Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект и чертежи для постройки швертбота

Швертбот «Колибри». Проект и чертежи для постройки швертбота

Швертбот «Колибри», спроектированный и построенный инженером М. Н. Никитиным, представляет собой непроницаемый корпус-поплавок с санным образованием носовой оконечности. Ниже представлены проект и чертежи данного швертбота.

Основные данные швертбота «Колибри»
Длина корпуса наибольшая, м 3,0
Длина габаритная, м 3,2
Ширина корпуса, м 0,7
Общий вес с вооружением, кг 30
Осадка, м:  
          без шверта 0,08—0,09
          со швертом 0,73

Боковой вид швертбота «Колибри»

Швертбот «Колибри». Проект и чертежи для постройки швертбота

Теоретический чертеж швертбота

Теоретический чертеж швертбота

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
0 1 2 3 4 5 6
  Высоты от основной линиии, мм
Палуба в ДП 225 265 265 265 265 265 265
Палуба у борта 225 225 225 225 225 225 225
Скула 185 55 13 00 08 46 130
Киль 185 40 10 00 08 46 130
  Полушироты от ДП, мм
Палуба 237 310 341 350 341 325 300
Примечание. Полушироты от ДП берутся с учетом толщины борта, равной 10 мм.

Набор корпуса швертбота составляют сплошные деревянные борта, соединенные в носу брештуком, а в корме — транцевой доской, шпангоутные рамки (в районе шп. 2, 3 и 4 укреплен швертовый колодец), четыре палубных стрингера и один мидельвейс, два днищевых стрингера и очень легкий киль в носовой и кормовой частях.

Борта выпиливают из строганых досок. Брештук выполняется из целого бруска. Шпангоуты собирают на плазе из флоров, бимсов и вертикальных стоек. Стенки швертового колодца швертбота вырезают из бакелизированной фанеры и до сборки окрашивают суриком по внутренней поверхности. К наружной поверхности колодца на клею и шурупах присоединяют палубный и днищевой бруски для крепления обшивки днища и настила палубы, а также вертикальные стойки шпангоутной рамки.

Конструктивный чертеж швертбота

Конструктивный чертеж швертбота
1 — стенка швертового колодца (860х260х4); 2 — деревянный борт (3000х230х10); 3 — киль (1150х100х25); 4 — брештук (520х75х75); 5 — бимс; 6 — мидельвейс; 7 — днищевой стрингер (300x25x10); 8 — киль; 9 — палубный брусок колодца (850х25х15); 10 — вертикальная стойка (260х45х10); 11 — днищевой брусок колодца (850х40х15); 12 — пяртнерс (140х120х10); 13 — усиленный полубимс; 14 — стрингер (3000х10); 15 — стрингер (3000х15х10); 16 — подушка поручня (90х70x25); 17 — транец (600x140х12); 18 — флор (700х40х12); 19 — вертикальная стойка (260х40х10); 20 — бимс (700х55х15).

Материалы для постройки швертбота

Наименование материала Размер, мм Кол-во в листах или в штуках Назначение
Фанера березовая δ=3 2 Обшивка (палуба, днище)
<< — >> 140х120х10 1 Пяртнерс
Фанера бакелизированная 860х260х4 2 Стенки швертового колодца
Доски сосновые 3000х230х10 2 Борта
<< — >> 3000х25х10 4 Стрингеры (палубные, днищевые)
<< — >> 3000х15х10 2 Стрингеры палубные
<< — >> 850х25х15 2 Палубный брус швертового колодца
<< — >> 850х40х15 2 Днищевой брус швертового колодца
<< — >> 260х40х10 10 Вертикальная стойка шпангоута
<< — >> 260х45х10 2 Стойка швертового колодца (шп. 3)
<< — >> 520х75х75 1 Брештук
<< — >> 1050х20х15 2 Киль и мидельвейс в корме
<< — >> 4400х80х25 2 Мачта
<< — >> 1000х80х15 2 Усиление шпора мачты
<< — >> 350х40х30 4 Уширенный бимс и флор
<< — >> 700х40х12 4 Флоры
<< — >> 700х55х15 5 Бимсы
<< — >> 600х140х12 1 Транец
<< — >> 100х20х20 2 Вертикальная стойка транца
<< — >> 1150х80х25 1 Носовая часть киля
<< — >> 1150х40х25 1 Мидельвейс
<< — >> 90х70х25 2 Подушка поручная

Сборку корпуса швертбота ведут килем вверх на деревянном стапеле длиной 3,2 м, шириной не менее 150 мм и толщиной 50-60 мм. На отфугованной доске стапеля размечают места установки 1, 2, 4 и 5-го шп., транца и брештука и делают вырезы с расчетом на тугую посадку этих деталей (необходимо предусмотреть вырез и для швертового колодца). Выставленный набор скрепляют бортовыми досками на клею и шурупах. Затем устанавливают швертовый колодец и обе половинки рамки шп. 3, врезают днищевые стрингеры и ставят носовую и кормовую части киля. После этого набор снимают со стапеля, ставят мачтовый бимс, прикрепляя его непосредственно к бортам шурупами, и врезают палубные стрингеры, мидельвейс и пяртнерс. Следует прострогать набор, проверяя малку гибкой рейкой, и выбрать шпунт в брештуке.

Перед постановкой обшивки на транце устанавливают рулевые петли. Обшивку из авиационной фанеры толщиной 3-4 мм крепят на клею и шурупах (если поручни на палубе крепятся болтами, то в первую очередь следует установить настил палубы, предусмотрев соответствующие подкрепления).

Рекомендуется начинать обшивку корпуса с носовой оконечности. Листы соединяют встык на шп. 3. Особое внимание следует обратить на подгонку листов к швертовому колодцу. Перед тем как установить последние листы обшивки, корпус изнутри окрашивают суриком. На готовом корпусе рубанком зачищают неровности и проклеивают швы полосками материи шириной 50-60 мм.

На палубе устанавливают металлический фланец пяртнерса, крепящийся четырьмя болтами на сурике или белилах. Перед окраской корпус зачищают наждачной бумагой, 2-3 раза покрывают горячей олифой и снова зачищают наждачной бумагой.

Для окраски рекомендуется применять хлоркаучуковые или обыкновенные эмали КО, ФО, №560 и №670. Палубу в средней части делают шероховатой; для этого в краску или в масляный лак (6с по ГОСТ 5470-50) подмешивают опилки.

Шверт толщиной 2,5 и перо руля толщиной 2,0 мм изготовляют из дюралюминия.

Пустотелую мачту склеивают в струбцинах; после обработки и лакировки на нее ставят кожаную манжету, брюканец, оковки на шпор и отверстие гика. Мачта скрепляется с фланцем на палубе замком, дающим ей возможность вращаться. Гик можно изготовить из дерева, но лучше сделать его из тонкостенной дюралюминиевой трубки диаметром 30 мм.

Мачта швертбота

Мачта швертбота

Парус шьется из плотной ткани. Переднюю шкаторину ликуют, а нижняя остается свободной. Горб поддерживается пятью сквозными латами. Гика-шкот крепят на оковке гика и за обушок на рулевой коробке.

Хождение под парусом. На полных курсах швертбот мало зарывается, при крене имеет плавную ватерлинию, хорошо «режет» волну. Благодаря непроницаемости корпуса швертбот не боится заливания и в закрытых водоемах при ветре 3-4 балла развивает хорошую скорость хода. Лучше всего управлять швертботом лежа на борту. В этом случае одну ногу нужно просунуть под кормовой поручень, а другой — с помощью специальной наделки — поворачивать румпель; руками в это время следует держаться за носовой поручень и гика-шкот. Такое положение позволяет быстро перемещать центр тяжести далеко за борт и хорошо удифферентовывать судно на всех курсах. При известных навыках можно полностью избежать попадания воды на палубу.

«Катера и Яхты», 1963 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное