Что делать, если четырехтактный мотор неправильно хранился или перевозился
Четырехтактные подвесные моторы малой и средней мощности потихоньку отвоевывают в России свое место у двухтактных. Они и потише, и поэкономичнее, и... Но есть у них одна проблемка, о которой мы сегодня и порассуждаем. Речь пойдет о положении мотора в процессе хранения и перевозки.
Производители уже все перья сломали и извели кучу бумаги, предупреждая обладателей четырехтактных моторов о том, что хранить и перевозить их необходимо либо в вертикальном положении, либо на том боку, на котором указано в инструкции. Но... в мастерскую по ремонту мотор с залитым маслом порой привозят в положении, не соответствующем специальным знакам на корпусе самого мотора. А что происходит в гаражах, на стоянках, да и просто на лоне природы, знает только Создатель.
Тему этого повествования, как принято говорить, подкинул один из счастливых обладателей «пятнашки», работающей по четырехтактному циклу. Как-то, будучи на природе и готовясь спустить лодку на воду, предварительно выгрузив все из автомобиля, он на какое-то время удалился от базового лагеря. Вернувшись в хорошем расположении духа, продолжил сборы и с ужасом обнаружил, что компаньон, осматривавший мотор, перевернул его на тот бок, на котором мотору находиться не положено. Как долго мотор пролежал в таком состоянии, точно определить было сложно, но не более часа.
Конструкция небольших четырехтактных подвесных моторов позволяет транспортировать и хранить мотор «на боку». Но только на определенном. В противном случае масло может попасть в камеру сгорания, и последствия при запуске мотора могут оказаться серьезными, вплоть до ремонта.
Что делать, если мотор все-таки оказался не на том боку, на котором ему положено быть?
Первое, что надо сделать — это вывернуть свечи, поставив мотор, разумеется, в вертикальное положение, и попытаться определить, попало масло в цилиндры или нет. Хорошо, если владелец мотора регулярно проверяет уровень масла (щупом или по уровню в специальном окошке). Если в полевых условиях есть подозрение, что масло все-таки попало в цилиндры, то придется слить его из мотора способом, который описан в инструкции по эксплуатации. В крайнем случае, если ваше физическое состояние позволяет поднять мотор, можно слить масло через заливное отверстие, желательно в чистую посуду, если запаса масла в оригинальной упаковке нет. Затем следует перевернуть мотор таким образом, чтобы свечные отверстия смотрели вниз и несколько раз провернуть коленчатый вал, используя стартерный шнур. При этом, разумеется, нельзя забывать про чеку кнопки «старт», которая должна быть вынута. В противном случае на некоторых моторах можно убить систему зажигания. Затем желательно, оставив мотор в положении свечными отверстиями вниз, не ворсистой тканью, лучше хлопчатобумажной, попробовать удалить все масло из цилиндров и камеры сгорания. Свечи, естественно, тоже надо протереть, если на них есть масло. Далее все выполнить в обратном порядке: поставить свечи на место, установить мотор в вертикальное положение, залить масло и попробовать завести, разумеется, на воде.
Можно воспользоваться другим, быстрым способом, но не всегда приводящим к успеху. Выкручиваем свечи и смотрим, есть масло в цилиндрах или нет. Если масло есть, то, сняв чеку с кнопки запуска, прокручиваем ручным стартером коленчатый вал несколько раз. Затем удаляем остатки масла и, как можно быстрее, ставим мотор в вертикальное положение. Ставим свечи на место и несколько раз прокручиваем мотор «вхолостую» с выключенным зажиганием. В принципе, если мотор лежал в неправильном положении не дольше часа при температуре до 20 °С, способ должен «сработать».
Но и тот и другой способы имеют недостаток: масло может остаться на выпускном клапане, который может покрыться нагаром с вытекающими отсюда последствиями. Лечить эту проблему непросто, а со временем, возможно, потребуется даже вскрытие. Тут помочь горю тоже удается двумя способами. Либо сразу после того, как масло удалено из камеры сгорания и выполнена первая заводка мотора, надо дать ему поработать минут пять на минимально возможных оборотах (холостой ход) без нагрузки, а затем под нагрузкой минут десять на оборотах, близких к максимальным. На некоторых моторах это помогает. Либо в этом случае используем химические препараты, предназначенные для снятия нагара с элементов мотора, в частности, с выпускных клапанов. Хуже от этого мотору не станет, а проблема может исчезнуть «как бы сама собой». Сегодня препаратов, позволяющих очищать камеру сгорания и выпускные клапана, в автомобильных магазинах довольно много, и почти все они худо-бедно справляются со своими обязанностями. При покупке такого препарата надо лишь внимательно ознакомиться с сопроводительной инструкцией, так как очищающих препаратов топливной системы и камеры сгорания много, и их применение имеет некоторые отличия, а значит, и последствия. Предпочтения надо отдавать препаратам, предназначенным для удаления нагара с клапанов. Во избежание этого занятия, лучше всего внимательно следить за тем, чтобы дети или неопытные «мореплаватели» без вашего ведома не перевернули мотор на 360°, иначе, как вы понимаете, головная боль при первой же заводке мотора вам обеспечена.
Еще один вопрос часто задают владельцы четырехтактных моторов малой и средней мощности: «Можно ли долго перевозить такой мотор в положенном состоянии, но с маслом?». Безусловно, можно, если он лежит на «правильном» боку (разумеется, горизонтально, без сильного наклона).
«КиЯ», 2007 г.
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: