Швертбот из старой шлюпки
Основные данные швертбота | |
---|---|
Длина, м | 5 |
Ширина, м | 1,8 |
Длина по КВЛ, м | 4,5 |
Площадь парусности, м² | 8 |
Долгие годы мечтал построить прогулочный швертбот своими руками, но не смог подобрать подходящий проект. Наконец, появилась возможность воплотить свои технические решения и мечты — они сбылись.
Швертбот «Стайк» я сделал из пятиметровой шлюпки с транцевой кормой, которую выбросили на свалку. Это, по сути, была лишь одна пластиковая обшивка без поперечного и продольного набора. Но, так как у нее были мореходные обводы, я решил дать ей вторую жизнь.
Изначально на бумаге делались эскизы внутреннего расположения, на которых определялись планировка, элементы обстройки и внешний вид лодки, чтобы достичь в корпусе малых размеров максимального комфорта.
Затем корпус шлюпки был установлен на стапель килем вниз. Сначала была врезана килевая балка 100x40 мм. После чего с лодки были сняты шаблоны теоретических шпангоутов из ДВП, по которым в дальнейшем были изготовлены шесть полноценных элементов поперечного набора, включая переборки форпика и рубки. Шпангоуты были набраны из сосновых реек сечением 20 мм и соединялись кницами из фанеры толщиной 8 мм. Первым была изготовлена переборка рубки из 9-мм фанеры ФСФ.
После были установлены и другие шпангоуты с заранее вырезанными пазами под стрингера.
Затем был врезан продольный набор из четырех стрингеров сечением 20x40 мм из сосновых реек и двух внутренних привальных брусьев 22x70 мм. Каждый стрингер склеивался из двух реек 10x40 мм по месту на ус. Далее наращивались борта из 6-мм фанеры ФСФ согласно ранее сделанным эскизам.
В средней части борт был поднят на 150 мм по уровню носа, так как корпус шлюпки имел заметную седловатость, что позволило сделать рубку более эргономичной и вместительной. Набор рубки сделан из сосновых реек и обшит 6-мм фанерой, которая впоследствии обклеена двумя слоями стеклоткани.
Вход в каюту решено было сместить на правый борт для большего удобства. Вход закрывается съемным щитком и сдвижным люком.
Высота у входа в каюту равна 1200 мм, свободная высота над диванами внутри — 1000 мм. В носовой части каюты сделан люк 450x450 мм для выхода в носовую часть. В носовой части рубки предусмотрены уключины для гребли на веслах.
Швертовый колодец сделан из 12-мм фанеры. Внутренние стенки колодца обклеены стеклотканью. Шверт размером 1100x400 мм вырезан из стали толщиной 12 мм. Степс мачты установлен на рубку и подкреплён трубчатым пиллерсом.
Кокпит длиной 2 м получился довольно просторным — он позволяет спокойно разместиться вчетвером.
Под его сиденьями расположены два больших водонепроницаемых рундука для хранения вещей. Временно был поставлен руль навесного типа с подъемным пером, который ранее использовался на мотолодке «Прогресс» с парусом. Мачта самодельная длиной 4,5 м из титана, парусное вооружение имеет общую площадь 8 м2, грот взят от швертбота «Кадет», а стаксель пошит самостоятельно.
Осадка у швертбота, несмотря на заметный вес, получилась небольшая. Первый сезон на воде показал, что лодка имеет хорошую остойчивость и превосходные ходовые качества даже при маленьком парусе.
Теперь предстоит дооборудовать каюту рубки для большего комфорта и лучшей обитаемости. Там, где борт был наращен, будут сделаны рундучки для хранения нужных вещей. Также нужно сделать трапик и приобрести маленький двигатель.
Швертбот назван в честь сына Стасика, ему три года. Хочется с детства привить ему любовь к морю, лодкам и парусам. В целом, я доволен лодкой и надеюсь, что в будущем — после доработок яхточки — меня ждет много походов и приключений.
И. Болоцкий, Таганрог. Фото автора. «КиЯ», 2010 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: