Главная>>> Лодочные моторы>>> Регулировка клапанов на четырехтактном моторе

Регулировка клапанов на четырехтактном моторе

В разговорах «на причале» часто возникает вопрос: «Можно ли самому регулировать тепловые зазоры клапанов на четырехтактном подвесном моторе?». Отвечают на него по-разному: от твердого «нельзя», до размытого: «А что мешает?».

Попробуем разобраться. Начнем с инструкций по эксплуатации мотора. Разные производители дают в них свои рекомендации. К примеру, первую проверку зазоров в клапанах моторов мощностью до 40-50 л. с. и при необходимости их регулировки рекомендуется проводить через 10 или 20 часов их работы. В соответствующей таблице указано, что дальнейшие проверки следует делать каждые 100 или 200 часов. Так, в инструкциях к моторам «Tohatsu» значатся 10 и 100 часов, «Honda» — 20 и 200 соответственно. При этом все производители четко указывают, что данную операцию надо проводить у «своего дилера», т. е. придется мотор тащить в мастерскую. Возможно, пока мотор на гарантии, этого совета надо придерживаться неукоснительно. Но если гарантия уже кончилась, а дилер находится километров за 500 от вас и есть опыт общения с моторами, то почему бы самому не проверить зазоры клапанов.

Нам было интересно узнать, что думают по этому поводу механики? Ответы оказались разными, причем, любопытно, что в официальных мастерских он звучал скорее лояльно, т. е. оказался «разрешительным». Работники других мастерских были более категоричны и не рекомендовали «соваться» в мотор, особенно если его мощность превышает 40 л. с.

После долгих расспросов обе позиции стали более или менее понятны. «Официалы» чаще сталкиваются с тем, что мотор находится в относительно исправном состоянии, история мотора, как правило, известна и не слишком древняя, а владелец более или менее постоянно выполняет регламентные работы. «Сторонние» ремонтники, цены на работы которых немного ниже «официальных», да и находятся они ближе к потребителю, чаще сталкиваются с моторами, вышедшими из строя после того, как их владельцы, порой даже квалифицированные, «полазили по его потрошкам».

Следует заметить, что некоторые четырехтактные подвесные моторы работают помногу часов — до 1000 и более — и при этом не нуждаются в регулировке, как показывает проверка. На некоторых есть и гидрокомпенсаторы.

Ряд моделей моторов большой мощности комплектуется достаточно сложным устройством ГРМ, и для регулировки их клапанов необходимо иметь набор специальных шайб разной толщины, которые подкладываются под специальные «колпачки». Нет набора с шайбами разной толщины — клапаны отрегулировать не получится.

Моторы более простой конструкции имеют механизм, который позволяет произвести эти работы самому. Для этого надо снять клапанную крышку (у большинства моторов она имеет обычную прокладку) и получить доступ к ГРМ. Алгоритм проверки и настройки прост, как у хорошо известных «классических» жигулевских моторов. Но могут потребоваться специальные ключи. Само собой нужен хороший щуп. Разумеется, надо знать и значение требуемого теплового зазора. Инструкции по эксплуатации в этом случае не помогут, поэтому их придется добывать.

Рассмотрим порядок регулировки клапанов на примере мотора «Tohatsu MFS25/30» (см. рисунок).

Пример регулировки зазоров в клапане подвесного мотора «Tohatsu MFS 25/30»

Регулировка клапанов на четырехтактном моторе
1 — воздуховод, 2 — топливный насос, 3 — клапанная крышка.

Пример регулировки зазоров в клапане подвесного мотора
4 — маховик, 5 — звездочка распределительного вала.

Расположение меток на звездочке распределительного вала
Расположение меток на звездочке распределительного вала.

6 — контргайки, 7 — регулировочные винты, e и d — тепловые зазоры
6 — контргайки, 7 — регулировочные винты, e и d — тепловые зазоры.

8 — специальный ключ для регулировки зазора, 9 — накидной ключ, 10 — щуп
8 — специальный ключ для регулировки зазора, 9 — накидной ключ, 10 — щуп.

ЕХ — выпускные клапаны, IN — впускные клапаны
ЕХ — выпускные клапаны, IN — впускные клапаны.

Снимаем кабель блокировки стартера, ручной стартер и кожух ремня.

Отсоединяем шланги сапуна.

Отсоединяем топливный насос.

Отсоединяем шланги системы охлаждения.

Отсоединяем высоковольтные провода и катушки и удаляем свечи зажигания и клапанную крышку.

Поворачиваем маховик по часовой стрелке до совпадения меток «I» на звездочке распределительного вала и «треугольник» на головке блока.

Проверяем и настраиваем зазор впускного и выпускного клапанов первого цилиндра. Зазор впускного цилиндра должен составлять 0,15+0,02 мм, выпускного — 0,20+0,02 мм.

Поворачиваем маховик и совмещаем метку «III» с меткой «треугольник» на головке блока.

Проверяем и регулируем клапана третьего цилиндра.

Проворачиваем маховик до совпадения метки «II» на звездочке распредвала с отметкой «треугольник» и проверяем и регулируем клапана второго цилиндра.

Устанавливаем все элементы моторной головки на места в обратном порядке.

Регулировочная контргайка на рокере закручивается с моментом 7 Н. м.

Регулировка клапанов выполняется на холодном двигателе.

Настройка зазоров клапанов большинства моторов мощностью до 40 л. с. разных производителей проводится в том же порядке.

«КиЯ», 2010 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное