Проект, чертежи и фото каноэ. Как построить каноэ своими руками (окончание)
Итак, пользуясь рекомендациями изложенными на предыдущей странице, мы изготовили прочно скрепленный со стапелем каркас будущего каноэ. Обтянутый пленкой, он дает полное представление о том, как будет выглядеть корпус и позволяет проконтролировать сопряжение линий обводов.
Первую полосу обшивки крепят на эпоксидном клее и скобами с помощью степлера к килю, затем без клея — к покрытым пленкой шпангоутам и вновь с клеем — к привальному брусу.
Скобы забивают через фанерные прокладки — марки. Все последующие полосы укладывают на расстоянии 120 мм от предыдущих. Обшитый таким образом каркас напоминает рыбий скелет.
Несколько сложнее закрыть образовавшиеся в обшивке промежутки. Двойная кривизна поверхности корпуса приводит к тому, что внешние контуры заполняющих фанерных полос будут слегка выпуклыми. Разметить их форму можно с помощью простого приспособления в виде рейсшинки с гибкой линейкой. Их нумеруют, чтобы не перепутать при установке.
Когда каркас будет обшит фанерой вплоть до штевней, стыки в оболочке заделывают эпоксидной шпаклевкой. После полного затвердевания шпаклевки при необходимости стыки зачищают корундовым диском и, удалив крепежные скобы вместе с фанерными марками, обрабатывают всю поверхность шлифовальной машинкой с лентой зернистостью 80. Этой операцией завершают подготовку для укладки второго слоя обшивки.
Второй слой двойной диагональной обшивки укладывают с наклоном полос, перпендикулярных к первому. Технология такая же, как и при укладке первого слоя.
Отделка внешней поверхности корпуса в первую очередь зависит от применяемого материала обшивки. Здесь возможны различные варианты. Если каноэ строится из обычной авиационной фанеры, то допустима как окраска отшлифованного корпуса, так и оклейка его в один слой тонкой стеклотканью. Для защиты поверхности лучше использовать составы на основе эпоксидных смол. Ламинированную фанеру укладывают декоративным покрытием первого слоя внутрь корпуса, а второго — наружу. Дополнительная отделка при этом условии сводится к обработке стыков. Особое место занимает отделка шпоном дерева благородных пород. Такая лодка выглядит великолепно, и достигается это применением для второго слоя «толсторезанного» шпона, например, из древесины махагони.
Для снятия лодки со стапеля из ее корпуса аккуратно удаляют все вспомогательные шпангоуты, стрингеры, не скрепленные с оболочкой, и обрабатывают клеевые швы.
Установка под днищем фальшкиля и наружного привального бруса не требует пояснений.
Фото процесса постройки каноэ:
![]() Одинаковые по размерам фанерные полосы для первого слоя обшивки выпиливают дисковой пилой и обрабатывают в пакете, зажатом струбцинами или в верстаке между двумя вспомогательными брусками. |
![]() Полосу обшивки накладывают под углом 45° на формообразующий каркас и обрезают торец по ДП вдоль киля. Поверхность полосы, контактирующая с брусом киля и привальным брусом, покрывают эпоксидным клеем в два приема (сначала разведенным ацетоном до жидкого состояния, а после трехчасовой выдержки сметанообразной густоты). Так же клей наносится в месте крепления на киль и на привальный брус. |
![]() Начиная от киля, планка с клеем накладывается на каркас и с помощью степлера скобами прикрепляется к килю, затем к стрингерам, прикрытым пленкой, и к привальному брусу. |
![]() Использование степлера позволяет выполнить эту операцию быстро и качественно. Чтобы исключить образование на обшивке вмятин от скоб, под них ставят фанерные подкладки, называемые марками. |
![]() Заготовки полос, заполняющих промежутки, образовавшиеся при первой укладке обшивки вразрядку, подгоняются по месту. Разметку вставки можно сделать, уложив заготовку в промежуток с опорой одной ее из боковых кромок к кромке прикрепленной ранее полосы. Имея в виду, что прикрепленные полосы имеют одинаковую ширину, прикладывают опорную перекладину реисшинки к внешней кромке соседней полосы и проводят по вставке карандашную линию, отстоящую от кромки на ширину этой полосы. |
![]() Пронумерованные полосы вставок обрезают по разметке и каждая из них точно войдет в свой промежуток на корпусе. |
![]() Швы между полосами обшивки заполняют шпаклевкой на эпоксидном связующем. После полимеризации эпоксидка становится очень прочной. Чтобы облегчить последующую обработку поверхности борта и днища, нужно излишки шпаклевки уда лить до отверждения. |
![]() Через сутки-двое, когда клей приобретет прочность, можно с помощью отвертки удалить из обшивки все скобы и марки. Затем всю поверхность тщательно шлифуют. |
![]() Второй слой обшивки, например, из шпона толщиной 2,8 мм укладывают на клее. Причем, клей наносят как на корпус, так и на пластины шпона и в два приема. |
![]() Пластины второго слоя обшивки ориентируют перпендикулярно пластинам первого слоя. Крепят их к каркасу и скобами. Нужно следить, чтобы скобы попадали в элементы набора каркаса. |
![]() Пластины из шпона, как и фанерные, располагают «в разрядку» на определенном расстоянии друг от друга. Чем уже пластины и промежутки между ними, тем плавнее будут наружные обводы корпуса. Наиболее приемлема ширина пластин 100-120 мм. |
![]() Клей, выступающий из-под кромок шпона, следует сразу же удалить смоченной в ацетоне тряпкой. Кромку можно слегка подшлифовать мелкой шкуркой и затем оклеить промежутки. |
![]() После выдержки (сутки-двое) корпус шлифуют ленточной и виброшлифовальной машинками, а затем снимают со стапеля. Поперечины стапеля, шпангоуты-шаблоны и вспомогательные стрингеры перепиливают и извлекают из оболочки корпуса. |
![]() Шлифовальная машинка с мягким тарельчатым кругом, цикля и шлифовальная шкурка — с помощью этих инструментов с осторожностью обрабатывают клеевые швы и шлифуют корпус внутри. Эта работа требует осторожности, чтобы не слишком истончать и без того тонкую обшивку. |
![]() Фальшкиль, представляющий собой рейку сечением 20x20 мм из твердой породы дерева, соединяют на эпоксидном клее и шурупах с килем. Головки шурупов утапливают. Слева и справа от фальшкиля по днищу ставят еще и боковые продольные рейки. |
![]() Наружные привальные брусья подгоняют по длине и зауживают к штевням. Их крепят как и фальшкиль. |
![]() К фальшкилю пристраивается его продолжение по штевням. Эту обивку штевней набирают из полос фанеры до толщины 20 мм и крепят к фальшкилю и, загибая полосы, по штевню. |
![]() Банка представляет собой легкую раму, переплетенную прочной лентой. Конструкция может быть и другой. Здесь видно, что вместо тяжелых на днище прикреплены продольные рейки. Они не только предохраняют поверхность от механических повреждений, но и придают дополнительную продольную жесткость корпусу. |
![]() Место вашего жительства не имеет значения. Эта лодка весит не более 40 кг и ее можно транспортировать на багажнике легкового автомобиля даже до удаленного водоема. Главное — надежно прикрепить его к багажнику. Обтекаемые формы корпуса незначительно увеличивают сопротивление воздуха при движении. |
![]() Будь то вылазка на природу на один-два дня или длительное путешествие во время отпуска — с каноэ отдых будет оздоровительным и доставит большое удовольствие. |
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: