Главная>>> Лодочные моторы>>> Подвесной лодочный мотор «Салют» — опыт эксплуатации

Подвесной лодочный мотор «Салют» — опыт эксплуатации, первые впечатления

Подвесной лодочный мотор «Салют» — опыт эксплуатации, первые впечатления
Лодочный мотор «Салют».

Из разных источников мы слышали много плохого о подвесном лодочном моторе «Салют», поэтому задолго до начала отпуска начали подготовку: обстоятельно проанализировали все известные нам отзывы о «Салюте» и приняли кое-какие меры.

У одного владельца мотор «Салют» запускался на воздухе, но на воде завести его не удавалось. Мы сделали поворотный хомутик — заслонку для выхлопных газов, только несколько уменьшили размеры, приведенные на эскизе.

Хомутик на выхлопную трубу
Хомутик на выхлопную трубу:
1 — хомутик; 2 — паронит δ=2.

Другой жаловался на отвернувшийся от вибрации крепежный винт (странно, он не помнил, какой именно). Заменили винты болтами со стопорными шайбами.

Чтобы не разбалтывался пусковой диск на маховике, во-первых, уменьшили диаметр шайбы под гайкой, крепящей маховик на валу (в эту шайбу упирался фигурный болт), а во-вторых, просверлили отверстие в фигурном болте и пусковом диске и зафиксировали их взаиморасположение вязальной проволокой.

Резиновый бензопровод заменили полиэтиленовым, для чего пришлось изготовить новый штуцер для карбюратора.

Штуцер
Штуцер (поворотный угольник):
1 — уплотнительные шайбы; 2 — колпачковая гайка; 3 — бензопровод из полиэтилена.
Размеры по месту.

Для устранения подсоса воздуха к гребному винту и уменьшения заливания деки байдарки между редуктором и «ногой» установили антикавнтационную пластину. Стопроцентного успеха, правда, не добились, но польза есть!

Антикавитационная пластина
Антикавитационная пластина.
Материал: дюраль или алюминий δ=1,5-2 мм.

Итак, мы в отпуске — на Валдайских озерах. Как нам и предсказывали, струбцина крепления мотора «Салют» тут же сломалась. О найденном нами выходе говорить не стоит только потому, что завод теперь делает новые, мощные струбцины.

Самостоятельно обнаружили четыре неприятных обстоятельства. Выяснилось, что воздушный винт пробки бензобака не закрывает атмосферные отверстия и топливо свободно выливается (нам, вероятно, попалась бракованная деталь, так как подобных жалоб ни от кого больше слышать не приходилось).

Хуже было с кнопкой «Стоп». Ее корпус, просто вставленный в румпель и никак в нем не закрепленный, вероятно, провернулся, и провод оборвало. События разворачивались так. Во время самого первого плавания под подвесным мотором «Салют» возникла необходимость срочно пристать к берегу носом в узком проходе. А двигатель не остановить! Заткнуть карбюратор ладонью не можем — закрыт кожухом. Сбросить высоковольтный провод со свечи боязно, а вдруг пробьет обмотку трансформатора (бобины). Чудом вывернулись и сделали несколько кругов, пока в поплавковой камере не кончился бензин.

Теперь корпус кнопки зафиксирован заклепкой, которую сверху удерживает резиновая рукоятка газа.

При первом же запуске мотора «Салют» узелок пускового шнура проскочил через отверстие заводной ручки, так как был завязан неверно. Советую завязывать, как показано на эскизе. Выскочившую (и конечно сразу потерявшуюся) декоративную деталь — колпачок заводной резиновой ручки заменили монеткой.

Узелок на пусковом шнуре
Узелок на пусковом шнуре.

Обкатку мотора на неподвижной байдарке провести мы не смогли, так как из-за отсутствия динамического напора вода в систему охлаждения поступала с перебоями. Обкатывали мотор «Салют» во время плавания, стараясь придерживаться рекомендованного режима.

Инструкция к мотору рекомендует регулировку карбюратора, но как это делать не говорится. Мы регулировали так. Полностью опустили золотник карбюратора вниз. Затем стали опускать иглу, уменьшая количество бензина, поступающего в цилиндр, пока мотор не начал глохнуть. После этого регулировочным винтом поставили золотник в положение, обеспечивающее устойчивые минимальные обороты прогретого мотора.

Чтобы не терять реноме в глазах окружающих, владелец мотора должен запускать его с двух — максимум трех рывков. Мы добились того, что наш мотор «Салют» запускается с первой же попытки. Дело оказалось несложным. Свечу зажигания ввертываем теперь только перед установкой мотора на лодку, а при снятии — сразу же вывертываем (мы хранили мотор под лодкой и свеча к утру оказывалась залитой маслом, стекавшим со стенок цилиндра). Перед запуском ручку газа надо немного повернуть — буквально чуть-чуть. Кнопкой карбюратора опускается поплавок, пока бензин не покажется на поверхности поплавковой камеры. Затем несильный, но достаточно энергичный рывок.

При запуске всегда открываем поворотным хомутом выход выхлопным газам прямо в атмосферу. Двигатель при этом без перебоев набирает минимальные обороты при полностью опущенном золотнике.

Для установки мотора «Салют» на байдарке «Ладога М-5,4», фальшборты которой имеют отверстия Ø6 мм, была применена предложенная В. Г. Бриловым система крепления транцевой доски на двух продольных кронштейнах, согнутых из листовой стали.

Схема усовершенствованной комбинированной системы крепления мотора «Салют»
Схема усовершенствованной комбинированной системы крепления мотора «Салют».

Такая конструкция позволяла регулировать положение мотора по длине, сдвигая кронштейны вдоль фальшбортов и переставляя болты.

Надеваемый на фальшборт кронштейн транцевой доски
Надеваемый на фальшборт кронштейн (2 шт.) транцевой доски.
Материал: листовая сталь δ=1 мм. Все отверстия для крепления болтами к фальшборту и крепления транцевой доски Ø6.

Когда мы ставили мотор в крайнее кормовое положение — примерно на 350 мм от спинки кокпита, нагрузка на фальшборты возрастала до предела, так как складывались моменты от упора винта и от веса мотора.

Крутящий момент, действующий на фальшборты
Крутящий момент, действующий на фальшборты.
1 — транцевая доска; 2 — кронштейны; 3 — фальшборт; 4 — дека.
F — сила тяги мотора, Р — вес мотора. М = М1 + M2 = P11 + F12 ≈ 12 кг • 0,25 м + 20 кг • 0,33 м ≈ 4 кгм + 7 кгм ≈ 11 кгм.

Обычно все наши плавания под мотором проходили на малом газу. Груженая байдарка двигалась со скоростью порядка 8 км/час. Число оборотов увеличивали только в ветреную погоду и во время волнения.

Байдарка без груза с одним человеком на борту на полном ходу идет со скоростью, по самым грубым прикидкам, не менее 20 км/час.

В целом мотор на байдарке — вещь полезная, позволяющая совершать плавания даже при плохой погоде. Правда, очень утомляет шум. Считаю, что «Салют» — удачный мотор. Таково же и мнение всех встречавшихся мне прошлым летом туристов, плавающих с такими моторчиками.

Считаю, что подвесной мотор обязательно должен иметь осветительную катушку для питания сигнального огня. Однажды, возвращаясь уже затемно, мы пережили много тяжелых минут, опасаясь столкновения. Думаю, что стоит заняться этим вопросом. Конструкцию крепления мотора мы попытаемся сделать комбинированной, чтобы иметь возможность устанавливать мотор и с борта, и на ахтерштевне. В последнем случае газом управлять не будем, а выведем в кокпит только кнопку «Стоп». Если такое крепление, разгружающее фальшборты, окажется удачным, в дальнейшем решим вопрос и с регулированием скорости.

В. Б. Галеркин, «Катера и яхты», 1971 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное