Главная>>> Рыбалка>>> Один из способов постановки на якорь

Один из способов постановки на якорь

При рыбной ловле на водоеме с интенсивным судоходством обычно возникает проблема удержать на месте лова стоящую на якоре лодку, которая пляшет на волнах от проходящих судов. Чтобы якорь не «плыл», надо дать корпусу возможность отыгрывать волну, и тогда усилие, возникающее от приращения водоизмещения при воздействии волны, уйдет на перемещение корпуса по вертикали и горизонтали, а после прохождения волны корпус сможет возвратиться в исходное положение.

Рассмотрим вопрос с точки зрения физики школьного курса, не вдаваясь в подробности гидродинамики, механики переходных процессов и гидрологии. Будем считать, что корпус имеет форму параллелепипеда размерами 1x1x4 м (что соответствует типичной гребной лодке). Пусть на него воздействует волна от проходящего мимо судна. Возможная ветровая волна вносит свой вклад в движение воды как дополнительная сила, что усложняет анализ. Примем, что волна проходит вдоль корпуса, как показано на рис. 1.

Один из способов постановки на якорь

Для упрощения будем считать, что до того, как корпус лодки начал подниматься, произошло изменение ватерлинии на 0,1 м (1x4x0,1=0,4 м³), что соответствует усилию на якорном канате 400 кгс, не считая динамических составляющих. Несложно понять после этого все рекомендации учебников (рис. 2) — такое усилие легко оторвет от грунта якорь небольшой лодки. Для удержания заякоренного маломерного судна на волне даются обычно следующие советы: увеличить длину якорной цепи (троса), завести два якоря цугом, утяжелить якорную цепь (трос). Судно возвращается на исходную позицию весом дополнительного подвижного груза либо весом самой якорной цепи.

Способ постановки на якорь

Сделаем другой шаг: в качестве демпфера усилия используем не длинный якорный канат с утяжелением, а упругий резиновый амортизатор, установленный на якорном тросе по следующей схеме (рис. 3).

Постановка на якорь

При этом усилие от воздействия волны уходит на подъем корпуса h и растяжение амортизатора L, исходная длина и жесткость которого подбираются опытным путем, исходя из водоизмещения лодки и высоты волны — длина L должна позволить лодке без проблем подвсплыть на проходящем гребне. Для рыболовной лодки длиной 4 м мы применяем резиновые стропки, обычно служащие для крепления груза на багажнике автомашины (длиной примерно 1 м). Якорями служат свинцовые конусные отливки массой 5-7 кг. Все это позволяет ставить лодку на якорь во время рыбной ловли в положении «панер»* на глубинах от 1,5 м при умеренном весе якоря, несмотря на интенсивное движение судов. Такой способ мы применяем уже в течение пяти с лишним лет.

* Положение якоря при его выбирании, когда якорный канат натянут вертикально, а сам якорь еще не отделился от грунта.

А. Филиппов, «КиЯ», 2009 г.

В раздел «Рыбалка»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное