Проект быстроходной моторной лодки «Voodoo 580»
С детства я любил смотреть журналы «КиЯ», которые отец выписывал с самого первого номера, засматривался фотографиями «Сигаретт», рисовал гоночные катера, а в дальнейшем строил модели. В 1976 г. отец построил «Суперкосатку», а в 1987 г. — 7-метровую парусную яхту. Отсюда и мой приобретенный опыт, и мечты построить настоящий быстроходный катер своими руками.
«Voodoo» — первая лодка, спроектированная и построенная от начала и до конца самостоятельно. Я не стал связываться с эпоксидкой и стеклотканью, а использовал более прогрессивную технологию покрытия. Мне понравилось работать с полиэфирными смолами, стекломатом и гелькоутом.
Быстроходная моторная лодка «Voodoo 580»
Основные данные мотолодки «Voodoo 580» | |
---|---|
Длина, м | 5,8 |
Ширина, м | 2,0 |
Высота борта, м | 1,0 |
Килеватость на транце, град. | 19 |
Вес корпуса, кг | 450 |
Водоизмещение полное, т | 1,25 |
Пассажировместимость, чел. | 5-6 |
Мощность подвесного мотора, л. с. | 90-115 |
Эскиз теоретического чертежа мотолодки
Шпация — 630 мм.
увеличить, 2500х2553, 257 КБ
Таблица плазовых ординат
Высоты от ОЛ, мм | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Шп. | Киль | Р1 | Р2 | Скула | Борт | ФБ | Палуба |
1 | 485 | — | 534 | 681 | 1048 | — | 1077 |
2 | 225 | 261 | 413 | 565 | 1065 | — | 1125 |
3 | 94 | 192 | 335 | 481 | 1062 | — | 1139 |
4 | 37 | 154 | 288 | 424 | 1042 | — | — |
5 | 4 | 130 | 258 | 383 | 1010 | 1332 | 1402 |
6 | 0 | 120 | 240 | 350 | 970 | 1272 | — |
7 | 0 | — | 225 | 321 | 923 | 1194 | — |
8 | 0 | — | 212 | 295 | 872 | 1110 | — |
Тр. | 0 | — | 206 | 279 | 832 | — | — |
Полушироты от ДП, мм | |||||
---|---|---|---|---|---|
Шп. | Р1 | Р2 | Скула | Борт | ФБ |
1 | — | 53 | 207 | 407 | — |
2 | 51 | 256 | 460 | 659 | — |
3 | 159 | 388 | 623 | 816 | — |
4 | 219 | 467 | 718 | 910 | — |
5 | 257 | 517 | 769 | 962 | 756 |
6 | 274 | 548 | 798 | 984 | 800 |
7 | — | 572 | 816 | 988 | 828 |
8 | — | 595 | 826 | 981 | 847 |
Тр. | — | 613 | 830 | 962 | — |
Примечания: ординаты транца приведены истинные с учетом угла наклона 15°. ФБ — кромка фальшборта кокпита. П — палуба в ДП. |
Поясню, что эта моторная лодка длиной 5,8 м с повышенной, по сравнению с другими привычными у нас лодками, килеватостью спроектирована для короткой волны Азовского моря и Таганрогского залива. Мы назвали ее обводы «классическим моногедроном», хотя на самом деле обводы кормовой части корпуса неизменными не остаются. Килеватость днища на транце равна 19°, а на миделе (шп. 5) — около 25°. Это придает днищу слегка закрученный вид. У лодки — пологий форштевень, заканчивающийся на середине длины корпуса, две пары продольных реданов, начинающихся от форштевня, и скуловой брызгоотбойник. Ширина на транце скулового брызгоотбойника — 105 мм, редана Р2 — 65 мм; редан Р1 обрывается на шп. 7 — на кормовом конце его ширина 60 мм. Лодку отличают также высокие борта и защищающий кокпит фальшборт.
Лодка хорошо ведет себя на волнении и не рыскает на попутной волне, кокпит не забрызгивается.
Водоизмещение с подвесными моторами (вес 150 кг), баком с горючим (50 кг) и аккумулятором составляет 650 кг. Максимальное водоизмещение — 1200 кг.
Внешний вид получился привлекательным и современным. Планировка традиционная с пультом управления по левому борту на переборке шп. 5.
В кокпите длиной около 1,9 м просторно и безопасно, борта намного выше пояса человека. По бортам расположены рундуки-сиденья, где находятся бак, нужные вещи, инструмент, аккумулятор, спасжилеты...
В каюте (рубка-убежище в нос от переборки на шп. 5) имеется люк для выхода на носовую палубу. Каюта низкая, но достаточно просторная. В ней можно отдохнуть и переночевать. В проходе выполнена вставка, с помощью которой все пространство можно превратить в сплошной диван. В кормовой ее части можно сидеть, не пригибаясь. Одной из главных задач при разработке проекта было использование для постройки лодки фанеры толщиной 6 и 8 мм, конечно, с минимальными затратами труда. Конструкция корпуса довольно проста, и опытному судостроителю-любителю будет несложно ее построить. Вся обшивка разворачивается на плоскость, кроме носовой палубы: ей придана выпуклость, чтобы обеспечить достаточную прочность и хотя бы немного увеличить высоту в каюте. Палуба выклеивается в два слоя из фанеры толщиной 4 мм со стыком по ДП.
Постройка заняла полтора года. На основные материалы было затрачено примерно 60 тыс. руб.
Конструкция корпуса и общий вид мотолодки
Сечения по конструктивным шпангоутам
Спецификация деталей корпуса и оборудования:
1 — форштевень 70x70, склеить из 7 планок, 70x10; 2 — киль, 100x40; 3 — флортимберс, 20x60; 4 — топтимберс, 20x60; 5 — днищевый стрингер, 20x30; 6 — бортовой стрингер, 20x30; 7 — кница, s6; 8 — скуловой брус, 50x50 (из двух); 9 — привальный брус, 30x50 (из двух); 10 — бимс, 20x60; 11 — настил палубы, s4+4; 12 — обшивка борта, s6; 13 — ребро жесткости; 14 — рундук; 15 — люк; 16 — обшивка фальшборта, s4; 17 — зашивка транца (наружная), s8; 18 — стрингер палубы, 20x30; 19 — бензобак, 50 л; 20 — леерное ограждение; 21 — планка, 20x30; 22 — люк, 600x600; 23 — пайол, s10; 24 — крыша каюты, s6; 25 — флортимберс транца, 35x60; топтимберс транца, 35x60; транцевая доска, 35x200; 26 — обшивка днища, s8; 27 — мягкий диван; 28 — зашивка шпангоута, s4; 29 — настил дивана, s6; 30 — пульт управления; 31 — диван кокпита; 32 — штурвал; 33 — аккумулятор; 34 — пайол в кокпите, s8; 35 — заливная горловина бака.
Сборка шпангоутной рамки с установкой шергень-планок А на одинаковой высоте. Ст. — рабочая плоскость стапеля.
Поперечный набор состоит из сосновых реек 20x60, склеенных на эпоксидной смоле с запрессовкой шурупами и винтами, а затем обшитых водостойкой фанерой 8 мм, также на эпоксидке с запрессовкой шурупами.
Вначале на рабочем плазе собирались шпангоуты и транец, размеры которого в таблице даны истинными — с учетом наклона 15°. Днищевые ветви транца я изготовил с учетом малковки.
Шпангоуты собирал без верхней части (без бимсов, фальшбортных ветвей и без флоров в районе каюты); они вклеивались после переворота корпуса.
Перечень основных заготовок для набора:
Шпангоуты (сосна): 20x60x1000 — 22шт.; 20x60x1500 — 22 шт.; 20x60x2000 — 5 шт.; 20x30x2000 — 30 шт. Для транца: 40x60x1500 — 5 шт. Форштевень: 10x75x3500 — 7 шт. склеить по месту. Киль: 40x90x3500 — 1 шт. Скуловой стрингер: 20x50x3500 — 8 шт. склеить по месту. Привальный брус: 15x50x3500 — 8 шт. склеить по месту из двух шт. Стрингера днищевые: 20x40x3500 — 8 шт. Стрингера бортовые: 20x30x3500 — 8 шт. Транцевая доска (дуб, ясень): 40x200x2000 — 1 шт.
Бортовые ветви шпангоутов (топтимберсы) сделал заведомо длиннее, и на одинаковой высоте от ОЛ закрепил на них шергень-планки 20x120, на которые вынес контрольные линии ДП. Стапель представлял собой два бруса сечением 100x100, установленных в горизонт на расстоянии 600 мм от ДП и скрепленных между собой: на них разбита сетка — нанесены контрольные линии и линии шпангоутов. Шпация составляет 630 мм.
Шпангоуты ставились на стапельные брусья и крепились при помощи железных уголков и подкосов, которые можно было убрать после вклейки продольного набора. Форштевень выклеивался по месту из семи планок 10x70, скуловые стрингера и привальные брусья — из двух реек. Далее укладывались в пазы и вклеивались днищевые и бортовые стрингера. Затем весь выставленный набор тщательно малковался.
Корпус на разных стадиях готовности после снятия со стапеля и раскантовки
Установка обшивки начиналась с днища, затем ставились борта. Далее приклеивались реданы и брызгоотбойник, и все ошкуривалось — снимались острые углы, нашпаклевывались радиусы, где это необходимо. Готовый корпус, включая рубку, я оклеил двумя слоями стекломата 300 с полиэфирной смолой финского производства. Транец и рецесс оклеил четырьмя слоями. После этого зашпаклевал корпус, ошкурил, покрыл белым гелькоутом с добавлением парафина в стироле (2,5% к гелю), второй раз ошкурил наждачной бумагой (600, 1000 и 1500) и отполировал до блеска.
Вариант исполнения рулевой системы при установке двух-трех подвесных моторов
Перевернув корпус, вклеил по одному на свои места бимсы и ветви фальшбортов при помощи фанерных книц. Врезал продольный набор палубы и сформировал каюту.
Все конструкции рундуков и диванов состоят из планок 20x30 и фанеры толщиной 4 и 10 мм. Декоративные панели в каюте из фанеры 3 мм склеены полосками стекломата и оклеены ковролином. Кокпит отделан под лак с применением шпона красного дерева.
Пайолы в каюте и в кокпите съемные, оклеены стекломатом и покрыты белым гелькоутом. На пайолы постелен ковролин.
Испытания готовой лодки на ходу только начались. Скорость под двумя изношенными подвесными моторами «Москва-30» составила 45 км/ч (по GPS). С тремя моторами «Москва» замерить не получилось — не было прибора, но лодка шла заметно быстрее.
От трех моторов пришлось отказаться: весь транец завешен, не залезешь из воды, к тому же — не нашли третьей ручки газа.
Уже установил «Johnson 105», скоро будем пробовать. О результатах напишу.
Р. Гришин, г. Таганрог, «КиЯ», 2008 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: