Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  

Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Гольфстрим - катер с автомобильным двигателем

Проект катера «Гольфстрим» - катер с автомобильным двигателем

Проект катера «Гольфстрим» - катер с автомобильным двигателем

Выбирая очередной проект катера для самостоятельной постройки, редакция решила отдать предпочтение быстроходному катеру, имеющему современный дизайн, оснащенному мощным легким автомобильным двигателем и приспособленному для воскресного отдыха и небольших путешествий экипажа из четырех человек.

За рубежом такие катера, получившие название «дейкруйзер» или «уикэндер», пользуются сейчас большой популярностью. В пользу публикации такого проекта говорит и то обстоятельство, что наша промышленность в настоящее время ничего подобного не выпускает, хотя, судя по редакционной почте, проектом типичного «дейкруйзера» интересуются как индивидуальные судостроители-любители, так и профсоюзные коллективы ряда предприятий и кооперативы.

Независимо от того, кто возьмется за осуществление публикуемого проекта катера «Гольфстрим», необходимо еще раз критически отнестись к своим возможностям, реально оценить предстоящие трудности. Тем более, что ограниченный объем журнала не позволяет привести рабочие чертежи и полное описание технологии постройки. Публикуемые проекты могут служить как бы ориентиром, канвой технической идеи и предполагают творческое участие строителя в решении каждого отдельного узла, детали или технологического процесса.

К данному проекту эти слова относятся в наибольшей степени. Он рекомендуется для реализации опытному судостроителю, способному самостоятельно решать массу технических вопросов по постройке корпуса, монтажу силовой установки, электрооборудования и т. п. Лучше, если катер «Гольфстрим» будет для тех, кто возьмется его строить, не первым судном. Иначе трудно будет избежать напрасных затрат труда, ошибок и даже разочарований.

Важно также реально осознать, что потребуются немалые затраты денег не только на постройку катера, приобретение материалов и оборудования, но и на его дальнейшую эксплуатацию, особенно, если будет установлен мощный бензиновый двигатель. Именно с поиском и установкой двигателя будет связана одна из наибольших трудностей.

Основные данные катера «Гольфстрим»
Длина наибольшая, м 6,96
Ширина наибольшая, м 2,54
Ширина по скуле, м 2,22
Высота борта, м 1,36
Килеватость днища на транце, град. 17° 30´
Пассажировместимость, чел. 4
Водоизмещение, т 1,8
Мощность двигателя, л. с. 110—150
Скорость, км/ч:  
с полной нагрузкой 48—52
максимальная с водителем и пассажиром 53—58

Общий вид катера «Гольфстрим»

Общий вид катера «Гольфстрим»

Размерения катера «Гольфстрим» определились, в первую очередь, желанием разместить экипаж в составе четырех человек при минимальном уровне комфорта. Кроме того, принятые размерения при соответствующем выборе обводов гарантируют безопасность плавания на акваториях, где волнение около 3 баллов (максимальная высота волны 1,2 м) — нормальное явление.

Водоизмещение катера «Гольфстрим» при соблюдении строгой весовой дисциплины при постройке составит около 1800 кг. А это значит, что для вывода его на режим глиссирования потребуется минимальная мощность двигателя около 90 л. с. Напомним, что у нас в стране выпускается практически только одна модель катерного бензинового двигателя такой мощности — «М8ЧСПУ-100», но в торговую сеть она не поступает. Это конвертированный автомобильный 8-цилиндровый двигатель «ГАЗ-53»; его номинальная мощность 100 л. с. при 3000 об/мин. В катерном варианте удельный вес двигателя, снабженного угловым реверс-редуктором и двухконтурной системой охлаждения, составляет 3,75 кг/л. с. Устанавливается он на служебных и разъездных катерах и может быть приобретен только по случаю — со списанного катера.

Но даже если такой случай представился, не спешите, а постарайтесь приобрести списанный двигатель «ГАЗ-13» или «ГАЗ-14» номинальной мощностью 195 и 220 л. с. соответственно. В очень небольшой серии существуют и катерные варианты этих двигателей, которые устанавливаются на определенные модели буксировщиков воднолыжников. В этом случае можно рассчитывать на эффективную длительную мощность 110—115 л. с. (На катерах двигатель работает на постоянной мощности, в отличие от автомобиля, где используется коробка передач и режим работы зависит от дороги; поэтому на катерах для сохранения моторесурса автомобильные двигатели эксплуатируют на мощности не выше 50—60 % от номинальной.) Запас мощности может потребоваться, например, при выходе на глиссирование груженого катера. В качестве трансмиссии на гребной винт можно использовать штатный реверс-редуктор двигателя «М8ЧСПУ-100» или же другого типа. Вообще говоря, уязвимому наклонному гребному валу лучше было бы предпочесть угловую поворотно-откидную колонку или даже водометный движитель, но их придется конструировать и изготавливать самостоятельно.

Словом, приступать к постройке катера «Гольфстрим» можно только после того, как будут решены все вопросы, связанные с выбором двигателя и передачи.

Таблица плазовых ординат

Линии № шпангоута
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тр.
  Полушироты от ДП, мм
А     305 310 315                
Б     766 904 956 952 950 950          
В         978 1012 1016 1016          
Г     813 970 1050 1087 1090 1090 1090 1090      
Д 1285 1310 1328 1340 1347 1350 1350 1350 1350 1350 1350 1350 1350
Е 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200
Ж 373 643 842 980 1073 1134 1164 1176 1176 1176 1176 1176 1176
З 204 454 667 832 957 1046 1098 1120 1120 1120 1120 1120 1120
Ширина бортового брызго-
отбойника
20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
Ширина скулового брызго-
отбойника
5 12 20 36 54 72 80 88 94 110 140 190 250
Редан I   48 224 353 457 490 518 532 532 502      
Ширина редана I   8 34 58 70 80 80 80 80 50      
Редан II 39 277 468 618 725 803 841 856 856 856 856 856 856
Ширина редана II 3 36 52 60 68 78 80 80 80 80 80 80 80
  Высоты от ОЛ, мм
А     1500 1625 1693                
Б     1455 1546 1630 1712 1720 1720          
В         1582 1582 1582 1582          
Г     1340 1352 1357 1360 1360 1360 1360 1360      
Д 594 885 1066 1167 1210 1230 1230 1230 1230 1230 1230 1230 1230
Е 622 914 1093 1200 1245 1268 1268 1268 1268 1268 1268 1268 1268
Ж 966 894 832 787 750 726 715 705 705 705 705 705 705
З 800 670 558 470 410 375 356 350 350 350 350 350 350
Киль 608 319 140 46 8 0              
Внимание! В «КиЯ» допущены ошибки в таблице плазовых ординат. Данная таблица публикуется с необходимыми исправлениями.

Теоретический чертеж катера «Гольфстрим»

Теоретический чертеж катера «Гольфстрим»
увеличить, 1200х1002, 116 КБ

Теоретический чертеж катера «Гольфстрим»Остроскулые обводы корпуса представляют собой моногедрон с углом внешней килеватости днища на транце 17,5°. В сочетании с подрезанным по плавной кривой линии форштевнем и развалом бортов в носу это позволяет на волнении до полуметра поддерживать максимальную скорость до 53—58 км/ч. Для частичной компенсации потери гидродинамического качества из-за повышенной килеватости корпуса, на днище с каждой стороны от киля установлены по два продольных редана и скуловые брызгоотбойники. В корме скуловые брызгоотбойники переходят в широкие площадки, благодаря которым уменьшается ходовой дифферент и облегчается выход катера на глиссирование. На скоростях свыше 50 км/ч важной составляющей общего сопротивления судна становится доля воздушного сопротивления. У катера «Гольфстрим» стремительный, «зализанный» силуэт, характерный для современных быстроходных катеров и отличающийся низким коэффициентом лобового сопротивления. Характерна для него и малая парусность, сказывающаяся на ходовых качествах катеров на боковых ветрах. Отличительной особенностью силуэта катера является и П-образная мачта-кронштейн, которая служит опорой для постановки ходового и стояночного тентов, размещения топового огня, антенны, сирены и т. д.

Характерными для современных катеров стали кормовые и носовые площадки, так называемые «балконы». У «Гольфстрима» они также имеются. Носовая площадка удобна для работы с якорем, подъема пассажиров на палубу катера стоящего у песчаного берега. Под площадкой укреплен небольшой трап, который опускается вниз после удаления закладной чеки. Кормовая площадка также удобна для посадки пассажиров, при швартовке; для подъема человека из воды с площадки опускается трап из стальных нержавеющих труб. Здесь же закреплен небольшой кронштейн для установки в аварийных ситуациях подвесного мотора. Под сланью площадки предусмотрено место для хранения кормового якоря, концов и т. п. На ее нижней поверхности смонтирована часть рулевого устройства.

Законченность силуэту катера «Гольфстрим» придают три релинга, которые обеспечивают безопасность пассажиров при проходе по палубе. Два из них, сделанные из стальных нержавеющих труб, укреплены на носовой площадке и на крыше рубки, а третий, деревянный, — в корме по бортам кокпита. Своеобразный внешний вид катеру придают и сильно наклоненное ветровое стекло с плоскими гранями, широкие и низкие стекла в боковых стенках каюты, застекленный форлюк, который в жаркую погоду может открываться. В остальном общее расположение и оборудование традиционны для катеров таких размерений и назначения.

Схема общего расположения катера «Гольфстрим»

Схема общего расположения катера «Гольфстрим»
увеличить, 1200х817, 90 КБ

Центральную и почти всю носовую часть судна занимает светлая и просторная каюта размерами 3,6X1,9 м. Высота подволока в ДП — 1,5 м — позволяет удобно разместиться за столом всему экипажу, а кок, занятый приготовлением пищи, может стоять во весь рост при сдвинутой крышке люка. Камбуз (газовая плита и холодильник «Морозко») расположен по левому борту. Крышка камбуза откидывается на кронштейн и увеличивает плоскость стола. Над плитой оборудованы шкафчики для хранения посуды, специй и запасов продовольствия. Обеденный стол может опускаться до уровня диванов и тогда с помощью столешницы можно оборудовать два спальных места, расположенных поперек катера. При необходимости еще два человека могут разместиться в носу на боковых диванах вдоль бортов. В основаниях диванов устроены рундуки для хранения спальных принадлежностей и походного снаряжения. В носовой части каюты по бортам имеются полки для хранения личных вещей экипажа. По правому борту оборудован платяной шкаф, на верхнюю крышку которого можно установить радиоприемник или портативный телевизор. Для вентиляции каюты в крыше сделан люк, через который при необходимости можно закреплять швартовные или буксирные концы за носовые утки. Водитель и пассажиры, находящиеся в кокпите, защищены от ветра и брызг развитым ветровым стеклом, а в дождь — съемным тентом, состоящим из двух частей. В кокпите имеются четыре кресла; сделан он достаточно глубоким, так что находиться в нем, даже при сильной качке, вполне безопасно. В кормовой части палубы кокпита имеются водоотливные (с невозвратными клапанами) шпигаты, через которые попавшая вода быстро удаляется самотеком, так как настил расположен выше ватерлинии. К слову сказать, штуртросовая проводка для обеспечения безопасности проходит по верхнему краю транца.

Двигатель закрывается деревянным капотом с шумоизоляцией по внутренней поверхности. Моторный отсек обязательно следует оборудовать вытяжным вентилятором, включаемым перед каждым пуском двигателя, а также вентиляцией отсека на ходу с помощью приточных и вытяжных каналов. Вентиляцию необходимо предусмотреть и в отсеках, где будет размещена аккумуляторная батарея и топливо. Эти отсеки должны отделяться друг от друга негорючими переборками. Для обеспечения непотопляемости под палубой в носу и в корме необходимо будет разместить около 1 м³ пенопласта. Корпус катера может быть обшит любой водостойкой фанерой (лучше авиационной толщиной 6—8 мм на днище и 5—6 мм на бортах). Все детали набора изготавливаются из прямослойной сосны воздушной сушки, без сучков и других дефектов. Узлы следует собирать на водостойких клеях с запрессовкой латунными шурупами. После установки обшивки рекомендуется набор и саму обшивку прокрасить горячей олифой, а снаружи корпус оклеить стеклотканью на эпоксидном связующем: днище в два слоя, а борта — в один. Скуловой брызгоотбойник и продольные реданы следует устанавливать после оклейки днища стеклотканью.

Для изготовления дверей каюты, мебели, релинга, сланей площадок наиболее предпочтительно красное дерево, которое надо пропитать горячей олифой и покрыть лаком. Корпус катера «Гольфстрим» лучше всего окрасить эпоксидными красками в несколько слоев (до четырех) с последующей располировкой. Эта краска наименее подвержена обрастанию при эксплуатации.

Вдоль привального бруса рекомендуется установить буртик из черного полиэтилена высокого давления — он хорошо себя зарекомендовал для этой цели. Швартовное и буксирное устройства состоят из двух пар уток (в носу и в корме) и рыма, укрепленного на форштевне. Вдоль борта на стенках рубки следует установить рымы для крепления кранцев.

Конструктивные сечения по шпангоутам 3, 6 и 10
Конструктивные сечения по шпангоутам 3, 6 и 10
увеличить, 1200х803, 133 КБ
1 — крыша рубки, фанера δ=4—5; 2 — бимс рубки 22X35, склеить из реек; 3 — стойка 22X45; 4 — полубимс 22X40; 5 — топтимберс 22X90; 6 — шельф (опора дивана) 22Х40; 7 — флортимберс 22Х90; 8 — стойка 22Х40; 9 — опорная рейка пайола 22Х50; 10 — киль 60Х120; склеить из реек; 11 — кница, фанера 6Х180X380; 12 — пайол, фанера δ=8—10; 13 — продольный редан 26X80; 14 — обшивка днища, фанера δ=6—8; 15 — стрингер днищевой 20X60; 16 — настил дивана, фанера δ=8; 17 — брызгоотбойник скуловой; 18 — стрингер скуловой, склеить из двух реек 25X50; 19 — кница, фанера 6Х180X320; 20 — обшивка борта, фанера δ=5—6; 21 — стрингер бортовой 15X50; 22 — спинка дивана, фанера δ=4; 23 — привальный внутренний брус, 25X60; 24 — буртик, полиэтилен 20X30; 25 — наружный привальный брус 20X50; 26 — кница, фанера 6Х150X220; 27 — обвязка фальшборта 30X35; 28 — иллюминатор, плексиглас δ=8; 29 — карленгс люка 8X30; 30 — кница, фанера; 31 — кница, фанера 120X260; 32 — полка, фанера δ=6; 33 — настил носового дивана, фанера δ=8; 34 — кница, фанера 6Х160Х200; 35 — кница, фанера 6X90X360; 36 — брусок, 22X60; 37 — опорный брусок кокпита, 30X50; 38 — опорная рейка пайола 22X60; 39 — кница, фанера 6X180X220; 40 — кронштейны для футштока, отпорного крюка, удилищ; 41 — кница, фанера 6Х140X220; 42 — мачта-кронштейн, фанера δ=3, рейки сосновые.

В заключение добавим, что одним из ленинградских любителей катер по приводимым чертежам уже построен. Правда, архитектура его в процессе постройки была несколько изменена.

Двухлетний опыт эксплуатации катера «Гольфстрим» (на нем установлен двигатель «ГАЗ-14», работающий на угловую колонку) полностью подтвердил ожидаемые результаты.

В. Богданов, «Катера и яхты», 1988 год.

вернуться в раздел

Порекомендуйте эту страницу друзьям:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки
 

Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте