Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект быстроходной моторной лодки «Voodoo 580»

Проект быстроходной моторной лодки «Voodoo 580»

Проект быстроходной моторной лодки «Voodoo 580»

С детства я любил смотреть журналы «КиЯ», которые отец выписывал с самого первого номера, засматривался фотографиями «Сигаретт», рисовал гоночные катера, а в дальнейшем строил модели. В 1976 г. отец построил «Суперкосатку», а в 1987 г. — 7-метровую парусную яхту. Отсюда и мой приобретенный опыт, и мечты построить настоящий быстроходный катер своими руками.

«Voodoo» — первая лодка, спроектированная и построенная от начала и до конца самостоятельно. Я не стал связываться с эпоксидкой и стеклотканью, а использовал более прогрессивную технологию покрытия. Мне понравилось работать с полиэфирными смолами, стекломатом и гелькоутом.

Быстроходная моторная лодка «Voodoo 580»

Быстроходная моторная лодка «Voodoo 580»

Основные данные мотолодки «Voodoo 580»
Длина, м 5,8
Ширина, м 2,0
Высота борта, м 1,0
Килеватость на транце, град. 19
Вес корпуса, кг 450
Водоизмещение полное, т 1,25
Пассажировместимость, чел. 5-6
Мощность подвесного мотора, л. с. 90-115

Эскиз теоретического чертежа мотолодки

Эскиз теоретического чертежа мотолодки
Шпация — 630 мм.
увеличить, 2500х2553, 257 КБ

Таблица плазовых ординат

Высоты от ОЛ, мм
Шп. Киль Р1 Р2 Скула Борт ФБ Палуба
1 485 534 681 1048 1077
2 225 261 413 565 1065 1125
3 94 192 335 481 1062 1139
4 37 154 288 424 1042
5 4 130 258 383 1010 1332 1402
6 0 120 240 350 970 1272
7 0 225 321 923 1194
8 0 212 295 872 1110
Тр. 0 206 279 832
Полушироты от ДП, мм
Шп. Р1 Р2 Скула Борт ФБ
1 53 207 407
2 51 256 460 659
3 159 388 623 816
4 219 467 718 910
5 257 517 769 962 756
6 274 548 798 984 800
7 572 816 988 828
8 595 826 981 847
Тр. 613 830 962
Примечания: ординаты транца приведены истинные с учетом угла наклона 15°. ФБ — кромка фальшборта кокпита. П — палуба в ДП.

Поясню, что эта моторная лодка длиной 5,8 м с повышенной, по сравнению с другими привычными у нас лодками, килеватостью спроектирована для короткой волны Азовского моря и Таганрогского залива. Мы назвали ее обводы «классическим моногедроном», хотя на самом деле обводы кормовой части корпуса неизменными не остаются. Килеватость днища на транце равна 19°, а на миделе (шп. 5) — около 25°. Это придает днищу слегка закрученный вид. У лодки — пологий форштевень, заканчивающийся на середине длины корпуса, две пары продольных реданов, начинающихся от форштевня, и скуловой брызгоотбойник. Ширина на транце скулового брызгоотбойника — 105 мм, редана Р2 — 65 мм; редан Р1 обрывается на шп. 7 — на кормовом конце его ширина 60 мм. Лодку отличают также высокие борта и защищающий кокпит фальшборт.

Лодка хорошо ведет себя на волнении и не рыскает на попутной волне, кокпит не забрызгивается.

Водоизмещение с подвесными моторами (вес 150 кг), баком с горючим (50 кг) и аккумулятором составляет 650 кг. Максимальное водоизмещение — 1200 кг.

Внешний вид получился привлекательным и современным. Планировка традиционная с пультом управления по левому борту на переборке шп. 5.

В кокпите длиной около 1,9 м просторно и безопасно, борта намного выше пояса человека. По бортам расположены рундуки-сиденья, где находятся бак, нужные вещи, инструмент, аккумулятор, спасжилеты...

В каюте (рубка-убежище в нос от переборки на шп. 5) имеется люк для выхода на носовую палубу. Каюта низкая, но достаточно просторная. В ней можно отдохнуть и переночевать. В проходе выполнена вставка, с помощью которой все пространство можно превратить в сплошной диван. В кормовой ее части можно сидеть, не пригибаясь. Одной из главных задач при разработке проекта было использование для постройки лодки фанеры толщиной 6 и 8 мм, конечно, с минимальными затратами труда. Конструкция корпуса довольно проста, и опытному судостроителю-любителю будет несложно ее построить. Вся обшивка разворачивается на плоскость, кроме носовой палубы: ей придана выпуклость, чтобы обеспечить достаточную прочность и хотя бы немного увеличить высоту в каюте. Палуба выклеивается в два слоя из фанеры толщиной 4 мм со стыком по ДП.

Постройка заняла полтора года. На основные материалы было затрачено примерно 60 тыс. руб.

Конструкция корпуса и общий вид мотолодки

Конструкция корпуса и общий вид мотолодки
увеличить, 2500х1797, 223 КБ

Сечения по конструктивным шпангоутам

Сечения по конструктивным шпангоутам
увеличить, 3200х1108, 175 КБ

Спецификация деталей корпуса и оборудования:
1 — форштевень 70x70, склеить из 7 планок, 70x10; 2 — киль, 100x40; 3 — флортимберс, 20x60; 4 — топтимберс, 20x60; 5 — днищевый стрингер, 20x30; 6 — бортовой стрингер, 20x30; 7 — кница, s6; 8 — скуловой брус, 50x50 (из двух); 9 — привальный брус, 30x50 (из двух); 10 — бимс, 20x60; 11 — настил палубы, s4+4; 12 — обшивка борта, s6; 13 — ребро жесткости; 14 — рундук; 15 — люк; 16 — обшивка фальшборта, s4; 17 — зашивка транца (наружная), s8; 18 — стрингер палубы, 20x30; 19 — бензобак, 50 л; 20 — леерное ограждение; 21 — планка, 20x30; 22 — люк, 600x600; 23 — пайол, s10; 24 — крыша каюты, s6; 25 — флортимберс транца, 35x60; топтимберс транца, 35x60; транцевая доска, 35x200; 26 — обшивка днища, s8; 27 — мягкий диван; 28 — зашивка шпангоута, s4; 29 — настил дивана, s6; 30 — пульт управления; 31 — диван кокпита; 32 — штурвал; 33 — аккумулятор; 34 — пайол в кокпите, s8; 35 — заливная горловина бака.

Сборка шпангоутной рамки с установкой шергень-планок А на одинаковой высоте. Ст. — рабочая плоскость стапеля.
Сборка шпангоутной рамки

Поперечный набор состоит из сосновых реек 20x60, склеенных на эпоксидной смоле с запрессовкой шурупами и винтами, а затем обшитых водостойкой фанерой 8 мм, также на эпоксидке с запрессовкой шурупами.

Вначале на рабочем плазе собирались шпангоуты и транец, размеры которого в таблице даны истинными — с учетом наклона 15°. Днищевые ветви транца я изготовил с учетом малковки.

Шпангоуты собирал без верхней части (без бимсов, фальшбортных ветвей и без флоров в районе каюты); они вклеивались после переворота корпуса.

Проект быстроходной моторной лодки

Проект моторной лодки «Voodoo 580»

Проект моторной лодки

Корпус мотолодки

Перечень основных заготовок для набора:
Шпангоуты (сосна): 20x60x1000 — 22шт.; 20x60x1500 — 22 шт.; 20x60x2000 — 5 шт.; 20x30x2000 — 30 шт. Для транца: 40x60x1500 — 5 шт. Форштевень: 10x75x3500 — 7 шт. склеить по месту. Киль: 40x90x3500 — 1 шт. Скуловой стрингер: 20x50x3500 — 8 шт. склеить по месту. Привальный брус: 15x50x3500 — 8 шт. склеить по месту из двух шт. Стрингера днищевые: 20x40x3500 — 8 шт. Стрингера бортовые: 20x30x3500 — 8 шт. Транцевая доска (дуб, ясень): 40x200x2000 — 1 шт.

Бортовые ветви шпангоутов (топтимберсы) сделал заведомо длиннее, и на одинаковой высоте от ОЛ закрепил на них шергень-планки 20x120, на которые вынес контрольные линии ДП. Стапель представлял собой два бруса сечением 100x100, установленных в горизонт на расстоянии 600 мм от ДП и скрепленных между собой: на них разбита сетка — нанесены контрольные линии и линии шпангоутов. Шпация составляет 630 мм.

Шпангоуты ставились на стапельные брусья и крепились при помощи железных уголков и подкосов, которые можно было убрать после вклейки продольного набора. Форштевень выклеивался по месту из семи планок 10x70, скуловые стрингера и привальные брусья — из двух реек. Далее укладывались в пазы и вклеивались днищевые и бортовые стрингера. Затем весь выставленный набор тщательно малковался.

Корпус на разных стадиях готовности после снятия со стапеля и раскантовки

Корпус мотолодки на разных стадиях готовности

Корпус мотолодки

Корпус мотолодки на разных стадиях

Установка обшивки начиналась с днища, затем ставились борта. Далее приклеивались реданы и брызгоотбойник, и все ошкуривалось — снимались острые углы, нашпаклевывались радиусы, где это необходимо. Готовый корпус, включая рубку, я оклеил двумя слоями стекломата 300 с полиэфирной смолой финского производства. Транец и рецесс оклеил четырьмя слоями. После этого зашпаклевал корпус, ошкурил, покрыл белым гелькоутом с добавлением парафина в стироле (2,5% к гелю), второй раз ошкурил наждачной бумагой (600, 1000 и 1500) и отполировал до блеска.

Вариант исполнения рулевой системы при установке двух-трех подвесных моторов

Вариант исполнения рулевой системы

Перевернув корпус, вклеил по одному на свои места бимсы и ветви фальшбортов при помощи фанерных книц. Врезал продольный набор палубы и сформировал каюту.

Все конструкции рундуков и диванов состоят из планок 20x30 и фанеры толщиной 4 и 10 мм. Декоративные панели в каюте из фанеры 3 мм склеены полосками стекломата и оклеены ковролином. Кокпит отделан под лак с применением шпона красного дерева.

Пайолы в каюте и в кокпите съемные, оклеены стекломатом и покрыты белым гелькоутом. На пайолы постелен ковролин.

Испытания готовой лодки на ходу только начались. Скорость под двумя изношенными подвесными моторами «Москва-30» составила 45 км/ч (по GPS). С тремя моторами «Москва» замерить не получилось — не было прибора, но лодка шла заметно быстрее.

Мотолодка под тремя моторами

От трех моторов пришлось отказаться: весь транец завешен, не залезешь из воды, к тому же — не нашли третьей ручки газа.

Уже установил «Johnson 105», скоро будем пробовать. О результатах напишу.

Р. Гришин, г. Таганрог, «КиЯ», 2008 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное