Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект бригантины. Судно с прямыми парусами

Проект бригантины — судно с прямыми парусами

В сборнике «Катера и яхты» № 12 (1967 г.) были приведены снимок и эскиз парусности маленькой бригантины, построенной, как подчеркивал автор текста, «для романтиков». Не так уж часто приходится видеть суда длиной около 10 м с прямыми парусами! Поэтому мы сразу же вспомнили об «Анне Марии», когда нашему студенческому КБ при Николаевском кораблестроительном институте предложили разработать проект аналогичного по размерам парусного судна. Тем более, что к техническому заданию были приложены эскизные чертежи похожей на «Анну Марию» 8-тонной бригантины, выполненный известным таллинским яхтенным конструктором А. В. Тетсманом. Проект этот вначале вызвал немало споров, но, в конце концов, оказался очень интересным и послужил удачной основой для нашей работы.

Проект бригантины — судно с прямыми парусами

В течение года были разработаны детальные чертежи корпуса и рубок, выполнен большой объем расчетов по определению элементов теоретического чертежа, непотопляемости и остойчивости, изготовлена стендовая модель парусника в 1:20 натуральной величины. На материалах рабочего проекта студенты А. Святенко и В. Сылка выполнили и отлично защитили дипломный проект.

Приводим проект бригантины и краткое описание данного судна с прямыми парусами, предназначенного для использования в качестве учебного в детской спортивной школе.

Основные данные яхты
Длина наибольшая, м 11,6
Длина по КВЛ, м 9,0
Ширина наибольшая, м 3,4
Ширина по КВЛ, м 2,94
Осадка, м 1,25
Высота борта на миделе, м 1,95
Расчетное водоизмещение, т 7,9
Вес балластного киля, т 2,3
Коэффициент общей полноты δ=0,236

Общее расположение бригантины

Проект бригантины
1 — люки в фор- и ахтерпики; 2 — шкаф береговой одежды; 3 — диван-койка; 4 — закрытые полки; 5 — камбуз; 6 — трап; 7 — шкаф для непромокаемой одежды; 8 — цистерны питьевой воды; 9 — форпик — шкиперская кладовая; 10 — стол-бюро; 11 — штурманский стол; 12 — двигатель «СМ-557Л»; 13 — носовой кокпит; 14 — кокпит рулевого; 15 — ахтерпик; 16 — парусные рундуки; 17 — место для радиостанции; 18 — отсек водоотливного насоса.

Предполагаемый район плавания судна — Каховское и другие подобные водохранилища, а также Азовское море. Автономность плаваний — трое суток с экипажем не более 10 человек (из них один тренер-капитан и один рулевой первого класса — помощник капитана).

Общая площадь лавировочных парусов бригантины 46 м². Высота фок-мачты около 8 м, грот-мачты около 10,5 м; для прохода под мостами обе мачты сделаны заваливающимися.

Вес балласта определен из условия обеспечения повышенной остойчивости. При ветре 5 баллов статический крен яхты при полной парусности на курсе полный бейдевинд не превысит 22°. В прямом положении судна центр тяжести находится на 0,15 м выше центра величины. Запас плавучести достигает 200%.

Корпус разделен тремя водонепроницаемыми переборками, расставленными таким образом, что при затоплении любого отсека судно сохраняет плавучесть и положительную остойчивость.

Форпик используется для размещения цепного ящика и различного шкиперского имущества; здесь же может быть установлен гальюн. В носовом кубрике расположены по бортам — две широкие (около 1 м) койки, шкаф для одежды, стол, выгородка для штормовок. С левого борта у входного трапа — камбуз.

У лобового комингса носовой рубки выгорожен небольшой отсек, в котором расположен стационарный ручной насос НЦВ-2,1 (производительностью 2,1 т/час), обслуживающий форпик. Свободный объем выгородки может использоваться для хранения инвентаря. В кормовой части этой рубки по правому борту устроены еще две выгородки: в одной из них установлен насос НЦВ-1,5, которым можно откачивать воду из обоих жилых отсеков, другая предназначена для хранения продуктов.

В кормовом кубрике также устроены две широкие койки. Здесь установлен штурманский столик, предусмотрены выгородки для хранения штормовой одежды и размещения радиостанции. За входным трапом под кокпитом располагается двигатель «СМ-557Л».

В средней части яхты, между рубками, на верхней палубе комингсами высотой около 600 мм образован носовой кокпит: в нем будут находиться два-три матроса, обслуживающих передние паруса. В корме имеется самоотливной кокпит рулевого в виде ящика, дно которого утоплено ниже уровня палубы на 500 мм.

Обводы корпуса бригантины

Судно с прямыми парусами

Корпус бригантины стальной (кроме палубы и рубок). Применение остроскулых обводов и сварной конструкции при сравнительно больших толщинах стальных листов (обшивка 4 мм, коробка балластного киля 6 мм) обеспечивает максимальное упрощение процесса постройки корпуса. Предусмотрено использование в качестве основного материала стали ВМ Ст. 3сп, хорошо обрабатывающейся и сваривающейся, а для изготовления настила верхней палубы и рубок — легкого сплаве АМг-5. Соединения алюминиевых конструкций со стальными (палубным стрингером шириной 220 мм и бимсами) выполняются клепаными с постановкой соответствующих изолирующих прокладок. При необходимости можно заменить легкий сплав деревом или иным материалом.

Размеры прочных связей корпуса и снабжение якорно-швартовным оборудованием и средствами осушения удовлетворяют требованиям Английского Ллойда для стальных яхт, строящихся на класс 100А1. Предусматриваются два якоря типа Матросова весом по 25 кг с якорной цепью калибром 8 мм; один постоянно хранится на палубе соединенным с цепью, другой — запасной.

Привод к рулю от штурвала в аварийных случаях может быть заменен румпелем, насаживаемым на голову баллера, специально выведенного на верхнюю палубу.

Постройка корпуса бригантины по нашему проекту уже начата. Планируется закончить работы к концу 1972 г.

Б. С. Немиров, А. Г. Святенко, Е. В. Снежков, В. П. Сылка, «Катера и яхты», 1972 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное