Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Лодка-амфибия с мотоциклетным двигателем

Лодка-амфибия с мотоциклетным двигателем

За последние пять лет я построил две трехколесные амфибии с мотоциклетным двигателем. Первая лодка-амфибия была стальная (сварная) из миллиметрового листа и имела в длину 4,5 м. Бортовые колеса навешивались на борта, заднее ведущее колесо было и поворотным. Гребной вал проходил через днище с тоннельной кормой. Имелась регулируемая транцевая плита.

Надо сказать, по асфальту амфибия шла очень хорошо, как мотоцикл, развивая скорость до 93-95 км/час. А вот когда я приехал на лодочную стоянку и опробовал свою лодку на воде, все стали смеяться: с 26-сильным двигателем мне не удалось обойти «Казанку» с 10-сильной «Москвой». Очевидно, корпус оказался слишком тяжелым и сделан был грубо — с бухтинами от сварки.

Тогда я решил построить более легкую и быстроходную лодку-амфибию. Все работы, кроме токарных и сварочных, были выполнены своими силами, с помощью жены и детей, и в 1966 г. мы уже плавали и ездили на новой амфибии. Причем плавали не только летом (через пороги и по Братскому морю), но и зимой, так как ниже моря Ангара километров на шестьдесят не замерзает.

Лодка-амфибия с мотоциклетным двигателем

Лодка-амфибия с мотоциклетным двигателем

Основная особенность новой лодки-амфибии — это сваренная из труб легкосъемная ходовая часть для движения по суше. Получился своего рода трехколесный самоходный трейлер. Легкий корпус лодки покоится на деревянных подушках ходовой части и на ходу не испытывает больших нагрузок; это, собственно, и позволило сделать лодку легкой. Недостаток такого решения только тот, что при спуске на воду ходовую часть весом 65 кг приходится оставлять на берегу (иногда, правда, мы грузили ее и на лодку).

Корпус мы сделали легче и длиннее (5,2 м), чем у «Казанки», поэтому наша лодка хорошо идет под веслами и на быстром течении. Обводы днища изогнуто-килеватые с прогибом на носовых шпангоутах до 30 мм. Высота надводного борта в носовой части увеличена до 650, на транце 400 мм. Лодка хорошо всходит на волну, не зарывается. Борта имеют развал в носу и завал в кормовой части. Ширина по скуле 1080 мм на переборке 3 шп. и 1225 на транце. Максимальная ширина при палубе 1300 мм в районе шп. 3.

Эскиз лодки-амфибии на ходовой части и с колонкой

Эскиз лодки-амфибии
1 — герметичный форпик с дверцей на переборке (объем 500 л; в задней части установлены закрытые банки от горючего общей емкостью 72 л); 2 — носовые поворотные колеса от мотороллера «ТГ-300»; 3 — ферма съемной ходовой части; 4 — передвижная подуключина; 5 — тросы тормозов и передача от руля на поперечины поворота; 6 — двигатель с крыльчаткой охлаждения; 7 — заднее ведущее колесо; 8 — съемная поворотно-откидная колонка с румпелем.

Корпус дюралевый клепаный, причем заготовка обшивки, включая борта и транец, вырезана из одного листа 2000х6000х1,8. Это позволило уменьшить число соединительных деталей и объем клепки; зато линию скулы в плане от наибольшей ширины до транца пришлось сделать прямой для упрощения гибки. Носовая часть до форпиковой переборки закрыта палубой. Днищевые (по два на сторону) и бортовые (по одному) стрингеры выполнены из уголка 30х30. По верхней кромке борта приклепаны швеллер шириной 80 мм, согнутый из полосы, и уголок 20х20. Киль и скулы лодки-амфибии усилены накладными полосками толщиной 2 мм. Восемь шпангоутов вырезаны из 1,5-миллиметровых обрезков дюраля. Слань из дюралевого листа уложена на верхние кромки флоров. В кормовой части поставлены невысокие крылья-стабилизаторы, чтобы на резких поворотах брызги не попадали в кокпит.

Вес голого корпуса лодки-амфибии около 95 кг.

Четырехтактный двухцилиндровый мотоциклетный двигатель «К-750» со штатной коробкой передач установлен в р-не шп. 8-9 на резиновых амортизаторах. Охлаждение воздушное от шестилопастной автомобильной крыльчатки. Для движения на плаву мощность передается на поворотно-откидную колонку через карданный вал и короткий промежуточный вал, пропущенный сквозь транец. Колонка самодельная с управлением румпелем. Вес ее 14 кг. Реверс, нижний редуктор и вся подводная часть, включая гребной винт, — от мотора «Вихрь». Верхний редуктор с коническими шестернями 25:18.

На промежуточный вал насажены шкив ременной передачи отбора мощности на генератор (12 в) и верхняя звездочка цепной передачи на карданный вал ведущего заднего колеса от мотоцикла «К-750».

Для движения по суше колонка снимается, лодка ставится на ходовую часть и крепится к ней десятью болтами. Скорость на хорошей дороге и без груза около 75 км/час, с грузом 400 кг — до 35 км/час. А на воде теперь «Казанки» с двумя моторами «Москва» догнать не могут! Под «Вихрем», правда, обходят, но очень медленно. С одним водителем (водоизмещение 290 кг) скорость хода на чистой воде составила около 45 км/час. Число оборотов винта при этом около 2860, а расход топлива до 6 л/час, т. е. даже меньше, чем у подвесного мотора «Вихрь». В полном грузу (водоизмещение 500 кг) скорость около 25 км/час. Мы подсчитали, что в общей сложности новая лодка-амфибия уже прошла только по воде 3500 км.

Добавлю, что на берегу наша амфибия используется не только как транспортное средство; поставив и закрепив лодку и сняв заднее колесо с дифференциалом и карданом, мы навешиваем на вал циркульную пилу и пилим дрова.

К. П. Юферов, «Катера и яхты», 1968 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное