Главная>>> Лодочные моторы>>> Что делать, если четырехтактный мотор неправильно хранился или перевозился

Что делать, если четырехтактный мотор неправильно хранился или перевозился

Что делать, если четырехтактный мотор неправильно хранился или перевозился

Четырехтактные подвесные моторы малой и средней мощности потихоньку отвоевывают в России свое место у двухтактных. Они и потише, и поэкономичнее, и... Но есть у них одна проблемка, о которой мы сегодня и порассуждаем. Речь пойдет о положении мотора в процессе хранения и перевозки.

Производители уже все перья сломали и извели кучу бумаги, предупреждая обладателей четырехтактных моторов о том, что хранить и перевозить их необходимо либо в вертикальном положении, либо на том боку, на котором указано в инструкции. Но... в мастерскую по ремонту мотор с залитым маслом порой привозят в положении, не соответствующем специальным знакам на корпусе самого мотора. А что происходит в гаражах, на стоянках, да и просто на лоне природы, знает только Создатель.

Тему этого повествования, как принято говорить, подкинул один из счастливых обладателей «пятнашки», работающей по четырехтактному циклу. Как-то, будучи на природе и готовясь спустить лодку на воду, предварительно выгрузив все из автомобиля, он на какое-то время удалился от базового лагеря. Вернувшись в хорошем расположении духа, продолжил сборы и с ужасом обнаружил, что компаньон, осматривавший мотор, перевернул его на тот бок, на котором мотору находиться не положено. Как долго мотор пролежал в таком состоянии, точно определить было сложно, но не более часа.

Конструкция небольших четырехтактных подвесных моторов позволяет транспортировать и хранить мотор «на боку». Но только на определенном. В противном случае масло может попасть в камеру сгорания, и последствия при запуске мотора могут оказаться серьезными, вплоть до ремонта.

Что делать, если мотор все-таки оказался не на том боку, на котором ему положено быть?

Первое, что надо сделать — это вывернуть свечи, поставив мотор, разумеется, в вертикальное положение, и попытаться определить, попало масло в цилиндры или нет. Хорошо, если владелец мотора регулярно проверяет уровень масла (щупом или по уровню в специальном окошке). Если в полевых условиях есть подозрение, что масло все-таки попало в цилиндры, то придется слить его из мотора способом, который описан в инструкции по эксплуатации. В крайнем случае, если ваше физическое состояние позволяет поднять мотор, можно слить масло через заливное отверстие, желательно в чистую посуду, если запаса масла в оригинальной упаковке нет. Затем следует перевернуть мотор таким образом, чтобы свечные отверстия смотрели вниз и несколько раз провернуть коленчатый вал, используя стартерный шнур. При этом, разумеется, нельзя забывать про чеку кнопки «старт», которая должна быть вынута. В противном случае на некоторых моторах можно убить систему зажигания. Затем желательно, оставив мотор в положении свечными отверстиями вниз, не ворсистой тканью, лучше хлопчатобумажной, попробовать удалить все масло из цилиндров и камеры сгорания. Свечи, естественно, тоже надо протереть, если на них есть масло. Далее все выполнить в обратном порядке: поставить свечи на место, установить мотор в вертикальное положение, залить масло и попробовать завести, разумеется, на воде.

Можно воспользоваться другим, быстрым способом, но не всегда приводящим к успеху. Выкручиваем свечи и смотрим, есть масло в цилиндрах или нет. Если масло есть, то, сняв чеку с кнопки запуска, прокручиваем ручным стартером коленчатый вал несколько раз. Затем удаляем остатки масла и, как можно быстрее, ставим мотор в вертикальное положение. Ставим свечи на место и несколько раз прокручиваем мотор «вхолостую» с выключенным зажиганием. В принципе, если мотор лежал в неправильном положении не дольше часа при температуре до 20 °С, способ должен «сработать».

Но и тот и другой способы имеют недостаток: масло может остаться на выпускном клапане, который может покрыться нагаром с вытекающими отсюда последствиями. Лечить эту проблему непросто, а со временем, возможно, потребуется даже вскрытие. Тут помочь горю тоже удается двумя способами. Либо сразу после того, как масло удалено из камеры сгорания и выполнена первая заводка мотора, надо дать ему поработать минут пять на минимально возможных оборотах (холостой ход) без нагрузки, а затем под нагрузкой минут десять на оборотах, близких к максимальным. На некоторых моторах это помогает. Либо в этом случае используем химические препараты, предназначенные для снятия нагара с элементов мотора, в частности, с выпускных клапанов. Хуже от этого мотору не станет, а проблема может исчезнуть «как бы сама собой». Сегодня препаратов, позволяющих очищать камеру сгорания и выпускные клапана, в автомобильных магазинах довольно много, и почти все они худо-бедно справляются со своими обязанностями. При покупке такого препарата надо лишь внимательно ознакомиться с сопроводительной инструкцией, так как очищающих препаратов топливной системы и камеры сгорания много, и их применение имеет некоторые отличия, а значит, и последствия. Предпочтения надо отдавать препаратам, предназначенным для удаления нагара с клапанов. Во избежание этого занятия, лучше всего внимательно следить за тем, чтобы дети или неопытные «мореплаватели» без вашего ведома не перевернули мотор на 360°, иначе, как вы понимаете, головная боль при первой же заводке мотора вам обеспечена.

Еще один вопрос часто задают владельцы четырехтактных моторов малой и средней мощности: «Можно ли долго перевозить такой мотор в положенном состоянии, но с маслом?». Безусловно, можно, если он лежит на «правильном» боку (разумеется, горизонтально, без сильного наклона).

«КиЯ», 2007 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное