Лодка Фан-дер-Флита — проект прогулочной гребной шлюпки для любительской постройки
Основные данные гребной шлюпки Фан-дер-Флита | |
---|---|
Длина габаритная, м | 4,48 |
Ширина габаритная, м | 1,45 |
Высота борта на миделе, м | 0,40 |
Вес, кг | 75 |
На восстановление чертежей этой лодки нас — группу конструкторов — натолкнула статья Ю. Замятина в 6 номере сборника «Мелкое судостроение» за 1940 г.
Мы решили разработать проект и конструктивный чертеж лодки А. П. Фан-дер-Флита с сохранением оригинальных обводов и размерений. С задачей справились — шлюпка пошла в массовое производство после испытаний, подтвердивших ее хорошие эксплуатационные качества (о серийно выпускавшейся лодке смотрите на этой странице). Теоретический и конструктивные чертежи данной прогулочной гребной лодки предлагаются для использования в любительском судостроении.
Теоретический чертеж лодки
Обводы гребной шлюпки круглошпангоутные, выпуклые по ватерлинии в носовой и кормовой части. Лодка имеет большую седловатость линии борта.
Таблица плазовых ординат
№ шп. | Полушироты от ДП, мм | Высоты от ОЛ, мм | |||||||||
Ватерлинии | Линия борта | Киль | БI | БII | Линия борта | ||||||
1 | ГВЛ 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
1 | — | — | — | 46 | 92 | 138 | 222 | 297 | — | — | 690 |
2 | 45 | 150 | 233 | 303 | 360 | 413 | 470 | 106 | 278 | 585 | 620 |
3 | 225 | 357 | 450 | 515 | 560 | 597 | 622 | 55 | 135 | 288 | 570 |
4 | 379 | 513 | 590 | 636 | 664 | 686 | 690 | 38 | 80 | 168 | 530 |
5 | 470 | 590 | 650 | 688 | 707 | 715 | 715 | 30 | 58 | 125 | 510 |
6 | 483 | 603 | 668 | 697 | 708 | 715 | 715 | 35 | 58 | 120 | 505 |
7 | 428 | 555 | 630 | 670 | 688 | 695 | 697 | 55 | 80 | 145 | 510 |
8 | 255 | 427 | 535 | 600 | 635 | 654 | 657 | 90 | 127 | 220 | 520 |
9 | — | 132 | 310 | 450 | 538 | 580 | 600 | 168 | 248 | 360 | 560 |
Тр. | — | — | 80 | 225 | 377 | 450 | 530 | 230 | 360/467 | 500/638 | 600 |
Закладка лодки состоит из форштевня, киля и транцевой доски. Форштевень сделан ламинированным (выклеен из сосновых реек толщиной 5 мм). Киль изготовлен из сосновой доски толщиной 25 мм. Транцевая доска выполнена из двух-трех сосновых досок, склеенных на ребро, и усилена обвязкой из ясеня. Форштевень соединяется с килем врезкой в полдерева. Все соединения выполнены на заклепках диаметром 4 мм и на клее ВИАМ-Б3. Обшивается корпус 10-миллиметровыми сосновыми досками. На верфи все 20 поясьев вырезают по шаблонам. Ясеневые шпангоуты гнутые, сечение — 10х20. Банки положены на подлегарсы и закреплены гвоздями.
Гребные банки, кроме того, соединены с обшивкой при помощи сосновых книц.
Конструкция корпуса гребной шлюпки
увеличить, 1905х1384, 362 КБ
1 — закладка; 2 — оковка киля; 3 — шпангоут 10х20, ясень; 4 — привальный брус 15х40; 5 — подлегарс 15х40; 6 — банка 20х200; 7 — кильсон 10х50; 8 — упорный брусок 35x65; 9 — плавник 20x220; 10 — опорные бруски кормовой банки 25х40; 11 — кница; 12 — стрингер 12x30; 13 — пайолы δ=10; 4 секции; 14 — брештук δ=7, бакфанера; 15 — пиллерс 25х25; 16 — обшивка δ=10, 20 поясьев; 17 — кницы δ=20; 18 — буртик 12x20.
При серийной постройке лодка изготавливается на стапеле вверх килем. Вначале на стапель устанавливается закладка — собранные в один узел киль, форштевень и транец. Затем в гнезда стапеля укладывают продольный набор, прикрепляя его к лекалам с помощью струбцин и цвинок. Шпангоуты из ясеневых реек предварительно распаривают до эластичного состояния, после чего их легко изогнуть по форме лекала. Верхние концы шпангоутов выше привального бруса крепятся к стапелю с помощью скоб, затем корпус обшивается 10-миллиметровыми досками. Поясья крепятся к шпангоутам с помощью сквозных гвоздей-заклепок, которые расклепываются на шайбах изнутри корпуса после его снятия со стапеля. После съема со стапеля в корпус устанавливают банки, брештуки, кницы и металлические детали — подуключины и подкильную полосу.
При единичной постройке шлюпки порядок сборки такой же, только можно обойтись меньшим количеством лекал, поставив их, например, на каждом четном теоретическом шпангоуте. Процесс сборки описан в книге «15 проектов судов для любительской постройки».
В. В. Никольский, «Катера и яхты», 1976 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие проекты гребных лодок на сайте: |
---|
![]() |
![]() |
![]() |