Главная>>> Лодочные моторы>>> Что делать если лодочный мотор не заводится

Что делать если лодочный мотор не заводится

Что делать если лодочный мотор не заводится

Эта проблема, обозначенная в заголовке, волнует многих, особенно тех, у кого двухтактные моторы, как говорится, не первой свежести. Разумеется, все способы оживить любимое детище мы привести не сможем, поскольку в России сегодня имеется большое разнообразие подвесных моторов, но кое-какие общие рекомендации дать попытаемся.

Если мотор не заводится

Итак, начнем с двухтактных классических моторов без систем впрыска топлива мощностью до 100 л. с. У более мощных и технологически более совершенных моторов причин «не заводиться» значительно больше в силу их конструктивных особенностей. Правда, многие рекомендации, которые годятся для малых моторов, подойдут и для них.

Если лодочный мотор вдруг перестал заводиться (или заводится, но тут же глохнет), стоит первым делом пройтись по топливной магистрали и проверить все соединения, начиная от топливного бака. «Забитая» сеточка на приемной трубке (находится внутри бака) топливного бака тоже может стать причиной отказа мотора. «Дыхательный клапан», расположенный обычно на пробке топливного бака, способна «затыкаться» самостоятельно (некоторых производителей), особенно во время дождя и в холодное время года. Короче, надо проверить поступление топлива к карбюратору, осмотрев всю (!) магистраль, включая фильтры и топливный насос. Как-то раз мотор отказывался заводиться из-за микроскопической дырочки в топливном шланге (в месте крепления «груши» к шлангу до клапана), через которую воздух попадал в шланг и не позволял создать нужное давление при накачке «грушей».

Иногда виной может стать плохой бензин, особенно «бадяженный» из газоконденсата. «Неправильный» бензин часто беспокоит яхтсменов, особенно старшего поколения, которые несколько лет держат в бочке бензин «про запас», забыв, что более полугода его хранить нельзя.

Если с топливной системой все в порядке, то необходимо проверить наличие искры на свечах (свече). При этом стоит помнить, что большинство современных моторов, вернее их электрическая часть, не любят, когда свеча не имеет хорошего контакта с «массой». Прокручивать коленчатый вал стартером надо, предварительно убедившись, что выкрученная свеча (свечи) имеют хороший контакт с корпусом моторной головки.

Если бензин «идет», а свеча «искрит», но мотор все равно не заводится, то, вероятно, по каким-то причинам исчезла компрессия в цилиндрах (цилиндре). Это можно проверить либо дедовским способом, прикладывая палец к свечному отверстию и прокручивая коленчатый вал стартером, либо используя компрессометр. Правда, последний на двухтактном моторе покажет реальную компрессию только, когда он разогрет до рабочей температуры. Однако если давления в камере сгорания вовсе нет, то это можно и пальцем почувствовать. Если компрессия «уплыла», то мотор иногда удается завести, налив в цилиндры под свечи немного масла для двухтактника. Если давление в камере сгорания не создается из-за того, что «кольца не держат», то, налив немного масла в цилиндры и пару раз прокрутив стартером коленчатый вал, можно на короткое время восстановить давление в камере сгорания и завести мотор. Если «потеря» компрессии повторяется, а мотор катастрофически теряет мощность, то имеет смысл обратиться к доктору, т. е. к механику за консультацией.

Отсутствие искры в полевых условиях на современных моторах зарубежного производства, скорее всего, не побороть, можно разве что попробовать заменить свечи. Разумно будет проверить все электрические соединения, возможно, из-за вибраций какая-нибудь клемма или гаечка (ботик) «отошла», и проблема — в этом, а возможно, что нет хорошего контакта катушки зажигания и «массы». То есть необходимо попытаться проверить все версии. Некоторые моторы не заводятся из-за выхода из строя катушки генератора (магнето). На старых отечественных моторах иногда виной этого становится неисправность магнитов.

Один из самых коварных элементов мотора — карбюратор. Коварных, потому что частенько может устроить «сладкую жизнь» хозяину, казалось бы, на пустом месте. Разбираться с этим «агрегатом» стоит только после того, как точно выяснено, поступает ли к нему топливо, и есть ли «хорошая» искра на свече (по крайней мере, так советуют различные инструкции). Разобрать-собрать относительно новый карбюратор отечественного производства несложно даже в полевых условиях. Настроить тоже. Однако, если речь идет о хорошо пожившем карбюраторе зарубежного производства, то тут могут возникнуть проблемы, особенно когда разборка-сборка производятся в первый раз, и под руками нет описания карбюратора и его настроек. На маломощных моторах могут быть установлены карбюраторы мембранного типа, для ремонта которых требуется ремкомплект, что осложняет работу на воде. Более сложные карбюраторы, как правило, достаточно промыть, почистить (продуть) и установить на место, предварительно запомнив его настройки. Несмотря на топливные фильтры, которые на многих моторах установлены еще на заводе, риск попадания в карбюратор всякой гадости, которая будет активно противодействовать не только нормальной работе мотора, но и его запуску, существует постоянно.

Испортить настроение может и запорная игла на поплавковом карбюраторе. Со временем из-за износа она перестает нормально «садиться» в седло, что может привести к тому, что мотор будет «схватывать», но заводиться нормально не станет.

Лепестковые клапаны и золотники также могут преподнести свои сюрпризы. Выход из строя этих элементов, как правило, сложно определить визуально, но по некоторым признакам поставить диагноз все-таки удается. Если при прокручивании стартером топливная смесь через диффузор (диффузоры) карбюратора (карбюраторов) пытается вырваться наружу, то, скорее всего, нарушена работа либо клапанов, либо золотников (в зависимости от конструкции мотора). В чистом поле с золотниками худо-бедно можно разобраться, но если лепестковый клапан сломался, то...

Выход из строя сальников коленчатого вала также порой приводит к тому, что мотор будет плохо заводиться.

Мотор с неисправными лепестковыми клапанами, золотниками и сальниками коленчатого вала, прежде чем сломаться окончательно, будет подавать сигналы о том, что с ним «что-то не так». Изменится работа на холостых оборотах или его начнет «колбасить», снизится мощность либо он станет вялым (тупым) на разгоне. При неисправности нижнего сальника коленчатого вала может появиться влага в нижнем цилиндре, если мотор многоцилиндровый.

Неправильно отрегулированное зажигание на некоторых моторах также может препятствовать его быстрому запуску. В этом случае имеет смысл хоть как-то завести мотор и дойти до «базы», где можно будет заняться регулировками. На ряде моторов регулировку произвести достаточно просто даже в полевых условия, но в некоторых случаях необходимо хорошо знать алгоритм настройки. Правда, нарушение установки системы зажигания происходит обычно не сразу, поэтому стоит придерживаться рекомендаций инструкции по эксплуатации и регулярно проверять состояние системы зажигания.

Масло, хотя многим это может показаться странным, тоже становится иногда виновником плохого запуска мотора либо вовсе его отсутствия. Особенно это актуально в холодное время, а также весной и осенью ранним утром, когда днем тепло, а по ночам прохладно. Сложно кого-то обвинять, не проведя серьезную экспертизу, но нередко купленное масло, предназначенное для подвесных двухтактных моторов, «плохо ведет себя» при температурах окружающего воздуха 10-12 °С и ниже. По какой-то причине это масло в процессе работы мотора не сгорает полностью, а оседает толстым слоем на свечах, нарушая их работу.

И, конечно, виновником отказа мотора заводиться частенько становится его хозяин, который невнимательно читал инструкцию или наслушался «морских волков» и по их советам не следит за мотором, использует неположенное масло и даже заводит холодный («горячий») мотор не так, как положено. Надо помнить, что любой мотор, хотя и производен серийно, со временем обзаводится своими особенностями. К примеру, два мотора одной марки и одинаковой мощности после обкатки заводились, но один — при полностью вытащенной «кнопке» подсоса, а другой — только если «кнопка» была вытащена наполовину. Встречаются моторы, которые надо прокрутить стартером «вхолостую», а затем, утопив «кнопку» подсоса, уже заводить. Вариантов может быть масса, так как и производителей много, и конструкций, и моторов... И все они имеют тенденцию к изнашиванию и нарушению регулировок даже в самые первые часы своей работы.

«КиЯ», 2010 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное