Главная>>> Лодочные моторы>>> Синтетическое масло и старый четырехтактный лодочный мотор

Синтетическое масло и старый четырехтактный лодочный мотор

Синтетическое масло и старый четырехтактный лодочный мотор Принято считать, что современное синтетическое масло, предназначенное для подвесных четырехтактных моторов, не подходит к старым моделям, но есть и другое мнение — что оно вполне пригодно для «старичков». Как быть простому смертному в этой ситуации?

На самом деле оба мнения имеют под собой реальную почву и, как это не покажется странным, имеют право на жизнь. Начнем от печки. Довольно давно четырехтактные подвесные моторы «кормились» автомобильными моторными маслами. Однако условия эксплуатации автомобильного двигателя и моторной головки подвесника сильно различаются. В отличие от автомобильного силового агрегата, моторная головка подвесного мотора большую часть времени работает в режиме повышенных оборотов и живет в условиях большой влажности, при этом возможно попадание воды в картер двигателя. Поэтому со временем стали производить специальные масла, предназначенные для работы в подвесных моторах с учетом всех особенностей их эксплуатации.

В чем базовое отличие синтетического масла от минерального? В основе. У минерального масла основой являются продукты нефтеперегонки, у синтетического — продукты типа олефинов и т. д. База синтетического масла, как правило, более устойчива к перегреву и окислению. Если популярно, то синтетическая основа масла для четырехтактного мотора, и подвесного в частности, медленнее разлагается под действием повышенных температур и менее склонна к взаимодействию с кислородом и другими агрессивными продуктами. Благодаря своей структуре эта основа обладает большей текучестью и увеличенной по отношению к минеральной проникающей способностью.

Именно из-за повышенных текучести и проникающей способности на некоторых четырехтактных моторах архаичной конструкции с относительно большим рабочим объемом (более 1 л) и возможны изменения скорости потока масла в масляных каналах и температурного режима. То есть синтетическое масло будет отбирать больше тепла у элементов мотора, чем минеральное. Это не правило, но такое возможно, особенно у двигателей, сконструированных в 70-80-х гг. (не произведенных, а разработанных) и «заточенных» под минеральное масло с малым количеством моющих и загущающих присадок.

Если мотор выпущен давно и работал на минеральном масле, то при переходе на синтетическое начинает «потеть» или может даже «потечь» через различные прокладки и уплотнения. В этом — вина повышенной проникающей способности «синтетики» и большей эффективности моющих средств, которые входят в комплект присадок. Ярким подтверждением этому может служить опыт эксплуатации моторов 402-й серии, которые устанавливались на автомобили «ГАЗ-24» и их модификации с набивным сальником коленчатого вала, который «вымывался» после первых 2000 км при заливке масла (либо полностью синтетического, либо «полусинтетического»). Оно успешно вытекало на дорогу со всеми ожидаемыми последствиями. Это и стало причиной появления утверждения, что новые синтетические масла плохо подходят для старых моторов.

Так можно ли использовать «синтетику» или воздержаться? Можно, но... Тут, скорее всего, «но» должно выглядеть как «НО!». Следует помнить, что первое время современное масло будет упорно отмывать мотор от старых лаковых и других отложений, при этом возможно засорение масляных каналов, если мотор очень старый и за ним плохо следили. Поэтому имеет смысл первую смену масла после заливки «синтетики» произвести после 10-20 часов работы мотора, разумеется, с заменой старого фильтра, забитого всякой гадостью и потерявшего свою работоспособность. Затем заменять масло можно через регламентированный производителем мотора период, но придется следить за его уровнем и появлением подтеков. Если масло «побежит», то придется менять прокладки и сальники, в противном случае двигатель окажется в масле, а в картере его будет все меньше и меньше...

Если старый мотор в хорошем состоянии, то «синтетику» использовать можно, но посматривая время от времени за состоянием прокладок, уплотнений и сальников. Если же есть подозрение, что моторчик уже дышит ни ладан, то не стоит ускорять его кончину, проще продолжать лить «минералку».

Масла на синтетической основе или с большим процентным содержанием базового синтетического масла стоят дороже минеральных аналогов. При желании сэкономить и не подвергать «старичка» риску можно смело использовать минеральное масло и не думать о переходе на «синтетику», готовую вызвать у вас головную боль и подвигнуть на лишние траты сил и средств.

«КиЯ», 2008 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное