят в состав самой фирмы), имеют ряд преимуществ. По крайней мере, у них почти всегда есть запас наиболее «нужных» деталей. Но и простые мастерские не лыком шиты. Иногда нужную деталь они добывают быстрее и по более низким ценам, чем «официалы». Все зависит от того, кто и как везет в Россию элементы конструкций моторов — через официального дистрибьютора или через фирму, специализирующуюся на поставке запчастей и имеющую хорошие контакты с производителем. В последнее время для некоторых моторов запасные части можно приобрести быстро и относительно недорого через интернет-магазины (некоторые детали и «расходники» для подвесных моторов, например, «Yamaha», можно купить в одном из магазинов, специализирующихся на поставке автомобильных деталей). Личный опыт свидетельствует, что покупка через интернет-магазин позволяет значительно сэкономить время и деньги.

Одним словом, выбор мастерской примерно такой же, как выбор «правильной» заправки, с той только разницей, что тут надо прислушаться к людям, более-менее разбирающимся в водной технике.

И. Лагутин, «КиЯ», 2009 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное