Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Рыболовная мотолодка «Рыба-5,4» — проект для самостоятельной постройки

Рыболовная мотолодка «Рыба-5,4» — проект для самостоятельной постройки

В свое время по заданию редакции мной были разработаны для самостоятельной постройки три варианта моторки, подходящей для использования в качестве рыболовной лодки. Напомню их основные черты:

— «Рыба-3,6» (3,6x1,6 м; под ПМ 2-3,5 л. с. и весла) с упрощенными санными обводами;

— «Рыба-4,2» (4,2 м; под ПМ 15-40 л. с. и весла) с обводами моногедрон при килеватости 15°;

— «Рыба-5,4» (5,4x2,1 м; под ПМ 60-90 л. с.) быстроходная с обводами типа кафедрал.

Такой набор вариантов позволял каждому выбрать проект, наиболее отвечающий его возможностям и потребностям. В то же время все более широкое распространение удобных и относительно доступных надувных мотолодок привело к потере интереса к жестким самоделкам подобного класса. Говоря о более крупных лодках «4,2» и «5,4», редакция обещала опубликовать их чертежи, если будут поступать соответствующие запросы. На среднюю лодку их, очевидно, не поступало, поскольку и в нише с размерениями 3,5-4,2 м уже прочно «обосновались» надувнушки и РИБы, а вот самым крупным вариантом читатели (особенно — проживающие в глубинных районах страны) заинтересовались. Подошла очередь публикации проекта «Рыба-5,4», тем более что и в наших условиях стали доступными подвесные моторы необходимой мощности.

Основные данные мотолодки «Рыба-5,4»
Длина, м 5,4
Ширина, м 2,1
Высота, м 0,95
Высота габаритная, м 1,65
Вес корпуса, кг ок. 220
Водоизмещение, т 1,1
Осадка по КВЛ, м 0,22
Число рабочих мест, чел. 2-4
Мотор, л. с. 90
Скорость, км/ч 62

Боковой вид и эскиз обводов, вид на днище и палуба мотолодки

Рыболовная мотолодка «Рыба-5,4» — проект для самостоятельной постройки
увеличить, 1600х1308, 137 КБ

В этом проекте соединены особенности рыболовной лодки и достоинства надежной быстроходной и мореходной, остойчивой и непотопляемой платформы. Применены хорошо зарекомендовавшие себя в условиях Ладоги обводы типа кафедрал с килеватостью на миделе 19° и системой скуловых брызгоотбойников и реданов, обеспечивающие мягкий ход на волне и высокие скоростные качества (при водоизмещении порядка 1,1 т скорость — около 65 км/ч при 90-сильном ПМ). Боковые развитые спонсоны-наделки на длине от носа до шп. 5½ при значительной ширине корпуса и некотором развале бортов способствуют сохранению остойчивости. Высота борта в носу — 950 мм, в корме — 800 мм.

Эскиз обводов мотолодки (проекция корпус)

Эскиз обводов мотолодки

Рыболовная лодка имеет просторный самоотливной кокпит (размером 4x1,7 м) со свободным подходом к фальшборту по всему периметру. Рубки как таковой нет. Консоль поста управления и два кресла (одно за другим) расположены по ДП, и с боков остается широкий проход, не ограничивающий свободу действий рыболова. Пост управления закрыт только спереди лобовым стеклом и сверху — крышей на трубчатых стойках; естественно, желающие могут сделать легкосъемный тент с окнами на боковинах. Рыболовы, специализирующиеся на троллинге, поставят на кормовом срезе крыши держатели удилищ (или предусмотрят соответствующую раму). В носу при необходимости ставится крепление для маломощного вспомогательного подвесного моторчика (электрического).

Пайол находится на высоте 400 мм над ОЛ; высота фальшборта над пайолом от 530 мм в носу до 400 мм в корме; на планширь поставлен трубчатый релинг высотой 200 мм. Такие размеры не мешают рыболовам и обеспечивают безопасность работы в кокпите. Носовая часть кокпита, где расположено кресло рыболова, защищена сплошным волноломом — козырьком на высоту релинга. В конструкции объемного фальшборта с планширем размещена значительная часть запаса пенопласта, обеспечивающего непотопляемость.

Стоит отметить, что «Рыба-5,4» рассчитана главным образом на непродолжительные выходы на рыбалку хорошо экипированным экипажем. Безусловно, желающие несколько видоизменить возможности использования лодки могут самостоятельно предусмотреть островную рубку, шкафы для одежды и необходимый минимум бытовых удобств.

Под пайолами, в трюме, разделенном на шесть герметичных отсеков, могут быть размещены топливо, рыболовные снасти, провизия, одежда. Каждый отсек на пайоле обрамлен комингсом (горловиной) с дождевой канавкой. Крышка люка закрывается при помощи двух петель и замка. Для слива воды на транце предусмотрены шпигаты с невозвратными клапанами.

В палубе (в оконечностях) вырезаны люки, через которые осуществляется доступ в форпик и ахтерпик. Здесь можно хранить якорь, концы, аккумулятор, запасные части.

Для рыболова стоит установить поворотное складное кресло. Его целесообразно разместить на шп. 2 в стакане с подкреплением в корпусе.

Несколько советов по технологии постройки рыболовной моторной лодки

Корпус лодки можно построить из водостойкой фанеры и сосновых реек. Детали собирают «в объем» на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями и шурупами и угловыми соединениями на «мокрых угольниках». Снаружи корпус оклеивается стеклотканью.

Конструкция корпуса традиционна. Особенностью является лишь наличие в ДП высокого — до уровня пайолов — вертикального киля, а на шп. 3 и 5 — полупереборок такой же высоты. Конструктивная шпация совпадает с теоретической — 700 мм. Плазовая таблица отсутствует, все необходимые ординаты приведены на эскизах шпангоутных рамок.

Продольный разрез и план палубы мотолодки

Продольный разрез и план палубы
увеличить, 1600х1278, 175 КБ

Конструктивный мидель-шпангоут

Конструктивный мидель-шпангоут

Спецификация основных деталей корпуса и узлов оборудования рыболовной мотолодки

1 — киль, форштевень, 40x60; 2 — стрингер (скула), 40x30; 3 — стрингер (днище), 15x40; 4 — бортовое ребро жесткости, 15x30; 5 — привальный брус, 30x30; 6, 7 — комингс, 20x40; 10x40 (детали 1-7 клеить из реек slO); 8 — крыша, фанера, s6; 9 — пайол, s6; 10 — настил палубы, s10; 11 — обшивка днища, s6; 12 — обшивка борта, s6; 13 — зашивка транца (наружная), s10; 14 — зашивка транца (внутренняя), s6; 15 — зашивка шп. 7, s6; 16 — зашивка шп. 1, s4; 17 — зашивка, s6; 18 — зашивка флора, шп. 3, s4; 19 — зашивка флора, шп. 5, s4; 20 — рецесс, s6; 21, 22, 23 — лист вертикального киля, s6; 24 — фальшборт (волнолом), s4; 25, 26 — стенка пульта управления, s6; 27 — люк в пайоле; 28 — люк (форпик); 29 — люк (ахтерпик); 30 — ящик (рыбный садок); 31 — основание сиденья (рундук); 32 — кресло (рабочее); 33 — леерное ограждение, труба, нерж. ст.; 34 — стойка, труба, нерж. ст.; 35 — пульт управления мотором; 36 — релинг, труба, нерж. ст.; 37 — оргстекло; 38 — флортимберс, 25x90; 39 — топтимберс, 25x70; 40 — бимс (шп. 7,8), 25x40; 41 — стойка (верт. киля), 25x30; 42 — стойка (шп. 1), 25x25; 43 — бимс (шп. 1), 25x30; 44 — бимс (настил), 25x40; 45 — брус (шп. 8), фанера 25x240; 46 — брус (шп. 7), 25x50; 47 — стойка (шп. 8), 25x70; 48 — бимс, 25x100; 49 — заполнитель, 250 дм³, пенопласт; 50 — кница (флор), фанера, s6; 51 — кница (скула), s6; 52 — кница (планширь), s6; 53 — кница (шп. 7), s6; 54 — кница (шп. 7), s6; 55 — кница (борт, шп. 1), s6; 56 — кница (в ДП, шп. 1); 57 — кница (днище, шп. 1), s6; 58 — спонсон; 59, 60 — заполнитель; 61 — подвесной мотор четырехтактный мощностью 90 л. с.; 62 — тент; 63 — бензобак.

Конструктивные чертежи корпуса лодки — сечения по шпангоутам

Конструктивные чертежи корпуса лодки
увеличить, 1600х1443, 195 КБ

Раскрой деталей вертикального киля (фанера 6 мм)

Раскрой деталей вертикального киля
увеличить, 1800х435, 41,1 КБ

Пользуясь рабочим чертежом и спецификацией, вначале собирают шпангоуты и транец (вырез в транце и его наклон делают в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя мотора). Из отдельных частей, склеенных на «ус», собирают планширь, размечают на нем положение ДП и шпангоутов. Далее по периметру планширя (см. сеч. А—А) надо приклепать рейки — привальный брус и комингс.

Собирают лодку вверх килем. Два отфугованных бруса устанавливают в «горизонт» на расстоянии 850 мм от ДП и на них укладывают планширь. Выставляют шпангоуты, раскрепляют их в строго вертикальном положении, врезают продольный набор и малкуют.

Установку обшивки начинают с днища. Листы бортовой обшивки выпускают ниже скулы (с учетом величины Н от ОП) и, обрезав в чистый размер нижнюю кромку, заполняют брызгоотбойник пенопластом.

Корпус зачищают и оклеивают стеклотканью.

На расстоянии 780 мм от ДП устанавливают спонсоны, выполненные из плотного пенопласта. Ставят реданы, оклеивают их стеклотканью, зачищают и окрашивают. После этого корпус можно перевернуть. Теперь устанавливают вертикальный киль, рецесс, подкрепление для рабочего кресла.

Корпус, из которого убирают «обзол», окрашивают водостойкой краской. Размечают вырезы в пайоле, по его периметру «приклепывают» на эпоксидной смоле комингс — дождевую канавку. Настил пайола приклеивают по стрингерам и шпангоутам.

Чтобы обеспечить непотопляемость лодки, необходимо уложить легкий пенопласт (ПС-4 или пенополиуретан) объемом примерно 250 дм³ в носу, корме и вдоль борта (в корме — не менее 50%).

К крыше над постом управления приклеивают три ребра-поручня.

Юрий Зимин, «КиЯ», 2007 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное