Главная>>> Лодочные моторы>>> Мотор «Honda BF60»

Мотор «Honda BF60»

«Honda BF60»

Подвесной мотор «Honda BF60»: тих и быстр

Когда появляется новый мотор — это всегда интересно. Интересно не только, как он устроен, но и каким образом живет на воде. В середине сентября 2009 г. «Хонда Мотор Рус» показала новые моторы «Honda BF60» впервые в России, где он появится, скорее всего, весной. До этого в Англии прошла европейская презентация. Моторы на европейский рынок начали поступать еще в сентябре.

Познакомиться с мотором «BF60» можно было в 40 км от Саратова на туристской базе «Подсолнух». В программу его презентации были включены не только знакомство с его конструкцией, но также тест-драйв и рыбалка.

Сначала о технике. Новый мотор имеет две основные модификации: обычную — «BF» и с увеличенным передаточным числом редуктора — «BFP», которые успешно заняли нишу между сериями впрысковых моторов «BF40/50» и «BF75/90». Рабочий объем новинки составляет 998 см³. У мотора — четыре клапана на каждый цилиндр и достаточно большое количество электронных управляющих систем. Вес мотора в самой легкой модификации — 110 кг.

Мотор «Honda BF60»

Основные данные новых моделей подвесных моторов «Honda»

Характеристика «BF60A» (стандартная модель) «BFP60A» (Power Thrust)
Система управления Румпель ДУ Румпель ДУ
Модификация LHTU LRTU XRTU LHTU LRTU XRTU
Двигатель 4-тактный, 3-цилиндровый, рядный, S0HC с ременным приводом, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см³ 998
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 73,0х79,5
Максимальная мощность, л. с. (кВт) при 6000 об/мин 60 (41)
Диапазон рабочих оборотов, об/мин 5000-6000
Система охлаждения Открытая водяная с термостатом
Зажигание Программируемое микрокомпьютерное
Генератор 12 В/17 А
Питание Впрыск PGM-FI
Система выпуска отработанных газов Через ступицу винта
Топливо Неэтилированный бензин (не ниже Аи-91)
Высота транца, мм 521 648 521 648
Вес (сухой)*, кг 115 110 116 123 119 125
* Вес указан с винтом.

Те, кто знаком с моторами «Honda» мощностью 40/50 и 75/90 л. с., не удивятся, услышав, что на новинку устанавливается фирменная и уже хорошо зарекомендовавшая себя система впрыска топлива PGM-FI (Programmed Fuel Injection), а также не менее знакомые системы управления подачи топлива и топливной смеси BLAST и ECOmo.

Система BLAST (Boosted Low Speed Torque) отвечает за увеличенную тягу мотора на низких и средних оборотах, a ECOmo (Economy Controlled Motor) позволяет значительно экономить топливо (по данным производителя, на 13% по сравнению с моторами аналогичной мощности, на которых этой системы нет).

Система BLAST действует примерно так: в момент старта и на разгоне, когда необходим большой крутящий момент, электронный мозг заставляет топливную систему работать в режиме, наиболее благоприятном для быстрого набора скорости. Однако, после того как лодка вышла на глиссирование, мотор переходит в режим экономии топлива, так как после преодоления «горба» больших усилий для разгона и равномерного движения уже не требуется.

У «BF60» очень низкий уровень внешнего шума, что достигается не только благодаря удачной конструкции мотора, но и оригинальной формы конструкции воздухозаборника, разработанной хорошо известной в мире моторов фирмой «Mikuni», и вдобавок эффективному шумопоглащающему покрытию.

Электронная система Lean Burn, контролирующая четкую подачу воздушно-топливной смеси, также способствует значительной экономии топлива и снижению нагрузки на элементы двигателя, позволяя ему работать в оптимальных режимах. При работе мотора в диапазоне от 2000 до 4500 об/мин (так называемый «круизный режим») моторы серии «BF60» потребляют почти на 10% топлива меньше, чем аналоги той же мощности.

Этому же способствует новый корпус редуктора, имеющий более совершенную с точки зрения гидродинамики форму и, соответственно, коэффициент сопротивления.

Хорошо продуманная система защиты мотора от перегрева и низкого давления масла срабатывает вовремя, и мотор не выходит из строя.

Лодочный мотор «Honda BF60»

Оригинальная система управления скоростью троллинга позволяет изменять частоту вращения мотора в диапазоне 750-1000 об/мин с интервалом в 50 об/мин. У моторов румпельных версий эта система входит в стандартную комплектацию и расположена непосредственно на румпеле, у моторов с дистанционным управлением — это опция. Управление функцией изменения оборотов режима троллинга не вызывает затруднений, осуществляется нажатием на соответствующую клавишу и сопровождается звуковыми сигналами.

Чтобы не было сбоев в работе электронных систем и судно было обеспечено достаточным запасом электрической энергии, моторы серии «BF60» оснащаются мощными генераторами, которые способны выдавать 22 А (17 А для зарядки аккумулятора), а серии «BFP60» — 27 А (22 А на зарядку аккумулятора).

Для того, чтобы было проще и удобнее маневрировать на стоянках и в узкостях, необходимо, чтобы рулевое управление имело как можно больше свободы, если так можно выразиться. «Honda» подумала и об этом: мотор «BFP60» может поворачиваться относительно продольной оси лодки на 50° на каждый борт, a «BF60» имеет «свободу» в 30° в каждую сторону, однако и этого оказывается достаточно, чтобы лодка успешно маневрировала в ограниченном пространстве.

И, наконец, новые «шестидесятки» отвечают требованиям протокола NMEA 2000, что позволяет подключать к ним неограниченное количество электронных приборов, которые этот протокол поддерживает, разумеется.

Два слова о чувствах и ощущениях. Новые моторы «BF60» были установлены на две лодки «Windboat 470». Первое впечатление, как говорят, бывает самым правильным. Интересно, что при виде новой «шестидесятки» сразу же вспомнилась презентация моторов серии «BF40/50»: такая же плавная и тихая работа на холостых оборотах, тот же цвет, примерно те же формы... В общем и целом, «BF60» в деле ведет себя даже лучше, чем предполагалось. Неизбежные для этого класса моторов вибрации в режиме холостого хода настолько малы, что их можно и не заметить. При включении передачи без прибавления газа на корпусе лодки вибрации практически не ощущаются. Про шумы в данном случае говорить и вовсе не приходится, слышно, правда, журчание струйки воды из «контрольки», но от этого никуда не денешься. При использовании функции, которая изменяет обороты от 750 до 1000 в минуту не чувствуется никаких изменений, кроме собственно прибавки или снижения скорости. Все происходит плавно, без каких бы то ни было рывков. При резком прибавлении газа мотор в самом начале на мгновение «задумывается», но тут же начинает разгоняться, причем достаточно бодро. Шум появляется в основном при преодолении 3000 об/мин. Нарастает он почти в линейной зависимости от оборотов, но при этом на максимальных оборотах шум не столь велик, как у многих аналогов других производителей, не говоря уже о двухтактных моторах. Спектр звука тяготеет скорее к низким частотам, что значительно приятнее «повизгивания» мотора.

Заключительная часть знакомства с новыми моторами — рыбалка — оказалась очень полезной. На водохранилище, изобилующем островами и островками, между которыми находится большое количество проток, моторы показали те свои свойства, которые по достоинству оценят любители рыбалки: во-первых, невысокий уровень шума, который не давит на уши во время быстрых переходов с места на место; во-вторых, малый уровень вибраций при низких и средних оборотах, что позволяет в некоторых случаях просто не глушить мотор. И, в-третьих, возможность настройки троллингового хода, которая актуальна для многих мест с изменяющимся течением. Все удалось проверить на практике, за что организаторам отдельное спасибо.

И. Лагутин, «КиЯ», 2010 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное