Главная>>> Тюнинг лодок>>> Тюнинг, доработка и модернизация надувной лодки или РИБа

Тюнинг, доработка и модернизация надувной лодки или РИБа

Тюнинг, доработка и модернизация надувной лодки или РИБа

Двухлетняя эксплуатация входе редакционных тестов надувной лодки «Лидер 400» позволила сформулировать несколько советов по ее тюнингу и дополнительному оснащению с учетом личных потребностей владельца.

Чем стоит дооснастить надувную лодку

Большинство обладателей надувнушек, скорее всего, подтвердит, что в лодке необходимо постоянно все закреплять, начиная от топливного бака, для которого, правда, у некоторых производителей лодок есть специальный крепеж, но не всегда удачный, и, заканчивая личным имуществом, которое во время движения перемещается по кокпиту, как ему заблагорассудится.

Что можно сделать для этого, используя подручные средства, не требующие больших вложений денег, но не прибегая к таким процессам, как приклеивание дополнительных рымов или их крепление к жесткому пайолу посредством различного рода метизов? В некоторых случаях пригодится «паук», который часто используют автомобилисты для закрепления грузов на внешних багажниках. «Пауки» бывают разными как по устройству скрепления резиновых жгутов, так и по конструкции зацепов (крюков). Воспользоваться можно любым, главное — проверить его качество, обратив внимание на крепление крюков к резиновому жгуту и на состояние устройства, соединяющего сами жгуты. Мы пользовались в этом году наиболее дешевым и примитивным «пауком», стоимость которого в Санкт-Петербурге колеблется в пределах 52-65 руб. Закреплять его можно и за лееры, и за отверстия, которые есть на многих лодках в алюминиевых элементах фанерных пайолов, а также за люверсы, также присутствующие на некоторых лодках. Иногда, как на «Лидере 400», приходится применять достаточно оригинальные методы размещения «паука», поскольку на этой лодке довольно мало мест, куда можно «определить» крюки. Вместо «паука» можно также использовать эспандерные жгуты, но у них другие крюки, и поэтому их крепеж к элементам лодки может осложниться.

Чем стоит дооснастить надувную лодку
«Паук» можно закреплять по-разному.

Так как лодка в этом году «паслась» на берегу и перед тестом, разумеется, каждый раз надо было ее как-то спускать на воду, что происходило два-три раза в неделю или чаще, было принято решение использовать специальные колеса, крепящиеся к транцу. После достаточно долгих размышлений решили использовать колеса типа «Краб», купленные в компании «Мнев и К». Выбор был сделан сознательно — подкупила форма шасси, которое имеет загиб под днище лодки, что по идее должно обеспечивать разгрузку носовой части лодки при положении «колеса вниз». Как показала практика, при установленном моторе (46 кг), а также при наличии в лодке «Лидер 400» («сухой» массой 85 кг) двух 22-литровых баков с топливом и прочего скарба (общим весом около 30 кг) ее можно довольно уверенно спускать с бетонного слипа и затаскивать на него, даже если угол наклона слипа составляет около 20°.

Шасси с колесами для надувной лодки
Шасси с колесами для надувной лодки.

Все попытки правильно измерить нагрузку, которую надо приложить к носовой ручке, оказались не слишком успешными, так как «рыбацкого» безмена, пригодного для взвешивания рыбы массой до 25 кг, явно не хватало. Однако, по ощущениям, при подъеме в горку на руку приходилось около 30-35 кг, если брать статическую нагрузку с вектором тяги «строго вверх». Для того чтобы катить лодку, следовало прикладывать большую силу. При перемещении лодки примерно с такой же нагрузкой по ровной поверхности типа «твердый песок» особых усилий прилагать было не надо — приподнял нос и кати. Другое дело, когда тащишь лодку по рыхлому песку или нетвердому грунту, тут уже надо упираться как следует, но расстояние 50-100 м особо не утомит. При движении по рыхлому грунту можно также временно спускать давление в колесах для того, чтобы увеличить площадь контакта с грунтом. Для сильно пересеченной территории опробованные колеса (шасси в данном случае) не подходят, так как расстояние между днищем лодки (его самой нижней точкой) и поверхностью составляет около 15 см. Надо сказать еще об одной «фишке» — к креплению колес можно присоединить таргу, которая имеет двойное назначение. Во-первых, при установленных стаканах с ее помощью можно ловить «на дорожку» рыбу, во-вторых, на таргу можно поставить топовый и ходовые огни, что актуально для тех, кто вынужден ходить в сумерках и ночью. Тарга, продающаяся в комплекте с колесами (купить все можно и по отдельности), хорошо встает в крепежные места, практически не требует времени на монтаж-демонтаж и не издает звуков даже при плавании по высокой, но частой зыби. Колеса с шасси типа «Краб» в розничной продаже могут стоить от 3000 до 5000 руб.

Теперь напомним о стояночном чехле. Оснастить им лодку имеет смысл, поскольку это вещь пригодится при постоянной стоянке, особенно если в лодке приходится оставлять бак, винты и прочие вещи, которые таскать с собой каждый раз проблематично. Чехол можно сшить самому, используя специальную ткань, либо заказать, либо купить готовый. Покупной чехол из серии «юнисекс», т. е. сшитый в расчете на разные формы, может оказаться не совсем годным, в провисших местах будет собираться вода и продавливать середину чехла вниз. Заказной чехол шьют для конкретной лодки с учетом ее особенностей, но стоит он дороже. Цена самого дешевого чехла из серии «юнисекс» сегодня — от 600 до 800 руб., но такие чехлы выполнены из самого простого материала и не только быстро выходят из строя, но и не очень удобны. Самостоятельно изготовленный чехол из специальной ткани может обойтись примерно в 1500-3000 руб., так как ткань в розничной продаже далеко не дешева. Заказной чехол из самой простой, но правильной «тряпочки», способной надежно защитить лодку от превратностей природы на стоянке, обойдется уже в сумму от 5000 до 7000 руб. При этом он защищает и на стоянке, и при транспортировке на прицепе.

Желательно оснастить лодку еще таким предметом, как манометр, который способен значительно повысить безопасность плаваний на надувной лодке и сэкономить топливо.

Манометр для надувной лодки

Стоит манометр для надувных лодок от 350 до 500 руб. в зависимости от продавца и производителя. Некоторые лодки изначально комплектуются ими, однако мало кто вспоминает о них, а зря. Лодка может быть в идеальном состоянии, но за счет падения температуры давление в ее баллонах быстро меняется, причем значительно. Так, к примеру, накачав лодку днем, на следующее утро с удивлением обнаруживаешь, что давление в баллонах за ночь упало. На «слабых» баллонах лодка будет не только хуже управляться, но и развивать меньшую скорость, особенно с большой нагрузкой.

И под конец скажем о номерных знаках — на некоторых лодках они необходимы. Однако у многих обладателей надувных лодок и РИБов возникает проблема с нанесением этих самых государственных номеров. Разумеется, каждый вправе поступать так, как считает нужным, однако хотим предложить следующий относительно бюджетный вариант. Для того чтобы не наносить краской номера на борта лодки, можно их сначала напечатать на куске баннерной ткани, а затем закрепить на бортах при помощи резиновых шнуров, тонких веревок и крюков, зацепив за леера и реборду.

Тюнинг надувной лодки или РИБа
Резиновым жгутом и шкертиком можно изменять положение номера.

Полная стоимость комплекта из двух номеров на баннерной ткани, 16 люверсов, 3 м резинового жгута и восьми крючков — около 500 руб. Можно обойтись меньшей суммой, если использовать более дешевые пластмассовые крюки, бечеву и люверсы, правда, при этом вы сэкономите рублей 100, а удобство и прочность закрепления номеров будет хуже.

Вот, в принципе, тот минимум тюнинга и модернизации, который необходим для того, чтобы лодка прожила долго и не доставляла хлопот хозяину.

Тюнинг, доработка и модернизация надувной лодки

Да, чуть не забыл о герметичных непромокаемых сумках из ткани ПВХ, которые сегодня продаются в специализированных магазинах. Цены на такие сумки не самые низкие. Дешевле сумки в форме тубы, на одном конце которой находится усиленное днище круглой формы, на другом — специальная горловина с герметизирующим клапаном, дороже — сумки-баулы, в верхней части которых есть герметизирующая застежка. У баулов также имеется стравливающий клапан, который может пригодиться в случае вынужденного пребывания на воде долгое время, да к тому же в непредсказуемых условиях. Цена сумок в виде тубы колеблется в пределах 500-1200 руб. в зависимости от объема и дополнительных приспособлений (ремни, фиксаторы и т. д.), в виде баула — 1000-3000 руб., также в зависимости от объема и конструкции. Последние удобнее, так как большинство из них имеют дополнительные места для крепления в надувных лодках, их легко разместить в ее носовой части с помощью резиново-жгутовых креплений типа «паук».

Надеемся, что краткий обзор дополнительного оборудования позволит многим начинающим владельцам надувных лодок и малых РИБов избежать проблем на начальном этапе их эксплуатации. Не забывайте также про оснащение лодки оборудованием, перечень которого указан в судовом билете.

«КиЯ», 2008 г.

В раздел «Тюнинг и модернизация лодок»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное