Проект круизного парусного катамарана
Основные данные катамарана | |
---|---|
Длина максимальная, м | 9 |
Ширина максимальная, м | 5,4 |
Ширина по осям корпусов, м | 4,2 |
Ширина корпуса, м | 1,2 |
Клиренс, м | 0,6 |
Высота в надстройке, м | 1,9 |
Высота в корпусах, м | 1,8 |
Вес пустого катамарана, кг | 2900 |
Водоизмещение по КВЛ, кг | 4400 |
Осадка, м | 0,9 |
Парусность, м²: | |
— Грот | 30 |
— Стаксель | 16 |
— Генуя | 35 |
Длина мачты, м | 11 |
В настоящее время в круизных плаваниях и чартере катамараны более популярные, чем однокорпусные яхты. К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную поперечную остойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов и отсутствие балласта обеспечивают большую скорость хода, отсутствие крена при движении под парусами.
Современные катамараны в основном делаются из стеклопластика. Это экономически рентабельно при серийном производстве. Но при единичной постройке или малой партии это абсолютно не выгодно, так как затраты на оснастку будут соизмеримы со стоимостью готового изделия. Поэтому предлагаемый проект для самостоятельной постройки круизного парусного катамарана выполнен по классической технологии строительства деревянных судов с применением современных материалов, которые обеспечивают необходимую прочность и долговечность.
Круизный парусный катамаран длиной 9 м (30 футов) КАТ-30
увеличить, 1247х1761, 80,7 КБ
Вид спереди.
увеличить, 1761х1247, 86,9 КБ
Корпус. Вид сбоку.
увеличить, 1761х1247, 155 КБ
Корпус. Вид сверху.
увеличить, 1761х1247, 103 КБ
Корпус. Вид спереди.
Планировка. В кормовом кокпите располагаются стол с угловым диваном, а также тумба для хранения шкиперского имущества. На тумбе расположен наружный пост управления, с которого удобно управлять катамараном при движении под парусами. Сверху кормовой кокпит закрыт навесом, являющимся продолжением крыши надстройки. На стоянке вечером по бокам и с кормы кокпит можно закрыть съемной сеткой от насекомых. Из кокпита через полноразмерную дверь можно войти в главную каюту надстройки. При продолжительном движении под мотором и в плохую погоду удобнее управлять с поста в надстройке. Здесь также расположены большой диван, обеденный стол, камбуз и входы в корпуса. В каждом корпусе расположены по две отдельные каюты и свой гальюн.
увеличить, 1761х1247, 206 КБ
Планировка палубы.
увеличить, 4001х2832, 318 КБ
Планировка палубы с дополнительным внутренним постом управления.
увеличить, 2487х1761, 271 КБ
Планировка в корпусах.
На носовой палубе расположены центральная консоль около надстройки, настил между корпусами и носовая поперечная балка. В центральной консоли находятся два больших рундука. Здесь можно установить электрическую якорную лебедку. Цепь будет убираться в цепной ящик в рундуке. С центральной консоли можно подняться на крышу надстройки к мачте по трапу, находящемуся по центру в передней части надстройки. Настил дна носового кокпита жесткий из фанеры, усиленный снизу набором. В фанере между элементами набора просверлены отверстия ф30 для стока дождевой и другой воды. На жесткой палубе удобно работать с парусами, с якорными и швартовными канатами. Днем, постелив мягкоту, можно загорать, а вечером — танцевать.
Движители. Парусное вооружение традиционное для такого типа катамаранов. Мачта из алюминиевого профиля установлена на крыше рубки, подкрепленной в этом месте пиллерсом. Раскреплена вантами и форштагом. Для жесткости применяются ромба ванты, 3 штуки через краспицы. Одна в нос, и две — под углом 120 градусов в корму. Фалы и шкоты проведены к посту управления, где установлены 2 лебедки и клавишные стопора.
увеличить, 2493х3521, 333 КБ
Парусное вооружение катамарана.
Парусный катамаран, предполагается, в основном будет ходить под парусами. Но не обойтись и без механической установки. Самый простой вариант — использовать подвесной лодочный мотор. Для удобства обслуживания на кормовой балке необходимо прикрепить регулируемый кронштейн для подвесного мотора.
Подвесной мотор.
Мощность мотора достаточно 10-15 л. с. Обводы рассчитаны на водоизмещающий режим плавания. Поэтому с таким мотором и соответствующим винтом достигается крейсерская скорость 10-12 км/час. Увеличение мощности приведет к чрезмерному расходу топлива, а ощутимого прироста скорости не произойдет. Управление мотором желательно сделать дистанционным с поста управления.
Второй вариант — установить стационарные двигатели с внутренней яхтенной колонкой в каждом корпусе со складывающимися лопастями винта. Например: VETUS M 2.13. Эти моторы снабжаются электрическими стартерами и генераторами. Использование их обеспечит высокие надежность, комфорт и удобство эксплуатации.
Стационарный двигатель.
Ещё лучше вместо бензиновых или дизельных моторов использовать электрические двигатели также с внутренней колонкой. Сейчас выпускается широкий ассортимент таких моделей. Этот вариант самый экологичный и удобный. Нет шума от мотора и посторонних запахов ГСМ. Для обеспечения электроэнергией установить на крыше солнечные панели и применять гелевые и литиевые аккумуляторы.
увеличить, 2487х1761, 170 КБ
Теоретический чертеж.
увеличить, 1247х1761, 117 КБ
Теоретический чертеж. Корпус.
увеличить, 2487х1761, 237 КБ
Мидель-шпангоут (№7).
увеличить, 2487х1761, 322 КБ
Шпангоут №2.
увеличить, 2487х1761, 379 КБ
Шпангоут №4.
увеличить, 2487х1761, 406 КБ
Шпангоут №7.
увеличить, 2487х1761, 567 КБ
Шпангоут №9.
увеличить, 2487х1761, 257 КБ
Обшивка корпуса на стапеле.
увеличить, 2487х1761, 240 КБ
Киль.
увеличить, 1761х2487, 206 КБ
Ступени.
увеличить, 2487х1761, 273 КБ
Конструкция моста.
увеличить, 2878х2037, 197 КБ
Переборка.
увеличить, 2487х1761, 170 КБ
Каркас надстройки.
увеличить, 2487х1761, 216 КБ
Крыша утепленная.
увеличить, 2487х1761, 187 КБ
Вал руля в сборе.
Катамаран по этому проекту по силам построить любому, обладающему элементарными техническими знаниями и умеющему работать с инструментом. Желающим могу выслать полный комплект чертежей для самостоятельной постройки и расчет стоимости необходимых материалов в ценах февраля 2024 года.
С удовольствием поделюсь опытом и отвечу на любые вопросы. Пишите на мою электронную почту: chernikov.sv.57@gmail.com.
Автор проекта Черников Сергей Васильевич.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: