Главная>>> Лодочные моторы>>> Лодочный мотор «Mercury OptiMax»

Лодочный мотор «Mercury OptiMax»

Лодочный мотор «Mercury OptiMax»

Зачем нужен OptiMax?

Прежде чем расшифровать испытания мотора «Mercury OptiMax», хотелось бы сказать несколько слов о том, почему появилась необходимость провести такие тесты.

Любителям водных путешествий, конечно, понятно, что есть двухтактные моторы (инжекторные и карбюраторные) — они легки, относительно недороги, ремонтопригодны, но много потребляют топлива, жрут масло, шумят, дымят (т. е. не экологичны). С другой стороны, есть четырехтактные двигатели, у которых все, вроде бы, наоборот.

Кроме этого, существует еще один параметр — крутящий момент — понимание которого доступно уже более продвинутой части пользователей моторов. Так вот, не только теоретически известно, но и подтверждено на практике, что крутящий момент у двухтактных двигателей в первой половине диапазона оборотов коленчатого вала (т. е. во время разгона) выше, чем у четырехтактных двигателей. На деле это означает, что катер с двухтактным мотором легче и быстрее выходит на глиссирование, чем аналогичный катер с четырехтактным мотором равной мощности, да и лыжника из воды вытащить двухтактнику значительно легче. Короче говоря, сильно груженую лодку двухтактный движок может вывести на глиссирование, а сделает ли это четырехтактник еще вопрос.

Но основная масса покупателей этих нюансов, конечно, не знает, и когда в магазинах им проводят «курс молодого бойца», они лишь скептически улыбаются, и... всегда приобретают четырехтактный двигатель, во всяком случае, если мы говорим о мощностях, превышающих 30 л. с.

В таблице 1 сравниваются достоинства и недостатки двухтактных и четырехтактных двигателей.

Таблица 1

  Двухтакт. двигатели Четырехт. двигатели
Расход +
Цена +
Вес +
Шумность +
Ускорение +
Экологичность +
+ достоинство; — недостаток

Теперь перейдем к моторам OptiMax

Мотор «Mercury OptiMax» Для нас это таинственное слово всегда было таинственным. На поверхности лежит факт, что это моторы двухтактные с непосредственным впрыском топлива. Никакой другой информации (об ускорении, расходе топлива, экологичности, удобстве эксплуатации) у рядовых покупателей просто нет (исключение составляет вес и цена).

У большинства водномоторников нет четкого понимания — зачем же нужен OptiMax. Если это классический двухтактник со всеми его минусами и, прежде всего, большим расходом топлива, свойственным этому семейству, то вообще не понятно, зачем Mercury понадобился еще один двухтактный движок, только с большим весом и ценой.

Однажды ночью мне позвонил старый приятель и принялся возбужденно кричать в трубку, что он только вернулся из первой поездки на катере с мотором OptiMax 200 л. с. Впечатления просто фантастические — во-первых, сумасшедшее ускорение, почти как на гидроцикле. Во-вторых — классный звук мотора, просто фирменный звук «Порше». Расход топлива на крейсерской скорости очень умеренный.

Когда я приобрел рыболовный катер «Lund Fisherman 1700» (длина 5,3 м, ширина 2,3 м, вес 590 кг) сомнений, какой двигатель на него вешать не было — конечно, «OptiMax 150» (предельная мощность, рекомендуемая производителем катера). Но, установив мотор на катер, я снабдил его еще прибором «SmartCraft Monitor SC1000», для объективного контроля мгновенного расхода топлива и оборотов двигателя.

Испытания мотора «Mercury OptiMax»

Скорость замерялась по GPS «Garmin GPSmap 60CSx». В лодке — два человека и полный бак топлива (102 литра). Тесты проводились с обычным трехлопастным винтом Black Max, шаг 17”. Полученные результаты измерений приводятся в таблице 2.

Таблица 2. Данные замеров скорости и расхода топлива «Mercury OptiMax 150», шаг винта — 17 дюймов, на лодке «Lund Fisherman 1700»

Против течения
Обороты Скорость, км/ч Расход, л/ч Расход, мл/л. с. Расход, км/л Расход, л/100 км
1000 5,7 2,2 15 2,6 38,6
1500 6,4 4,3 29 1,5 67,2
2000 8,9 8,9 57 1,0 96,6
2500 11,7 9,2 61 1,3 78,6
3000 26,0 13,3 89 2,0 51,2
3500 34,8 18,2 121 1,9 52,3
4000 41,7 25,4 169 1,6 60,9
4500 48,2 36,0 240 1,3 74,7
5000 53,4 46,0 307 1,2 84,9
5350 63,0 52,7 351 1,2 84,9

По течению
Обороты Скорость, км/ч Расход, л/ч Расход, мл/л. с. Расход, км/л Расход, л/100 км
1000 9,0 2,2 15 4,1 24,4
1500 11,9 4,3 29 2,8 36,1
2000 14,5 8,5 57 1,7 58,6
2500 26,0 11,3 75 2,3 43,5
3000 37,3 12,0 80 3,1 32,2
3500 45,0 16,0 107 2,8 35,6
4000 52,7 23,3 155 2,3 44,2
4500 57,7 30,9 206 1,9 53,6
5000 64,6 41,0 273 1,6 63,5
5690 70,0 49,6 331 1,4 70,9

Считается, что двухтактный мотор на крейсерской скорости за час расходует около 400 мл топлива на одну лошадиную силу, четырехтактный — 250 мл... Из приведенных таблиц видно, что на крейсерской скорости (приблизительно 3500-4000 об/мин) мотор «OptiMax 150» расходует от 107 (по течению 3500 об/мин) до 169 мл/ч (против течения 4000 об/мин) на 1 л. с., что как минимум на 30% экономичнее четырехтактного двигателя аналогичной мощности. На максимальных оборотах против течения мотор расходует всего 351 мл/ч (на 1 л. с.), что, как минимум на 20% экономичнее обычного двухтактника, идущего на крейсерской скорости.

Ускорение великолепно! Перевод рукояти газа от холостого хода в состояние максимально открытой заслонки отрабатывается двигателем мгновенно и без каких-либо провалов. Скорость набирается очень быстро — гораздо быстрее, чем на обычных двухтактных двигателях, не говоря уж о четырехтактниках.

На основе всего вышесказанного составляем таблицу 3.

Таблица 3

  Оптимакс Четырехт. двигатели
Расход +
Цена +
Вес +
Шумность +
Ускорение ++
Экологичность +
+ достоинство; — недостаток

Ускорение мотора было таким убедительным, что мы поставили два плюса.

Выводы

OptiMax — замечательный шустрый и отзывчивый движок. За его ускорение мотор можно рекомендовать всем любителям спортивной манеры езды. За его экономичность — как прекрасную альтернативу четырехтактному двигателю.

Борис Барклон, «КиЯ», 2012 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное