Мотолодка «Мотылек» — лодка для рыболовов и охотников
Группой специалистов горьковского ЦКБ по судам на подводных крыльях разработана конструкция прогулочной 3-, 4-местной лодки «Мотылек», которая, на наш взгляд, наиболее полно отвечает потребностям рыболовов и охотников-любителей — она легка, дешева, транспортабельна и может успешно эксплуатироваться под мотором мощностью до 20 л. с.
Основные данные мотолодки «Мотылек» | |
---|---|
Длина габаритная, м | 3,5 |
Ширина габаритная, м | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,53 |
Вес с оборудованием и снабжением, кг | 50 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Скорость, км/ч: | |
— под мотором «Ветерок-12» с одним водителем | 34,2 |
— под мотором «Ветерок-12» с нагрузкой 256 кг | 28,1 |
— под мотором «Вихрь» с одним водителем | 41,5 |
— под мотором «Вихрь» с нагрузкой 300 кг | 38,7 |
Автомобилистов, безусловно, привлечет возможность перевозки лодки на верхнем багажнике «Москвича» или «Жигулей».
Обводы корпуса остроскулые, днище выпукло-килеватое с брызгоотбойником по скуле. Угол внешней килеватости на транце 5°, на миделе 9°.
Общая планировка внутри традиционна — она определена условиями наиболее удобного размещения в кокпите четырех человек. Носовая часть мотолодки запалублена, что позволяет размещать здесь туристское снаряжение. В кокпите расположены две U-образные металлические банки, они одновременно служат элементами, обеспечивающими непотопляемость. В кормовой части кокпита находятся подмоторная ниша и ручки для переноски, швартовки и буксировки мотолодки, а также для крепления подвесного мотора страховочным концом. На палубе установлена швартовная утка.
![]() Лодка «Мотылек» глиссирует с тремя пассажирами на борту. |
Мотолодка комплектуется двумя распашными веслами с уключинами, черпаком, спасательным линем и ремонтной аптечкой.
В качестве материала корпуса выбран сваривающийся алюминиево-магниевый сплав АМг-5М. Корпуса лодок из него прочнее и легче, чем из пластмассы или дерева. И что еще немаловажно — один килограмм мотолодки из стеклопластика стоит примерно 5-6 рублей (по ценам 1974 г.), что в 2 раза превышает стоимость килограмма веса сравнимых лодок из алюминия.
Корпус лодки «Мотылек» сваривается из шести штампованных секций. Вся обшивка выполнена из пяти листов — днищевого (разворачиваемого на плоскость), двух бортовых, одного транцевого и палубного. Такая разбивка позволила снизить вес мотолодки. Толщина бортовой обшивки и транца, по сравнению с днищем, уменьшена. Днище по всей длине киля усилено прессованным профилем. Шпангоутов семь. Жесткость днищевой обшивки обеспечивается четырьмя выштампованными на листе гофрами, жесткость борта — планширем (прессованный профиль), гофром, выполненным вдоль бортового листа, и пятью бортовыми ветвями шпангоутов.
![]() Соединение днищевой секции с бортовой. |
Сварные швы выполняются на прессованных профилях. Процент механизированной сварки от общей длины сварных швов составляет 60%. Секции между собой свариваются с помощью аргонодуговой сварки. Из 50 погонных метров сварных швов 33 м выполняются точечной контактной сваркой.
Особое внимание было обращено на отработку технологичности узлов и деталей лодки, на высокую степень их унификации, на возможность максимального использования штампов в условиях специализированного цеха с высоким уровнем механизации при массовом или крупносерийном производстве. Корпус «Мотылька» собирается всего из 41 детали; заметим, что на аналогичных лодках такого же класса «Серебрянке» и «Немане» около 70 деталей.
На базе мотолодки «Мотылек», являющейся основной моделью, можно выполнить еще три модификации: «Мотылек-II», «Мотылек-III» и «Мотылек-IV».
Модификации лодки «Мотылек»
1 — подмоторная ниша; 2 — кормовая банка; 3 — переднее мягкое сиденье; 4 — дистанционное управление газом и реверсом; 5 — рулевое управление; 6 — ветровое стекло; 7 — носовая палуба; 8 — тент; 9 — пульт управления; 10 — крышка носового багажника; 11 — носовая банка; 12 — средняя банка — крышка багажника.
«Мотылек-II» — самая простая по конструкции, легкая и дешевая лодка из этого семейства. В отличие от базовой модели, на ней отсутствует палуба и подмоторная ниша. Палуба в носовой части заменена банкой с люком, где размещается снабжение мотолодки и туристское снаряжение.
Наиболее комфортабельная и мореходная модель — «Мотылек-III». На этой мотолодке предусмотрен закрытый отсек для хранения туристского снаряжения; установка носовой палубы и ветрового стекла защитит пассажиров от ветра и брызг, а установка тента спасет от дождя и солнца.
Для участия в туристских походах или дальних спортивных плаваниях предусматривается вариант мотолодки — «Мотылек-IV». В отличие от базовой модели, лодка оборудована двумя мягкими креслами, имеет увеличенную по длине носовую палубу (за счет дополнительной вставки), ветровое стекло, дистанционное управление и тент.
Сборку всех этих мотолодок предполагается производить на одном конвейере одновременно.
Проект мотолодки в 1973 г. был представлен на конкурс Центрального правления НТО судостроительной промышленности имени акад. А. Н. Крылова, где получил первую премию. В настоящее время построено два опытных образца («Мотылек» и «Мотылек-II»), которые позволяют практически проверить правильность решений конструкторов и провести целый комплекс ходовых и ресурсных испытаний.
Сравнительные характеристики ряда мотолодок, близких к «Мотыльку», приведены в таблице.
Сравнительные данные ряда мотолодок
Основные характеристики | Серийные отечественные | Опытные отечественные | Зарубежные | ||||||
Фин- ляндия |
Швеция | ||||||||
«Ян- тарь» |
«Юг- 2500» |
«Сере- брянка» |
«Не- ман» |
«Моты- лек» |
«Моты- лек-II» |
«Малень- кий рыбак» |
«Юниор- II» |
«Юниор- III» |
|
Длина, м | 3,53 | 3,7 | 3,82 | 3,58 | 3,5 | 3,5 | 3,78 | 3,35 | 3,35 |
Ширина, м | 1,35 | 1,4 | 1,5 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,65 | 1,45 | 1,45 |
Пассажировмести- мость, чел. |
3 | 3 | 4 | 3-4 | 3-4 | 3-4 | 3 | 3 | 3 |
Допустимая мощность мотора, л. с. | 15 | 20 | 25 | 20 | 20 | 20 | 7 | 18 | 18 |
Материал корпуса | А | СП | А | А | А | А | А | СП | СП |
Вес мотолодки | 105 | 140 | 84 | 114 | 50 | 45 | 61 | 100 | 75 |
Розничная цена (1974 г.) | 380 | 450 | 240 | 290 | 200 | 195 | — | — | — |
Обозначение материала: А — алюминиевый сплав; СП — стеклопластик. |
Комментарий от редакции журнала «Катера и яхты»: Представляем читателям новые модели мотолодок, подготовленные для освоения в серийном производстве. Они должны восполнить пробел, имеющийся сейчас в номенклатуре малых судов, выпускаемых промышленностью для продажи населению.
«Мотылек» — простая транспортабельная лодка, неприхотливая в эксплуатации, пригодная для установки подвесных моторов средней мощности. Можно надеяться, что благодаря простоте и технологичности конструкции, а также небольшому расходу материала серийная лодка окажется сравнительно недорогой и быстро завоюет популярность среди любителей отдыха на воде.
Следует, однако, критически отнестись к возможности перевозки «Мотылька» на крыше массового легкового автомобиля, каким становятся у нас «Жигули». При длине лодок в 3,5 м потребуется устанавливать трубчатую опору на задний бампер автомашины, поддерживающую корму лодки. Вряд ли вес лодки со снабжением удастся ограничить пределом 50 кг; можно предположить, что после проведения ресурсных испытаний и отработки серийного образца вес собственно корпуса неизбежно увеличится на 15-20 кг. По-видимому, необходима и самая серьезная проверка безопасности эксплуатации лодки (особенно — ее беспалубного варианта) под 20-сильным мотором.
По мнению редакции, в данном случае вообще нет необходимости гнаться за высокими скоростями, а стоит рассчитывать судно на использование с более легкими и дешевыми моторами типа «Ветерок». Тем более что в ближайшие годы можно ожидать появления 14-сильного «Ветерка», который сможет вывести «Мотылек» на глиссирование с тремя человеками на борту.
Есть и еще одно соображение в пользу мотора меньшей мощности. Его в данном случае можно было бы сформулировать так: «лодка с мотором — не дороже 400 рублей». Именно так — намечая предельную цену будущей лодки вместе с определенным мотором, ставят перед собой задачу зарубежные конструкторы и производители малых судов, соответствующим образом целенаправленно прорабатывая все, от чего может зависеть общая цена (материал, конструкция, технология, снабжение и т. п.).
А цена и у нас нередко становится главным фактором, определяющим популярность, возможности сбыта, а, в конечном счете, серийность судов. Пользуются повышенным спросом именно те суда, которые обеспечивают их владельцам необходимый минимум качеств за минимальную цену. Таковы, например, «Казанка», «Ботник», «ШПШ-3М».
В. К. Анкудинов, Б. В. Садовский, «Катера и яхты», 1974 г.
В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие лодки и катера: |
---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |