Проект гребного катамарана
Современная академическая гребля зародилась в Англии в XVIII в. в гонках на Темзе, сегодня это — элитный вид спорта. Опытным путем на практике были определены размеры академических гребных лодок, позволяющие развивать высокую скорость: длина весла для парных лодок — около 290 см, расстояние между уключинами — 156-160 см, ширина корпуса одиночки — около 30 см. Подвижное сиденье (слайд) позволяет включить в работу ноги гребца, что дает кроме роста скорости нагрузку почти на все группы мышц тела, а это полезно для самого спортсмена. Не зря академик А. А. Микулин называл гребной тренажер «машиной здоровья».
Для туризма академическая лодка не очень удобна: места для груза мало, мореходность низкая, про удары о камни лучше не думать, да и стоит она недешево: одиночка — от нескольких тысяч долларов США. Для подобных целей «просится» лодка другой конфигурации — катамаранной. Такой катамаран был изготовлен и назван «Королев» в честь тренера ЛЭТИ по академической гребле Льва Михайловича Королева.
Гребной катамаран «Королев»
Надувные баллоны катамарана изготовлены из ПВХ-ткани плотностью 750 г/м². Диаметр баллона — 27 см, длина цилиндрической части — 300 см. Обводы оконечностей первоначально были получены простым сопряжением цилиндра с конусом, позже изменены в соответствии с формулой, приведенной в книге К. П. Петрова «Аэродинамика тел простейших форм».
Стандартная, коническая и улучшенная параболическая формы оконечностей баллонов.
При диаметре баллона 0,27 м и длине носовой оконечности 1 м изменение диаметра по длине определяется как D(x)=0,27х(2-х), где D — диаметр носка, х — расстояние от носка вдоль оси баллона. Такая форма позволяет избежать перегибов в месте сопряжения с цилиндрической частью. Опыт также показал, что после замены носовых оконечностей волнообразование резко уменьшилось и скорость возросла.
Каждый баллон катамарана крепится в 16 точках. При использовании только восьми из них даже на полуметровой волне никаких признаков самопроизвольного отстегивания не наблюдалось. Расстояние между центрами баллонов — 160 см — равно расстоянию между уключинами парной академической лодки.
Схема крепления трубчатой рамы к баллонам с помощью ленты-«липучки».
Дюралевые трубы диаметром 32 мм в местах пересечения упрочнены трубами из полипропилена 40PN10 (внутренний диаметр — 32,6 мм), 20-миллиметровые трубы — трубами 25PN10, а в местах установки уключин — трубами 32PN20. Трубы стянуты стальными оцинкованными 6-миллиметровыми болтами, образующаяся при этом пространственная структура повышает продольную жесткость рамы. Уключины изготовлены из капролона, вращаются на 10-миллиметровой стягивающей трубы резьбовой штанге, которая укреплена откосами из трубы 25PN16.
Рама гребного катамарана в сборе.
Правая и левая половины рамы гребного катамарана соединены 35-миллиметровыми трубами (толщина стенки — 1,5 мм), к ним крепятся полозья для движения слайда и подножка. Средняя часть третьей от носа перемычки опущена на 35 мм вниз для создания наклона полозьев: при расслабленных ногах гребец должен медленно скатываться к началу следующего гребка. Банка — готовая, от академической лодки. Подножка взята тоже от академической лодки, в основном ради колорита, самодельная была бы проще и легче. Спасибо питерскому гребному клубу «Знамя», который безвозмездно предоставил их. Под полозьями натянута PVC-ткань для защиты от брызг.
Отдельные узлы и детали лодки — угловой стык балок рамы, уключина, разборное весло, скользящее сиденье.
Весло длиной 290 см изготовлено разборным из труб, лопасть — от весла байдарки «Таймень» (описание байдарок «Таймень» см. на этой странице), центральная часть длиной не менее 160 см — из трубы Д16т 35x1,5 мм. Использовать более тонкую трубу здесь нельзя: в районе уключины она будет гнуться от большого изгибающего момента. Каблук (подуключина) изготовлен из капролона, его форма в сочетании с формой уключины позволяет грести с разворотом, как на всех академических лодках (на заносе лопасть проходит параллельно поверхности воды).
В 2004-2006 гг. катамаран участвовал в переходах Лосево-Ораниенбаум, Ораниенбаум-Комарово и др., т. е. проверен Лосевским порогом, Ладогой, Невой и Финским заливом. По наблюдениям, стоило бы увеличить диаметр баллонов на 5-10 см (для одиночки), а еще лучше сделать лодку-двойку: вес возрастет не сильно, а возможности — многократно.
А. Варзанов, «КиЯ», 2007 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: