Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект, постройка тримарана из стеклопластика

Стеклопластиковая мотолодка «Марс-М» — проект и постройка тримарана из стеклопластика

Стеклопластиковая мотолодка «Марс-М» — проект и постройка тримарана из стеклопластика

Основные данные мотолодки-тримарана «Марс-М» из стеклопластика
Длина наибольшая, м 3,7
Ширина наибольшая, м 1,6
Высота борта без стекла, м 0,8
Масса оборудованной лодки без мотора, кг 140-150
Допустимая мощность ПМ, л. с. 50
Пассажировместимость, чел. 4

Для своей мотолодки «Марс-М» я снова выбрал тримаранные обводы с умеренной килеватостью. От предыдущего моего тримарана «Марс», имевшего точно такие же размерения и грузоподъемность, новую лодку отличают более совершенные обводы и повышенные мореходные качества, возможность применения мотора мощностью уже не до 40, а до 50 л. с., более просторный кокпит.

Теоретический чертеж и общий вид мотолодки-тримарана «Марс-М»

Теоретический чертеж и общий вид мотолодки-тримарана
увеличить, 1961х1796, 334 КБ
Шпация — 500 (кроме р-на шп. 1-3). Радиус кривизны борта R=830, на шп. 3 — 430. Ширина реданов по 70 мм. Высота редана Р1 на шп. 1/2 — 10 мм, 2 — 15, 3 — 25, далее — 30. Отдельно показана профилировка Р2, скулы-спонсона и слома-брызгоотбойника (на проекции корпус в кормовой части он условно не показан).

Применена более сложная профилировка днища, особенно в районе скул-спонсонов. Общая килеватость днища несколько увеличена подъемом (и скруглением) линии скулы-спонсона. Введены профилированные продольные реданы на днище и уступ-брызгоотбойник (слом) шириной 15-20 мм на борту выше скулы. Скруглены и скулы (кили спонсонов) и килевая центральная часть днища. Днище в корме имеет подъем от основной до 30 мм на транце.

Таблица плазовых ординат

№ шп. Высоты от ОЛ, мм Высота слома от скулы — СЛ Полуширота линии борта — Б
К БI БII Борт — Б Скула — С
1/2 430 565 612 440
2 325 500 580 609 609 15 650
3 150 375 445 600 402 44 736
4 35 220 290 585 250 67 765
5 0 145 205 562 170 80 785
6 14 112 150 535 128 80 790
7 25 93 120 500 104 75 785
8 33 77 108 463 92 68 771
9 30 74 99 424 88 60 750

Такие обводы в сочетании с необычной архитектурой судна — отказом от носовой палубы — позволили при ограниченной длине 3,7 м получить достаточно комфортабельную, быстроходную и мореходную туристско-прогулочную мотолодку.

Стеклопластиковая мотолодка «Марс-М»

Высота борта в носовой части кокпита получилась (вместе со стеклом) довольно большой — около 1,2 м, в кормовой, на шп. 8, — около 0,66 м. Это обеспечивает хорошую защиту пассажиров.

В качестве материала корпуса, а также переборок на шп. 3 и 8 и обрамления ветрового стекла применен стеклопластик на основе полиэфирной смолы. Секции корпуса и палубы формовались в отдельных матрицах контактным способом с использованием отходов стеклоткани сатинового переплетения. Набор корпуса — киль, стрингера и шпангоуты № 4, 5, 6 и 7 изготовлены из сосны и обформованы стеклопластиком при установке на обшивку.

Несколько увеличенный вес тримарана (140-150 кг с оборудованием) получился из-за того, что корпус имеет излишний запас прочности. Указанные на конструктивном мидель-шпангоуте толщины обшивки и палубы на самом деле во многих местах значительно больше и достигают 5-6 мм. Пайол из-за сложности приобретения нужных материалов пришлось сделать из фанеры толщиной 10 мм, хотя вполне достаточно было 5-6 мм; неудивительно, что весит пайол около 20 кг. Корпус и палуба формовались, к сожалению, самым производительным, но и самым расточительным методом — стеклоткань окуналась в связующее; как ее не отжимали, получился значительный (почти в 1,8 раза) перерасход смолы. В итоге увеличился и вес лодки. Днищевые стрингера, как выяснилось, не нужны. Продольная жесткость днища между шпангоутами вполне обеспечивается продольными реданами, отформованными за одно целое с корпусом. Думаю, что свободно можно было бы добиться уменьшения веса лодки до 120-130 кг.

Конструктивный мидель-шпангоут лодки. Сечение по шп. 6

Конструктивный мидель-шпангоут лодки
1, 2 — отверстия для прохода ДУ; 3 — буртик — окантовка фланца П-образным дюралевым профилем; 4 — полка бортового шкафчика, стеклопластик; 5 — топтимберс на шп. 5 и 6; фанера δ=8, приформованная стекложгутом; 6 — флортимберс; сосна δ=15, обформованная стеклопл. δ=2,5; 7 — ребро жесткости пайола, сосна 20х50; 8 — киль; сосна 20х50, обформован стеклопластиком δ=2,5; 9 — вклеенный пенопласт; 10 — пайол, фанера δ=6; 11 — днищевой стрингер, сосна 20х30; 12 — обшивка днища δ=4; 13, 14 — обшивка борта, δ=3-3,5; 15 — мягкая обделка по периметру кокпита; поролон, обшитый искусств. кожей; 16 — вырез для укладки удочек вдоль борта; 17 — откидная дверца шкафчика; 18 — обделка кромки топтимберса, П-образный дюралевый профиль.

Для обеспечения непотопляемости в аварийных условиях под пайолом закреплены пенопластовые блоки, а под задним диваном имеется герметичный отсек объемом 160 л; носовой багажник при плотно закрытом люке в переборке на шп. 3 также служит герметичным объемом.

Кокпит «Марса-М» по размерам не меньше, чем на «Прогрессе», который на целый метр длиннее. Два передних сиденья — съемные складные. Это позволяет быстро освободить все пространство кокпита для рыбалки или при устройстве ночлега. Откидная дверца шкафчика между шп. 5 и 6 образует небольшой столик.

Подмоторный отсек полностью изолирован от кокпита глухой переборкой на шп. 8. В нем свободно размещаются четыре канистры по 20 л (одна из которых служит расходным баком), канистра с автолом (5-10 л), якорь, сапоги, воронка и т. п. Для доступа в этот отсек сделаны два палубных люка 400х400 с надежно закрывающимися крышками.

Кокпит сверху закрывается легкосъемным тентом. Мотолодка оборудована ДУ реверса и газа, рулевым устройством, топовым огнем, приборами для контроля за температурой двигателя.

Лодка отличается относительно мягким ходом на волнении. Мореходные качества ее вполне сравнимы с качествами наших серийных «Крымов» и «Прогрессов», хотя размерения «Марса-М» существенно меньше. Где пройдет «Прогресс», там пройдет и «Марс-М».

«Марс-М» устойчив на курсе (бросив руль, можно спокойно ходить по кокпиту), имеет малый радиус циркуляции. Крен на повороте даже на максимальной скорости незначителен. Кокпит не забрызгивается. Лодка не зарывается в воду даже на малом ходу при наличии относительно больших волн, идущих навстречу.

В процессе двухлетней эксплуатации я убедился в исключительной маневренности мотолодки в условиях беспорядочных озерных волн. Делал при этом самые крутые повороты на полной скорости.

Лодка не дельфинирует, даже если водитель с пассажиром сидят в корме — у самого мотора; скорость же при такой кормовой центровке значительно возрастает.

Очень жаль, что пока мотолодку не удалось испытать под новым «Вихрем-30» с подбором оптимального гребного винта. До сих пор я ходил на ней под старым «Вихрем-М», проработавшим уже пять лет, и с гребным винтом от мотора «Москва-25» (шаг 280 мм). С одним водителем на борту скорость «Марса-М» составляет около 45 км/ч, с двумя человеками — 40-42.

Несколько слов об удобстве посадки на мотолодку. Несмотря на необычное решение носовой части «Марса-М», посадка на лодку не отличается от привычной: держась за ветровое стекло и переступая по боковым плоским участкам палубы пассажиры влезают в кокпит, не испытывая каких-либо неудобств.

Н. Ф. Макаров, «Катера и яхты», 1980 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное