Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект крейсерско-гоночной яхты-«полутонника»

Яхта-«полутонник». Проект крейсерской гоночной яхты полутонного класса

Крейсерско-гоночные яхты «полутонного» класса (с гоночным баллом IOR=6,6) являются оптимальным вариантом яхты для морских гонок. На них легче, чем на «четвертьтонниках», обеспечить удовлетворительную обитаемость, так как больше сами размерения яхты; правилами класса оговорена на 0,3 м большая высота в каюте (1,7 м); «полутонники» быстроходнее, легче справляются со встречной волной; шире возможности подбора парусов в зависимости от ветровых условий. В то же время, по сравнению с «однотонником», яхта «полутонного» класса имеет меньшую осадку, вдвое меньше ее водоизмещение и соответственно стоимость.

Как показывают предварительные проработки, универсальный «полутонник» может стать базовой моделью для создания ряда современных относительно легких и недорогих крейсерско-гоночных яхт. Говоря об универсальности «полутонника», мы имеем в виду то, что его можно использовать в самых различных условиях.

Опыт плавания в мелководных районах морских заливов, больших рек и озер подсказывает, что при осадке 1,2 м яхта может подходить к необорудованному берегу. Для таких условий, несомненно, будет удобен вариант компромисса с минимальной осадкой 0,6 м (при опущенном шверте 1,8 м) либо вариант яхты с укороченным фальшкилем — с осадкой 1,2 м.

Для чисто морских условий в том же корпусе может быть оборудован килевой вариант яхты с осадкой 1,5-1,6 м.

При плавании по рекам и водохранилищам встречается немало преград в виде мостов и линий электропередач, поэтому мачта на «полутоннике», установленная в стандерсе, должна быть рассчитана на заваливание и постановку силами экипажа. Для безопасности плавания необходимо установить вспомогательный двигатель. Чтобы «полутонник» был действительно комфортабельным, высоту в каюте нужно сделать такой, чтобы можно было стоять в ней во весь рост; необходимы удобный камбуз и туалет.

Эти соображения и положены в основу предлагаемого вниманию читателей эскизного проекта яхты-«полутонника». Остановимся на некоторых его конструктивных особенностях (основные данные приведены в таблице).

Общий вид и схема парусности яхты-«полутонника»

Яхта «полутонник». Проект крейсерско-гоночной яхты полутонного класса

Основные данные яхты-«полутонника»
Длина максимальная, м 9,10
Длина по КВЛ, м 7,00
Ширина максимальная, м 3,00
Ширина по КВЛ, м 2,4
Осадка, м 1,2
Водоизмещение, т 3,25
Вес фальшкиля, т 1,3
L/3√D 4,7
√S/3√D 4,35
Lмакс/Bмакс 3,03
Парусность обмерная, м²  
          — общая 41,3
          — грот 11,5
          — стаксель 29,8

Надводная часть корпуса выполнена без обычной рубки или надстройки, с обратной седловатостью и скруглением перехода бортов в палубу. Такое решение, на наш взгляд, позволяет избавиться от ряда недостатков, свойственных яхтам с рубкой. При движении под парусом корпус яхты-«полутонника» испытывает большие напряжения от скручивания, особенно — участок палубы, непосредственно примыкающий к мачте. Здесь в углах комингса рубки и ватервейсах быстро появляется течь. Кроме того, угловое соединение борта с ватервейсом всегда получается громоздким, тяжелым и менее жестким, чем непрерывная оболочка, плавно переходящая в палубу и подкрепленная кольцевыми ламинированными рамками шпангоутов. Поэтому мы и отдали предпочтение необычной конструкции корпуса с поперечными сечениями в виде эллипсоида. Такой корпус будет иметь и меньшее аэродинамическое сопротивление, чем конструкция с большим числом острых углов и граней.

Обводы корпуса крейсерской гоночной яхты полутонного класса

Обводы корпуса крейсерской гоночной яхты полутонного класса

Исходя из возможностей наших верфей, мы предусмотрели реечную обшивку корпуса с нагелевкой реек и использованием водостойкого клея. Предлагаемая конструкция корпуса легко может быть осуществлена и из шпона, и из стеклопластика.

В варианте компромисса шверт целиком убирается в гнездо в теле фальшкиля; таким образом в корпусе нет обычного швертового колодца, полную герметичность которого обеспечить довольно сложно.

Предусматривается комплект из десяти парусов для плавания в различных условиях:

— грот основной площадью 15,6 м² (обмерная площадь 11,5 м²);

— грот штормовой — 9,1 м²;

— генуэзский стаксель для острых курсов — 29,8 м²;

— кливер для лавировки на полном бейдевинде — 29,8 м²;

— стаксель № 1 для среднего ветра и совместной работы с большими передними парусами при слабом ветре — 14,4 м²;

— стаксель № 2 для сильного ветра, для несения под спинакером и с большими передними парусами при слабом ветре — 9,6 м²;

— стаксель № 3 штормовой — 3,3 м²;

— спинакер большой — 64 м²;

— спинакер малый — 36,5 м²;

— брифок для полных курсов в штормовую погоду — 11,6 м² (в повседневных условиях может использоваться как чехол на кокпит).

В носовой части кокпита располагается рулевой; в кормовой — установлены четыре шкотовые лебедки для управления передними парусами. Безопасность членов экипажа, работающих на палубе, обеспечивается непрерывным леерным ограждением от носового до кормового релингов.

Внутренняя планировка яхты не отличается от традиционной.

Общее расположение яхты

Общее расположение яхты
1 — форпик; 2 — якорный ящик; 3 — шкаф; 4 — полка; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — штурманский стол; 7 — бензобак; 8 — газовый баллон; 9 — ахтерпик; 10 — камбуз.

В форпике размещаются туалет и сетки для хранения парусов и тросов. В каюте, отделенной от форпика двумя шкафами (для выходной и штормовой одежды), оборудованы две стационарные койки, а также один широкий диван (по левому борту), который используется как третье спальное место, и один узкий диван. Съемный стол крепится к пиллерсу под стандерсом мачты. Собственно каюта имеет длину 1,9 м.

В тамбуре длиной 1,1 м размещаются по правому борту — камбуз с двухконфорочной газовой плитой, мойкой и шкафом для кухонной утвари, по левому борту — штурманский стол. Между кокпитом и бортами расположены четвертое и пятое спальные места.

Двигатель размещен под трапом. В изолированном ахтерпике, объем которого увеличен за счет пространства под кокпитом, размещены вкладные цистерны для бензина, газовые баллоны, верп, якорный и швартовные концы и другое снабжение. Запасы воды хранятся в двух цистернах под диванами каюты. 12-вольтовое освещение, питание радиоприемника и навигационных приборов обеспечиваются аккумулятором 10НКН-45.

Между мачтой и штагом на палубе крепится тузик (в гонку он не берется).

В. В. Васильев, И. К. Липский, «Катера и яхты», 1973 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное