Главная>>> Надувные лодки>>> Лодки «Walker Bay»: что такое РИД?

Лодки «Walker Bay»: что такое РИД?

Лодки «Walker Bay»: что такое РИД

Международная аббревиатура RIB (rigid inflatable boat — лодка с жестким корпусом и надувными бортами) прочно прижилась на российской почве и давно уже пишется кириллицей. А вот созвучное сокращение RID, изобретенное американской компанией «Walker Bay», наверняка вызовет у многих недоумение. Между тем, смысл здесь практически тот же, только вместо многозначного «boat» используется более узкий термин «dinghy». Словечко «динги» практически во всех гаванях земного шара тоже не требует перевода и означает либо яхтенный тузик, либо маленький парусный швертбот. Применительно к лодкам от «Walker Bay» прекрасно подходит и то, и другое.

Walker Bay

Основные данные лодок «Walker Bay 8S» и «Walker Bay 10F»
(в скобках — отличающиеся данные варианта «RID» с надувными баллонами)
  «WB 8S» «WB 10F»
Длина, м 2,51(2,75) 2,95(3,1)
Ширина, м 1,32(1,72) 1,45(1,83)
Вес, кг 32(40) 57(68)
Грузоподъемность, кг 163(278) 278(372)
Пассажировместимость, чел. 2(3) 3(4)
Макс. мощность ПМ, л. с. 2,5(4) 4(6)

Основные данные дополнительного парусного вооружения «Walker Bay 8S» и «Walker Bay 10F»
(в скобках — отличающиеся данные варианта «RID» с надувными баллонами)
  «WB 8S» «WB 10F»
Высота мачты, м 4,47 4,47(5,1)
Площадь парусности, м² 3,6(4,6) 4,6(5,5+1,4)
Вес лодки с парусным вооружением, кг 37(47) 62(75)

Лодки «Walker Bay»
Корпуса лодок «Walker Bay» отличаются значительной относительной шириной (L/B=1,9-2,0) — запас остойчивости необходим как для яхтенного тузика, так и для швертбота.

Вообще-то в качестве яхтенных тузиков чаще всего используют маленькие РИБы с подвесными моторами (такие в модельном ряду компании тоже имеются). Главные недостатки подобных суденышек, применительно к указанному «вспомогательному» назначению — это неважные ходовые качества под веслами, а также значительное волнообразование при движении под мотором, что в подавляющем большинстве яхтенных марин категорически не приветствуется (обводам, теоретически рассчитанным на режим глиссирования, приходится работать в основном в водоизмещающем или переходном режимах, отчего транец крошечного короткого РИБа, тем более перегруженного, безбожно тянет за собой воду).

«Классический» тузик, обводы которого во многом повторяют очертания его деревянных прародителей прошлых веков, от них свободен (да и смотрится более привлекательно), но у него тоже есть свои проблемы: невысокая статическая остойчивость, требующая осторожности при посадке или высадке пассажиров у высокого борта яхты или причальной стенки, малый запас плавучести в случае оверкиля или затопления водой, а также жесткие борта, не обеспечивающие амортизации при швартовках в свежую погоду и на волнении.

К двум популярным моделям жестких «динги» от «Walker Bay» сказанное применимо лишь отчасти, поскольку обе лодочки можно максимально приспособить к конкретным условиям эксплуатации и, по сути, получить четыре лодки вместо одной, начав с малого — к этому процессу как нельзя лучше подходит термин «апгрейд», давно известный не одним лишь компьютерщикам.

Итак, как же это делается?

Предположим, что после приобретения «базового» жесткого тузика («Walker Bay 8S» или «Walker Bay 10F») и первого опыта его эксплуатации под веслами или небольшим моторчиком вы пришли к выводу, что, несмотря на более чем значительную ширину корпуса (L/B=1,9-2,0), запас остойчивости (а заодно и аварийной плавучести) вам все же не помешает. Задача решается просто — при помощи дополнительно приобретаемого надувного «воротника». Немного повозиться с его установкой придется лишь в самом начале — к отгибу планширя необходимо привинтить идущие в комплекте направляющие с ликбезом, на которые буквально за пару минут надевается снабженный ответным ликтросом V-образный баллон из ПВХ или — по вашему выбору — из хайпалона, более устойчивого к ультрафиолету и рекомендуемого для жарких солнечных широт.

«Walker Bay»
Так обычный жесткий тузик превращается в RID с парусным вооружением.

При «нормальных» условиях эксплуатации баллон относительно небольшого диаметра не оказывает ровно никакого влияния на ходовые качества лодочки, определяемые ее классическими водоизмещающими обводами с выступающим килем: он начинает касаться воды и «работать» лишь тогда, когда в нем возникает нужда — например, при значительной нагрузке, крене или в волну. Естественно, не стоит снимать со счетов и исполняемую им роль мягкого привального бруса — к большой моторной или парусной яхте теперь можно подходить без опасения повредить как сверкающий гелькоут или лак ее борта, так и сам тузик. Но и это еще не все. Помните второе значение слова «динги»?

Лодка «Walker Bay»

Представьте себе, например, якорную стоянку у небольшого южного островка, к которому вы подошли вечером на большой яхте. После переправки на берег всех желающих искупаться или просто ступить на твердую землю (причем небольшой прибой у пляжа благодаря надувным бортам оказался не столь уж серьезной помехой) возникает мысль, что неплохо бы наконец побыть на воде в одиночестве, а заодно и исследовать береговую линию в поисках живописных лагун, гротов и прочих красот. Нарушать плеск волн и посвистывание ветерка гудением мотора не хочется, браться за весла попросту лень...

Силы стихии не пропадут зря, если вы успели обзавестись еще одним дополнительным набором к своему «Walker Bay»: устанавливаем мачту с парусом и кинжальный шверт (степс и швертовый колодец уже имеются в «базовом» варианте), навешиваем на транец руль с регулируемым румпелем — и вперед. Классические обводы позволяют развивать приличную скорость даже в слабый ветер (впрочем, плоские участки днища в корме, судя по всему, не исключают и возможности кратковременно «серфинговать» с волны на полных курсах!), а благодаря значительной ширине, подкрепленной надувным баллоном, можно особо не напрягаться при откренивании. Лавировочными качествами «динги»-швертботы от «Walker Bay» практически не уступают настоящим спортивным, тем более что «апгрейду» можно подвергнуть и само парусное вооружение: самый простой его вариант — бермудский кэт с одним только гротом — можно заменить на шлюп со стакселем на небольшом бушприте. Кстати, благодаря перечисленным качествам эти лодки используются для обучения и соревнований во многих детско-юношеских парусных школах по всему миру.

Швертбот «Walker Bay»

«Продвинутые» яхтсмены легко управятся с лодкой при скоростях ветра до 12 м/с (не будем забывать, что ремни для откренивания и даже шарнирный удлинитель румпеля не предусмотрены), но начинающим фирма все же рекомендует выходить на воду под парусом при ветре не более 5-6 м/с.

Естественно, уже сам по себе инновационный модульный принцип, словно заимствованный у детского «конструктора», который был столь изящно реализован на лодках «Walker Bay», просто не могла не отметить мировая яхтенная общественность. При своем довольно скромном модельном ряде (многие позиции, в котором, вдобавок, представляют собой лишь те или иные варианты оснащения одной и той же лодки) эта американская компания удостоилась нескольких весомых международных наград — в частности, престижной «NMMA Innovation Award».

Сыграла здесь свою роль и не столь бросающаяся в глаза подробность: дело в том, что корпуса лодок с маркой «Walker Bay» изготавливаются по весьма редкой технологии — литьем под давлением из полипропилена, а не выклеиваются обычным образом из стеклопластика. И даже при весьма скромных размерениях выпускаемых корпусов «Walker Bay» все же ухитрился попасть в книги рекордов под рубрикой «самое-самое большое», причем дважды — завод фирмы в городке Якима располагает крупнейшей в мире установкой для литья под высоким давлением, а полипропиленовый 2,95-метровый корпус «WB 10F» до сих пор удерживает титул самого габаритного изделия, изготовленного по этой технологии.

А. Л., «КиЯ» 2007 г.

В раздел «Надувные лодки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное