Туристский катер из вельбота
Туристский катер «Рассвет» был построен на базе корпуса металлического спасательного вельбота.
![]() «Рассвет» — катер из вельбота. |
Основные данные катера | |
---|---|
Длина, м | 8,5 |
Ширина, м | 2,4 |
Высота борта, м | 1,0 |
Осадка, м | 0,5 |
Водоизмещение, т | 4-5 |
Расход топлива при 1500 об/мин, кг/час | 6 |
Так как вельбот был прежде гребно-парусным судном, потребовалось снять банки, установить дейдвудную трубу, переборки и надстройку. Все соединения были выполнены на заклепках, за исключением дейдвудной трубы и фундамента двигателя, при установке которых применялась сварка. Не имея возможности выполнить все необходимые для переоборудования чертежи, мы применили метод моделирования. Модель корпуса в масштабе 1:20 была выклеена из папье-маше по гипсовой форме. Мы склеили из картона несколько вариантов надстройки и, приставляя их к корпусу, определили внешний вид будущего катера. Одновременно прорабатывалась и технология изготовления надстройки, так как картон по своей способности гнуться аналогичен фанере.
Прежде чем начать размещение и компоновку помещений и устройств, мы изготовили в том же масштабе (1:20) все оборудование и шарнирный манекен — фигурку из проволоки и пластилина. Все члены фигурки подвижны и позволяют придавать ей различные положения, что необходимо для проверки удобства помещений, входов, расположения коек, сидений, и т. п. В последующем все необходимые размеры для надстройки, размещения переборок и оборудования мы снимали прямо с модели.
Переоборудование вельбота в катер
Для трех главных переборок и выгородок была использована бакелизированная фанера толщиной 5-10 мм. Переборки крепятся к бортам на заклепках с помощью угольников из стальной полосы толщиной 2 мм. Бортовую опалубку и комингс надстройки мы сделали из стальных полос 2х100, а саму надстройку — из бакфанеры толщиной 5 мм. Листы фанеры соединяли на стыковой планке, а крышу с бортами надстройки — на стальном угольнике 30х30х1. Вырезы в комингсах для иллюминаторов сделали после окончательной сборки надстройки по модельным шаблонам из картона. Стекла уплотнили фасонной Н-образной резиной, проемы укрепили алюминиевым углобульбом 20х30х2.
![]() Узлы конструкции корпуса катера: а — сечение по ватервейсу; б — крепление фанерной переборки к корпусу. 1 — комингс; 2 — лист ватервейса δ=2; 3 — угольник 30х30х2; 4 — планширь вельбота; 5 — обшивка борта; 6 — планка δ=2; 7 — переборка. |
Рубка выполнена из двухмиллиметрового дюраля. Резку листов алюминия легко производить обычной ножовкой по металлу, смазанной в мыле. Угол наклона полотна к плоскости алюминия должен быть около 30°.
В крыше рубки расположен смотровой люк из листового алюминия с комингсом из угольника 30х30х2.
Фундамент под двигатель собран из стальных угольников 50х50х5, жестко соединенных с флорами корпуса. Жилые помещения отделены от машинного отделения двумя водонепроницаемыми переборками и рулевой рубкой. Переборки обеспечивают также пожарную безопасность.
![]() Катер «Рассвет» на ходу под мотором. |
Общее расположение переоборудованного катера
В салоне длиной 3,6 м расположены четыре спальных места, буфет, зеркальный платяной шкаф, большой раскладной стол, печка-камелек, холодный шкафчик для продуктов, рундуки, туалетный столик и другое оборудование. Предусмотрен и душ с горячей водой, действующий при работающем двигателе и устанавливаемый под тентом на машинном отделении.
В форпике мы хранили краски, кисти, тросы, кранцы, бросательные концы с якорь-цепью длиной 50 м и якорь. Вход в форпик через палубный герметичный люк.
Машинное отделение переоборудованного катера расположено в кормовом отсеке длиной 2,20 м, куда можно попасть через люк с правого борта в палубе. Палуба над машинным отделением с левого борта используется как рабочий стол или место для отдыха.
Кормовая часть катера закрыта жестким тентом, который опирается на выгородку камбуза и две вентиляционные трубы машинного отделения. Такая рубка-навес имеет ряд преимуществ: легкость конструкции круговой обзор, отсутствие дверей (для малых судов это важно), возможность использовать ее как камбуз.
В рубке, где оборудован пост управления с откидным сидением, установлены щит приборов, компас с девиационным прибором, штурманский стол, образованный платформой надстройки, рычаги дистанционного управления двигателем и др.
Камбуз изолирован от жилого помещения. Выгородка камбуза сделана из дюраля и имеет ребро в кормовой части и две крышки в передней. Одна из крышек в открытом положении служит рабочим столом. Пища приготовляется на бензо-газовой плите с двумя конфорками, очень удобной на катере с бензиновым двигателем.
Силовая установка катера
Механическую установку мы выбрали исходя из кривой буксировочного сопротивления корпуса.
![]() Кривая буксировочной мощности вельбота (А — эксплуатационная точка). |
Наиболее экономичной для нашего катера оказалась скорость около 14 км/час, для достижения которой необходима буксировочная мощность 9-10 л. с. (Буксировочная мощность EPS — мощность на буксирном тросе, потребная для буксировки данного судна с определенной скоростью; EPS = RV/75 л. с., где R — сопротивление воды движению судна, кг (или тяга на буксирном тросе), V — скорость буксировки, м/сек. Мощность двигателя, необходимая для движения судна с заданной скоростью, N = EPS/ηр л. с. Здесь ηр — пропульсивный коэффициент, учитывающий к. п. д. гребного винта, влияние корпуса и пр. Обычно для катеров ηр=0,40-0,65. — (Прим. ред.). Дальнейшее увеличение мощности не дает существенного прироста скорости.
На катере установлен двигатель «М-20» от автомашины «Победа», который, как правило, эксплуатируется на половинной мощности, что значительно повышает его износоустойчивость. Расход топлива при скорости вращения вала 1500 об/мин составляет 6 кг в час. При максимальном уменьшении оборотов (до 40%), т. е. при мощности равной 21-22 л. с., расход горючего составит 4,5-4,6 кг.
Диаметр трехлопастного гребного винта 0,35 м, шаг 0,25, дисковое отношение 0,5.
![]() Эскиз переделки ахтерштевня вельбота: 1 — гельмпортовая труба; 2 — дейдвудная труба; 3 — подпятник руля; 4 — штырь; 5 — фундамент под упорный подшипник. |
Двигатель расположен в самой корме катера. Упор гребного винта воспринимается упорным подшипником, закрепленным на специальном фундаменте. Реверс осуществляется с помощью штатной коробки передач двигателя.
В. И. Агафонов, «Катера и яхты», 1968 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: