Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект парусного катамарана для самостоятельной постройки

Проект парусного катамарана для самостоятельной постройки

Проект парусного катамарана для самостоятельной постройки

В юности я гонялся на катамаранах «В»-класса и «Торнадо» (описание и основные данные катамарана «Торнадо» можно посмотреть на этой странице). Потом ходил в море и участвовал в разных парусных гонках на однокорпусных яхтах. Но моя расположенность к катамаранам сохранилась. В отличие от яхты катамаран всегда идет без крена, не имеет балласта. Узкие и длинные корпуса создают меньшее сопротивление. Поэтому, как правило развивает скорость больше чем подобные яхты.

Катамаран парусный «Тимур»

Катамаран парусный «Тимур»

Основные характеристики парусного катамарана
Длина корпуса, м 6,0
Ширина корпуса, м 0,8
Ширина по осям корпусов, м 2,6
Габаритная ширина катамарана, м 3,4
Осадка корпусом/швертами, м 0,2/1,0
Вес пустого катамарана, кг 600
Водоизмещение полное, кг 1200
Высота от воды до балки, м 0,5

Вид спереди

Вид спереди
увеличить, 2000х2831, 117 КБ

Теоретический чертеж катамарана

Теоретический чертеж катамарана
увеличить, 2400х1280, 137 КБ

Общее расположение катамарана

Общее расположение катамарана
увеличить, 1920х1199, 180 КБ

Катамаран «Тимур» имеет обширную палубу от носа до кормы зашитую фанерой 10 мм. На носовой палубе можно загорать, танцевать, а также можно поставить палатку на ночлег. От мачты до кормы на гик натягивается тент от солнца и дождя. В центральном кокпите расположены сиденья для экипажа, 2 акустические колонки, на которых также можно сидеть, ставится раскладной столик, по бокам корпусов шверты и входы в каюты. В центральной подмачтовой коробчатой балке 2 багажника: в одном — якорь, веревки, аккумулятор с панелью переключателей, зарядкой смартфонов и авто радиоприёмником. В другом багажнике — камбузная и шкиперская утварь.

Рулевое устройство

Рулевое устройство
увеличить, 1600х2264, 148 КБ

В корме в проеме установлен регулируемый кронштейн для подвесного мотора. На кормовой балке имеется откидной трап для купания. В каждом корпусе имеются по 2 удобных спальных места длиной 2 м и шириной в голове 800 мм с поролоновыми матрацами толщиной 50 мм.

Парусный катамаран

Пассажировместимость в акте техосмотра — 6 чел., но мы катали в спокойную погоду и по 12 человек.

Для перевозки катамаран можно разобрать на отдельный части: 2 корпуса, поперечные и продольные балки, элементы палубного настила, шверты, рули, мачта, гик и т. п. Всё можно перевезти в кузове длиной 5 м или на трейлере.

Строил катамаран в одиночку не напрягаясь 1,5 года. Шпангоуты и продольный набор из сосновых реек. Обшивка — водостойкая фанера ФКМ толщиной 6,5 мм, пайолы в каютах и крышки диванов — 10 мм. Корпуса, центральная балка, шверты и рули обклеены стеклотканью на эпоксидной смоле.

Продольный разрез катамарана

Продольный разрез катамарана
увеличить, 1900х832, 103 КБ
1 — штаг-путенс; 2 — уголок соединительный, 4шт.; 3 — уголок соединительный, 8 шт.;
4 — кронштейн подвесного мотора; 5 — сиденье кокпита.

Конструкция моста

Конструкция моста
увеличить, 1900х1187, 181 КБ

Шпангоуты №1 и №4

Шпангоуты №1 и №4
увеличить, 2200х1554, 167 КБ

План парусности катамарана

План парусности катамарана
увеличить, 2000х2831, 163 КБ

Мачта и гик — деревянные клееные пустотелые. Длина мачты 9,3 м. Площадь грота 12 м², стаксель 8 м², генуя 16 м². Подвесной мотор «Меркурий 3,3».

Расход основных материалов на катамаран «Тимур»

1. Фанера водостойкая: 6 мм — 19 листов, 10 мм — 8 листов. Размеры листов — 1250x2500 мм.

6 мм — кницы шпангоутов, переборки, обшивка корпусов, диваны, люки, боковины, передняя и задняя стенки центральной балки.

10 мм — транцы корпусов (шп. 6), пайолы в корпусах, брандер-щитки входные, дно и задняя стенка центральной балки, настил дна кокпитов.

2. Стеклоткань: 160-200 г/м², 100 п. м.

Оклеивать корпуса в 2 слоя, центральную балку, крышки люков, рули, шверты.

3. Смола эпоксидная: 20 кг.

4. Клей для дерева водостойкий: 5 кг (шпангоуты, внутренний набор).

Детали шпангоутов, балок, люков и др. детали из дерева и фанеры можно собирать и на эпоксидной смоле, но на клею удобнее — не надо каждый раз разводить смолу.

5. Расход реек на шпангоуты (на 2 корпуса), сосна, ель и т. п.:

45x22 — 40 п. м.

35x22 — 12 п. м.

90x22 — 3 п. м.

Реек необходимо заготовить больше на 10-20% с учетом отходов.

Фото катамарана

В общем катамаран получился очень удачным: комфортабельным и просторным в обитании, прочным и мореходным, развивает большую скорость, удобный в управлении под мотором и парусами. Видео можно посмотреть в фейсбуке и ю-тубе на страничке Черников Сергей г. Олешки (быв. Цюрупинск) Херсонской обл. Украина.

Фотографии процесса постройки катамарана (много фото)

Сергей Черников, автор проекта.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное