Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Мотолодка «Радуга-34»
  

Мотолодка «Радуга-34» — проект Ю. Зимина скоростной мореходной моторной лодки для спортивных плаваний

Мотолодка «Радуга-34» — проект Ю. Зимина скоростной мореходной моторной лодки для спортивных плаваний

Основные данные мотолодки «Радуга-34»
Длина, мм 3400
Ширина, мм 1700
Высота борта, мм 700
Вес корпуса, кг 70
Мощность мотора, л. с. 20
Скорость под мотором 23-25 л. с., км/ч около 60

За последние годы в наших ленинградских спортивных клубах становятся все более популярными дальние спортивные плавания на легких моторных судах. Совершаются походы на Ладожское озеро, в Новгород и Выборг, позволяющие совершенствовать умение управлять быстроходным судном в довольно сложных условиях — на практически постоянной волне больших водоемов, на оживленных судоходных путях. Многие из наших спортсменов-водномоторников выполняют при этом требования спортивной классификации и получают разряды по ДСП.

Конструкторская группа городского спортивно-технического клуба водных видов спорта (ГСТК ВВС) уже несколько лет ведет работу по созданию специально для таких спортивных плаваний мотолодок, в которых большая скорость при использовании распространенных подвесных моторов сочеталась бы с достаточно высокой мореходностью. К таким судам и относятся лодки «Радуга» (см., например, Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга»).

Предлагаемая вниманию читателей новая спортивно-туристская трехместная мотолодка «Радуга-34» построена мастером спорта А. Щербининым и уже испытана всесторонне. На ее «счету» несколько нелегких спортивных походов, участие в парадах спортсменов и даже в заезде мотолодок класса SB на гонках Ленинградской регаты «Золотые весла», проводимых, как обычно, на неспокойной Большой Неве. Кроме того, «Радуга-34» использовалась для прогулок и служебных разъездов, обслуживания тренировок и буксировки воднолыжников.

Сборник «Катера и яхты» уже неоднократно публиковал материалы о прогулочно-спортивных лодках минимальных размерений. Не случайно такие конструкции, как «Москвичка» Г. Малиновского или экспериментальная лодка В. Вейнберга (см. № 45 сборника), пользуются несомненным успехом. Мотолодка «Радуга-34» также относится к классу мини-моторок, постройка, транспортировка, хранение и ремонт которых наиболее доступны для основной массы любителей водного туризма и спорта. Она на 0,35 м короче первой «Радуги», но в то же время на 0,30 м шире и 0,22 м выше ее.

Применена ставшая уже обычной килеватая форма обводов высокобортного мореходного корпуса с продольными реданами-брызгоотбойниками и развалом бортов по всей длине в сочетании с плоским кормовым участком днища — «лыжей». Такие обводы позволяют обеспечить при весьма неплохих скоростных качествах мягкий — без больших динамических перегрузок — ход на волнении, безопасность при крене на циркуляции, хорошую обитаемость (кокпит оборудован двумя спальными местами, закрывается тентом).

Теоретический чертеж и схема общего расположения мотолодки «Радуга-34»

Теоретический чертеж и схема общего расположения мотолодки «Радуга-34»
увеличить, 2004х2685, 429 КБ

Таблица плазовых ординат мотолодки «Радуга-34»
Линия № шпангоута
1 2 3 4
  Высоты от ОЛ, мм
Борт — ЛБ 740 700 617 500
Кокпит 784 744 661 544
Редан Р-1 174 73 15 0
Редан Р-2 302 199 140 125
Редан Р-3 430 325 265 250
  Полушироты от ДП, мм
Борт — ЛБ 682 823 850 801
Кокпит 482 623 650 601
Редан Р-1 179 221 230 230
Редан Р-2 348 425 448 450
Редан Р-3 520 627 667 670

Размеры реданов в поперечных сечениях
Редан № шпангоута
1 2 3 4
Р-1 х
у
13
9
15
9
15
9
15
9
Р-2 х
у
40
29
40
26
40
24
40
23
Р-3 х
у
38
25
40
30
40
30
40
30

При установке мотора «Вихрь» или «Нептун» с «гоночным» двухлопастным винтом (шаг 340-360 мм) на мотолодке с одним водителем можно достичь скорости около 60 км/час. Для сравнения упомянем, что скоростной норматив I разряда для класса Т-500 на дистанции 5 миль намного ниже — 42 км/час.

Конструкция и технология постройки корпуса аналогичны многократно описанным в сборнике. На листе фанеры, пользуясь таблицей плазовых ординат, надо построить очертания шп. 1, 2 и 3 и вычертить все элементы набора лодки. Переведя нужные линии на кальку, перенесите разметку (накалывая шилом) на материал — бруски и фанеру. Готовые детали собирайте прямо на фанерном плазе, смазывая кницы и торцы брусков (футоксов) шпангоутной рамки эпоксидной смолой. Разложив детали рамки, прихватите каждую двумя тонкими гвоздями к плазу. Поставьте на места кницы и «наживите» их гвоздями, затем, осторожно приподняв рамку стамеской, подложите кницы с другой ее стороны, пробейте гвозди насквозь, снимите и переверните рамку и сразу же загните концы гвоздей.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34»

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34»
увеличить, 2067х936, 237 КБ
1 — киль 20х40; 2 — стрингер 13х25; 3 — стрингер 10х30; 4 — стрингер 10х20; 5 — подлегарс (опорный брусок сидений) 10х30; 6 — сиденье кормовое, δ=4; 7 — подушка сиденья 40х50х450 (поролон в чехле из текстовинита); 8 — дно подмоторной ниши, δ=2; 9 — сухарь 15х20; 10 — комингс, δ=6; 11 — рейка 30x40; 12 — спинка кормового сиденья 10х100х450; 13 — дуга тента, труба Ø15-20; 14 — оргстекло δ=4-6; 15 — лобовой лист кокпита, δ=4; 16 — съемный щит, δ=4; 17 — бимс 30х15; 18 — сиденье носовое, δ=4; 19 — рейка 10х15; 20 — зашивка шп. 1½, δ=2; 21 — рейка шпангоута 15х45; 22 — заполнитель δ=15; 23 — брусок 4х40х150 (4 шт.); 24 — бимс 15х30; 25 — зашивка шп. 2, δ=2; 26 — кницы, δ=2; 27 — стойка 10х15; 28 — обшивка днища, δ=6; 29 — обшивка скулы δ=4; 30, 31 — обшивка бортов и палубы δ=3; 32 — обшивка транца, δ=4; 33 — рейка заполнителя, δ=20; 34 — доска 20х125; 35 — лист δ=4; 36 — обвязка транца по бортам, 20х30; 37 — днищевая ветвь 20х45; 38 — фанера, δ=4; 39 — заполнитель, δ=20; 40 — брусок 40х15х400; 41 — фанера δ=4; 42 — петля рояльная.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» — шпангоуты

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» — шпангоуты
увеличить, 2082х2906, 465 КБ
обозначение позиций — см. «Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» выше.

После сборки всех трех шпангоутов вынесите на них линию ДП и контрольную ватерлинию (от ОЛ на расстоянии 500 мм). По этой контрольной линии прибейте шергень-планки шириной 50-70 мм.

Изготовлять транец нужно, пользуясь размерами рабочего чертежа, на котором уже учтен его наклон.

Корпус лодки собирается в положении вверх килем. На стапеле (две доски, поставленные на ребро) размечается положение шпангоутов и транца. Шпангоуты выставляются на свои места с проверкой по диаметральной плоскости отвесом, и по горизонту контрольной линии — шланговым уровнем. Закрепив выверенный поперечный набор, врезайте продольные связи — киль, стрингера и ребра жесткости. До установки обшивки необходимо поставить переборку на шп. 1 ½ и узел ниши — рецесса.

Листы фанеры надо предварительно раскроить и склеить «на ус», соединив в поясья на всю длину лодки. Затем готовые листы укладываются на тщательно смалкованный набор, изнутри детали набора обчерчиваются, после чего листы снимаются для обрезки припуска и сверловки отверстий Ø1-1,5 мм с шагом 50-70 мм для крепежа. Обшивка ставится на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями «в загиб» по продольному набору и шурупами по шпангоутам и транцу.

Днище, транец и борта необходимо снаружи тщательно ошкурить и зашпаклевать, а затем оклеить одним или двумя слоями стеклоткани АСТТ(б)-С2 на смоле. Предварительно обработанные реданы и брызгоотбойник выставляются на уже оклеенный корпус и в свою очередь сами оклеиваются полосками стеклоткани.

До зашивки палубы надо вклеить в снятый со стапеля и перевернутый килем вниз корпус сиденья и уложить пенопласт между шп. 1 и 1 ½, 2 и 3 на высоту флоров. Пенопласт и днище изнутри между шп. 3 и транцем следует оклеить стеклотканью. Изнутри корпуса транец по периметру лучше оклеить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80-100 мм.

Штурвал, барабан, шкивы можно изготовить по чертежам, опубликованным на этой странице. Пульт удобно расположить, как показано на чертеже общего вида. Оба штуртроса следует пустить по одному борту.

Для обеспечения непотопляемости обязательно надо уложить блоки пенопласта по бортам между шп. 2 и транцем; объем пенопласта должен быть не менее 0,15 м³.

Ю. А. Зимин, «Мотолодка для спортивных плаваний «Радуга-34», «Кия» 1974 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное