Гребная лодка «Фофан»
У причалов лодочных станций домов отдыха, турбаз почти всегда можно увидеть привычную гребную деревянную шлюпку, известную под названием «фофан». Многим эта лодка помогла сделать «первые шаги» на воде. Использование её разнообразно: это и спасательная служба, и туризм и, конечно, прогулки, спортивный лов рыбы. Часто в такую шлюпку садятся люди, которые не умеют грести, не имеют представления об остойчивости, мореходности, плавучести, нередко за веслами можно увидеть детей. Поэтому так важно для нее быть безопасной, простой и легкой в управлении.
Основные данные гребной лодки «Фофан» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 4,4 |
Ширина наибольшая, м | 1,45 |
Высота борта на миделе, м | 0,50 |
Масса, кг | 75 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Когда в начале века Российское общество спасания на водах объявило конкурс на разработку проекта прогулочной шлюпки, организаторы конкурса, присуждая первую премию, руководствовались именно такими соображениями.
Победил в этом конкурсе гражданский инженер А. П. Фан-дер-Флит. Шлюпка, построенная по его проекту, легко шла под веслами, была остойчива, имела удобные размерения: она быстро обрела популярность, а в народе она получила нарицательное имя — «фофан». За прошедшие три четверти века первоначальные обводы прогулочной шлюпки Л. П. Фан-дер-Флита значительно изменились: она стала гораздо уже, борт ниже, уменьшилась седловатость. И в результате участились случаи опрокидывания лодок от волны или перемещения пассажиров на ходу. Так в погоне за не всегда оправданной экономией материала и упрощением постройки лодку лишили ее былых хороших качеств.
Первые попытки возродить первоначальный облик прогулочной шлюпки Л. П. Фан-дер-Флита были сделаны в 1940 г. На существовавшем тогда заводе им. Каракозова и на судоверфи ВЦСПС в Ленинграде было построено несколько «настоящих» «фофанов». Испытания подтвердили их отменные качества.
Приводим удачный вариант чертежа обводов шлюпки, по которым она выпускалась в течение ряда лет на одной верфи страны. В конструкции корпуса применялись клееные соединении (ламинированный форштевень, клееная доска транца и т. п.). Шпангоуты — гнутые из ясеня; шпация — 182 мм; обшивка — традиционная — «кромка на кромку» толщиной 10 мм, пазы проклепаны медными заклепками диаметром 4 мм.
Теоретический чертеж лодки «фофан»
Благодаря круглоскулым обводам корпуса с относительно узкой грузовой ватерлинией (0,8-0,9 м) и плавным подъемом батоксов к транцу «фофан» легок на ходу. Плавник в кормовой части придает лодке достаточную устойчивость на курсе, а развал бортов к планширю обеспечивает остойчивость в случае крена и на волне. Лодка хороша на ходу под подвесным парусом, может использоваться с подвесным мотором мощностью до 3,7 кВт (5 л. с.).
Кроме этого, выпускались различные варианты подобных гребных лодок:
«Охтинка» — лодка с одной парой весел; длина — 3,94 м, ширина — 1,17 м, масса с оборудованием — 87 кг, пассажировместимость — 2 чел.;
«Охта» — лодка двухпарка, длина — 4,46 м, ширина — 1,48 м, масса — 133 кг, пассажировместимость — 4 чел.;
«Фофан-Ф2» — лодка-двухпарка; длина — 4,6 м ширина — 1,22 м, масса — 100 кг.
Нормальная эксплуатация лодок типа «фофан» возможна при удалении от берега не более 1 км и при высоте волны не более 0,25 м. Лодки рекомендуется постоянно держать на воде во избежание рассыхания их корпуса.
В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: