Проект парусного катамарана для самостоятельной постройки
В юности я гонялся на катамаранах «В»-класса и «Торнадо» (описание и основные данные катамарана «Торнадо» можно посмотреть на этой странице). Потом ходил в море и участвовал в разных парусных гонках на однокорпусных яхтах. Но моя расположенность к катамаранам сохранилась. В отличие от яхты катамаран всегда идет без крена, не имеет балласта. Узкие и длинные корпуса создают меньшее сопротивление. Поэтому, как правило развивает скорость больше чем подобные яхты.
Катамаран парусный «Тимур»
Основные характеристики парусного катамарана | |
---|---|
Длина корпуса, м | 6,0 |
Ширина корпуса, м | 0,8 |
Ширина по осям корпусов, м | 2,6 |
Габаритная ширина катамарана, м | 3,4 |
Осадка корпусом/швертами, м | 0,2/1,0 |
Вес пустого катамарана, кг | 600 |
Водоизмещение полное, кг | 1200 |
Высота от воды до балки, м | 0,5 |
Вид спереди
Теоретический чертеж катамарана
Общее расположение катамарана
Катамаран «Тимур» имеет обширную палубу от носа до кормы зашитую фанерой 10 мм. На носовой палубе можно загорать, танцевать, а также можно поставить палатку на ночлег. От мачты до кормы на гик натягивается тент от солнца и дождя. В центральном кокпите расположены сиденья для экипажа, 2 акустические колонки, на которых также можно сидеть, ставится раскладной столик, по бокам корпусов шверты и входы в каюты. В центральной подмачтовой коробчатой балке 2 багажника: в одном — якорь, веревки, аккумулятор с панелью переключателей, зарядкой смартфонов и авто радиоприёмником. В другом багажнике — камбузная и шкиперская утварь.
Рулевое устройство
В корме в проеме установлен регулируемый кронштейн для подвесного мотора. На кормовой балке имеется откидной трап для купания. В каждом корпусе имеются по 2 удобных спальных места длиной 2 м и шириной в голове 800 мм с поролоновыми матрацами толщиной 50 мм.
Пассажировместимость в акте техосмотра — 6 чел., но мы катали в спокойную погоду и по 12 человек.
Для перевозки катамаран можно разобрать на отдельный части: 2 корпуса, поперечные и продольные балки, элементы палубного настила, шверты, рули, мачта, гик и т. п. Всё можно перевезти в кузове длиной 5 м или на трейлере.
Строил катамаран в одиночку не напрягаясь 1,5 года. Шпангоуты и продольный набор из сосновых реек. Обшивка — водостойкая фанера ФКМ толщиной 6,5 мм, пайолы в каютах и крышки диванов — 10 мм. Корпуса, центральная балка, шверты и рули обклеены стеклотканью на эпоксидной смоле.
Продольный разрез катамарана
увеличить, 1900х832, 103 КБ
1 — штаг-путенс; 2 — уголок соединительный, 4шт.; 3 — уголок соединительный, 8 шт.; 4 — кронштейн подвесного мотора; 5 — сиденье кокпита.
Конструкция моста
Шпангоуты №1 и №4
План парусности катамарана
Мачта и гик — деревянные клееные пустотелые. Длина мачты 9,3 м. Площадь грота 12 м², стаксель 8 м², генуя 16 м². Подвесной мотор «Меркурий 3,3».
Расход основных материалов на катамаран «Тимур»
1. Фанера водостойкая: 6 мм — 19 листов, 10 мм — 8 листов. Размеры листов — 1250x2500 мм.
6 мм — кницы шпангоутов, переборки, обшивка корпусов, диваны, люки, боковины, передняя и задняя стенки центральной балки.
10 мм — транцы корпусов (шп. 6), пайолы в корпусах, брандер-щитки входные, дно и задняя стенка центральной балки, настил дна кокпитов.
2. Стеклоткань: 160-200 г/м², 100 п. м.
Оклеивать корпуса в 2 слоя, центральную балку, крышки люков, рули, шверты.
3. Смола эпоксидная: 20 кг.
4. Клей для дерева водостойкий: 5 кг (шпангоуты, внутренний набор).
Детали шпангоутов, балок, люков и др. детали из дерева и фанеры можно собирать и на эпоксидной смоле, но на клею удобнее — не надо каждый раз разводить смолу.
5. Расход реек на шпангоуты (на 2 корпуса), сосна, ель и т. п.:
45x22 — 40 п. м.
35x22 — 12 п. м.
90x22 — 3 п. м.
Реек необходимо заготовить больше на 10-20% с учетом отходов.
Состав проекта «Тимур» >>>>
Фото катамарана
В общем катамаран получился очень удачным: комфортабельным и просторным в обитании, прочным и мореходным, развивает большую скорость, удобный в управлении под мотором и парусами. Видео можно посмотреть в фейсбуке и ю-тубе на страничке Черников Сергей г. Олешки (быв. Цюрупинск) Херсонской обл. Украина.
Фотографии процесса постройки катамарана (много фото)
Сергей Черников, автор проекта.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие проекты катамаранов на сайте: | |
---|---|
![]() Проект парусного катамарана |
![]() Моторный катамаран «Лангуст» |
![]() Плавдача-катамаран «Золушка» |
![]() Гоночный катамаран — проект и чертежи |