Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Мотолодка «Мотылек» — лодка для рыболовов и охотников

Мотолодка «Мотылек» — лодка для рыболовов и охотников

Мотолодка «Мотылек» — лодка для рыболовов и охотников

Группой специалистов горьковского ЦКБ по судам на подводных крыльях разработана конструкция прогулочной 3-, 4-местной лодки «Мотылек», которая, на наш взгляд, наиболее полно отвечает потребностям рыболовов и охотников-любителей — она легка, дешева, транспортабельна и может успешно эксплуатироваться под мотором мощностью до 20 л. с.

Основные данные мотолодки «Мотылек»
Длина габаритная, м 3,5
Ширина габаритная, м 1,4
Высота борта на миделе, м 0,53
Вес с оборудованием и снабжением, кг 50
Грузоподъемность, кг 300
Скорость, км/ч:  
— под мотором «Ветерок-12» с одним водителем 34,2
— под мотором «Ветерок-12» с нагрузкой 256 кг 28,1
— под мотором «Вихрь» с одним водителем 41,5
— под мотором «Вихрь» с нагрузкой 300 кг 38,7

Автомобилистов, безусловно, привлечет возможность перевозки лодки на верхнем багажнике «Москвича» или «Жигулей».

Обводы корпуса остроскулые, днище выпукло-килеватое с брызгоотбойником по скуле. Угол внешней килеватости на транце 5°, на миделе 9°.

Общая планировка внутри традиционна — она определена условиями наиболее удобного размещения в кокпите четырех человек. Носовая часть мотолодки запалублена, что позволяет размещать здесь туристское снаряжение. В кокпите расположены две U-образные металлические банки, они одновременно служат элементами, обеспечивающими непотопляемость. В кормовой части кокпита находятся подмоторная ниша и ручки для переноски, швартовки и буксировки мотолодки, а также для крепления подвесного мотора страховочным концом. На палубе установлена швартовная утка.

Лодка «Мотылек» глиссирует
Лодка «Мотылек» глиссирует с тремя пассажирами на борту.

Мотолодка комплектуется двумя распашными веслами с уключинами, черпаком, спасательным линем и ремонтной аптечкой.

В качестве материала корпуса выбран сваривающийся алюминиево-магниевый сплав АМг-5М. Корпуса лодок из него прочнее и легче, чем из пластмассы или дерева. И что еще немаловажно — один килограмм мотолодки из стеклопластика стоит примерно 5-6 рублей (по ценам 1974 г.), что в 2 раза превышает стоимость килограмма веса сравнимых лодок из алюминия.

Корпус лодки «Мотылек» сваривается из шести штампованных секций. Вся обшивка выполнена из пяти листов — днищевого (разворачиваемого на плоскость), двух бортовых, одного транцевого и палубного. Такая разбивка позволила снизить вес мотолодки. Толщина бортовой обшивки и транца, по сравнению с днищем, уменьшена. Днище по всей длине киля усилено прессованным профилем. Шпангоутов семь. Жесткость днищевой обшивки обеспечивается четырьмя выштампованными на листе гофрами, жесткость борта — планширем (прессованный профиль), гофром, выполненным вдоль бортового листа, и пятью бортовыми ветвями шпангоутов.

Соединение днищевой секции с бортовой
Соединение днищевой секции с бортовой.

Сварные швы выполняются на прессованных профилях. Процент механизированной сварки от общей длины сварных швов составляет 60%. Секции между собой свариваются с помощью аргонодуговой сварки. Из 50 погонных метров сварных швов 33 м выполняются точечной контактной сваркой.

Особое внимание было обращено на отработку технологичности узлов и деталей лодки, на высокую степень их унификации, на возможность максимального использования штампов в условиях специализированного цеха с высоким уровнем механизации при массовом или крупносерийном производстве. Корпус «Мотылька» собирается всего из 41 детали; заметим, что на аналогичных лодках такого же класса «Серебрянке» и «Немане» около 70 деталей.

На базе мотолодки «Мотылек», являющейся основной моделью, можно выполнить еще три модификации: «Мотылек-II», «Мотылек-III» и «Мотылек-IV».

Модификации лодки «Мотылек»

Модификации лодки «Мотылек»
1 — подмоторная ниша; 2 — кормовая банка; 3 — переднее мягкое сиденье; 4 — дистанционное управление газом и реверсом; 5 — рулевое управление; 6 — ветровое стекло; 7 — носовая палуба; 8 — тент; 9 — пульт управления; 10 — крышка носового багажника; 11 — носовая банка; 12 — средняя банка — крышка багажника.

«Мотылек-II» — самая простая по конструкции, легкая и дешевая лодка из этого семейства. В отличие от базовой модели, на ней отсутствует палуба и подмоторная ниша. Палуба в носовой части заменена банкой с люком, где размещается снабжение мотолодки и туристское снаряжение.

Наиболее комфортабельная и мореходная модель — «Мотылек-III». На этой мотолодке предусмотрен закрытый отсек для хранения туристского снаряжения; установка носовой палубы и ветрового стекла защитит пассажиров от ветра и брызг, а установка тента спасет от дождя и солнца.

Для участия в туристских походах или дальних спортивных плаваниях предусматривается вариант мотолодки — «Мотылек-IV». В отличие от базовой модели, лодка оборудована двумя мягкими креслами, имеет увеличенную по длине носовую палубу (за счет дополнительной вставки), ветровое стекло, дистанционное управление и тент.

Сборку всех этих мотолодок предполагается производить на одном конвейере одновременно.

Лодка «Мотылек»

Проект мотолодки в 1973 г. был представлен на конкурс Центрального правления НТО судостроительной промышленности имени акад. А. Н. Крылова, где получил первую премию. В настоящее время построено два опытных образца («Мотылек» и «Мотылек-II»), которые позволяют практически проверить правильность решений конструкторов и провести целый комплекс ходовых и ресурсных испытаний.

Сравнительные характеристики ряда мотолодок, близких к «Мотыльку», приведены в таблице.

Сравнительные данные ряда мотолодок

Основные характеристики Серийные отечественные Опытные отечественные Зарубежные
Фин-
ляндия
Швеция
«Ян-
тарь»
«Юг-
2500»
«Сере-
брянка»
«Не-
ман»
«Моты-
лек»
«Моты-
лек-II»
«Малень-
кий рыбак»
«Юниор-
II»
«Юниор-
III»
Длина, м 3,53 3,7 3,82 3,58 3,5 3,5 3,78 3,35 3,35
Ширина, м 1,35 1,4 1,5 1,3 1,4 1,4 1,65 1,45 1,45
Пассажировмести-
мость, чел.
3 3 4 3-4 3-4 3-4 3 3 3
Допустимая мощность мотора, л. с. 15 20 25 20 20 20 7 18 18
Материал корпуса А СП А А А А А СП СП
Вес мотолодки 105 140 84 114 50 45 61 100 75
Розничная цена (1974 г.) 380 450 240 290 200 195
Обозначение материала: А — алюминиевый сплав; СП — стеклопластик.

Комментарий от редакции журнала «Катера и яхты»: Представляем читателям новые модели мотолодок, подготовленные для освоения в серийном производстве. Они должны восполнить пробел, имеющийся сейчас в номенклатуре малых судов, выпускаемых промышленностью для продажи населению.

«Мотылек» — простая транспортабельная лодка, неприхотливая в эксплуатации, пригодная для установки подвесных моторов средней мощности. Можно надеяться, что благодаря простоте и технологичности конструкции, а также небольшому расходу материала серийная лодка окажется сравнительно недорогой и быстро завоюет популярность среди любителей отдыха на воде.

Следует, однако, критически отнестись к возможности перевозки «Мотылька» на крыше массового легкового автомобиля, каким становятся у нас «Жигули». При длине лодок в 3,5 м потребуется устанавливать трубчатую опору на задний бампер автомашины, поддерживающую корму лодки. Вряд ли вес лодки со снабжением удастся ограничить пределом 50 кг; можно предположить, что после проведения ресурсных испытаний и отработки серийного образца вес собственно корпуса неизбежно увеличится на 15-20 кг. По-видимому, необходима и самая серьезная проверка безопасности эксплуатации лодки (особенно — ее беспалубного варианта) под 20-сильным мотором.

По мнению редакции, в данном случае вообще нет необходимости гнаться за высокими скоростями, а стоит рассчитывать судно на использование с более легкими и дешевыми моторами типа «Ветерок». Тем более что в ближайшие годы можно ожидать появления 14-сильного «Ветерка», который сможет вывести «Мотылек» на глиссирование с тремя человеками на борту.

Есть и еще одно соображение в пользу мотора меньшей мощности. Его в данном случае можно было бы сформулировать так: «лодка с мотором — не дороже 400 рублей». Именно так — намечая предельную цену будущей лодки вместе с определенным мотором, ставят перед собой задачу зарубежные конструкторы и производители малых судов, соответствующим образом целенаправленно прорабатывая все, от чего может зависеть общая цена (материал, конструкция, технология, снабжение и т. п.).

А цена и у нас нередко становится главным фактором, определяющим популярность, возможности сбыта, а, в конечном счете, серийность судов. Пользуются повышенным спросом именно те суда, которые обеспечивают их владельцам необходимый минимум качеств за минимальную цену. Таковы, например, «Казанка», «Ботник», «ШПШ-3М».

В. К. Анкудинов, Б. В. Садовский, «Катера и яхты», 1974 г.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное