Главная>>> Лодочные моторы>>> Консервация лодочного мотора на зиму

Консервация лодочного мотора на зиму

Консервация лодочного мотора на зиму

Каждый год осенью большинство обладателей подвесных моторов занимается их консервацией на зиму. И каждый год вокруг этого незатейливого, на первый взгляд, действа почему-то возникает масса разговоров и споров. Попробуем в очередной раз убедить противников консервации в том, что эта процедура нужна.

О консервации моторной головки

Чтобы не быть голословными, приведем результаты опыта, который длился немногим менее одного года. Осенью 2008 г. мы законсервировали подвесной лодочный мотор «Нептун 25» (описание и технические характеристики мотора см. на этой странице) при помощи специального спрея, который продается в специализированных магазинах.

Напомним, что консервация лодочного мотора с помощью средства, находящегося в баллончике, проста: сначала прогреваем мотор до рабочей температуры, затем на холостых оборотах впрыскиваем через диффузор карбюратора аэрозоль внутрь мотора до тех пор, пока он не начнет глохнуть.

Проделав эти несложные операции, мы решили поэкспериментировать. В уже обработанном моторе один цилиндр (нижний) не стали трогать, а из верхнего удалили консервант. Поршни постарались выставить таким образом, чтобы они находились в «среднем» положении, т. е. «с закрытыми окнами». Мотор почти год находился в мастерской. Помещение достаточно большое, не отапливается (есть пара-тройка обогревателей у верстаков), и в нем очень влажно, так как бывают протечки с крыши, в мастерскую и зимой, и летом завозится различная техника.

Примерно через год хранения мотора в подобных условиях мы его частично разобрали. В результате обнаружилось, что в верхнем цилиндре, на стенках, появились отчетливые очаги коррозии. В нижнем цилиндре, несмотря на скопившуюся влагу (конденсат) и образовавшуюся эмульсию, ржавчины не оказалось. Внутренности мотора не пострадали, так как консервант из кривошипной камеры не удаляли.

Консервация лодочного мотора
На головке хорошо видно, что у обработанного цилиндра камера сгорания покрыта составом, напоминающем «эмульсию». Этот состав за время хранения мотора изменил цвет, но консервирующих свойств не потерял, даже несмотря на то, что конденсат попадал в цилиндр.

О консервации моторной головки
На стенках необработанного консервантом цилиндра (слева) хорошо видны очаги коррозии, на шпильках — ржавчина, появление которой спровоцировало ослабление поджатия головки.

Любопытно, что, перед тем как снять головку для работы с дейдвудом и редуктором, коленчатый вал при помощи стартера несколько раз прокручивали. Остатки смеси бензина и масла из карбюратора, естественно, попали и в кривошипную камеру, и в цилиндры. При этом консервирующий состав немного изменил свой цвет, его слой стал менее прочным, но до коррозии дело не дошло.

У лодочного мотора «Нептун 25», который мы обработали консервантом, есть одна особенность: в нижний цилиндр из-за не совсем правильной посадки гильзы во время работы попадает влага. Немного, но попадает. Консервант же вовсе не дал развиться коррозии в нижнем цилиндре, хотя после работы на холостых оборотах какое-то количество влаги должно было остаться в системе охлаждения и, возможно, в цилиндре.

Прежде чем консервировать лодочный мотор, мы сознательно не «протягивали гайки», а оставили все как есть. При частичной разборке столкнулись с тем, что гайки головки откручивались очень легко (их можно было довернуть еще на пол-оборота). При этом на поверхности среза блока (под прокладкой) обнаружилась коррозия алюминия в виде белесых пятен. На шпильках также были очаги ржавчины в районе прокладки.

Надеемся, что это наглядный урок тем, кто утверждает, что консервация — пустая трата времени. Даже небольшой участок, подвергшийся нападению ржавчины, может стать большой проблемой при дальнейшей эксплуатации мотора. Если ржавчину, которая буквально «вырастает» над поверхностью, не удалить, то при начале работы мотора она будет «съедать» в лучшем случае кольца, а ее отдельные частички начнут «драть» поверхность цилиндра. В итоге — ускоренный износ, потеря компрессии и т. д. Но даже после удаления ржавчины на стенках цилиндра все равно останутся «язвы» и «язвочки», которые со временем дадут о себе знать. Возможно, именно этим и объясняются высказывания типа «указанная мощность моторов не соответствует действительности», «мотор такой же мощности, но другого производителя делает меня как стоячего», «тяга мотора стала не та, а у соседа все лучше и лучше» и т. п. Возможно.

Теперь посмотрим, из-за чего возникает коррозия. В первую очередь попробуем вспомнить школьный курс химии, где ясно и четко описан процесс возникновения ржавчины. Ни для кого не секрет то, что в присутствии воды или ее паров сплавы, имеющие в своем составе железо, окисляются. Есть, разумеется, в этом ряду и исключения, но в нашем случае им места нет. Практически все элементы моторной головки корродируют с разной скоростью и с разными последствиями. Если мотор эксплуатируется довольно часто, то коррозия не успевает сильно навредить металлам. Но если мотор длительное время бездействует, то ржавчина появится быстро и будет развиваться. Хорошо известны примеры, когда автомобиль, простояв длительное время в гараже, нуждается в ремонте не только мотора, но и кузова. То, что мотор «как-то не так тянет», замечают не сразу, особенно после длительного перерыва в эксплуатации. Но через некоторое время, когда ржавчина как следует обдерет стенки цилиндров и «отшлифует» кольца, потерю мощности такого мотора почувствует и ребенок.

Особенно чувствительны к влаге двухтактные моторы, причем в любую погоду и при любой температуре. К примеру, моторы снегоходов, простаивающих с апреля по ноябрь (как правило, в районах с умеренным климатом), также нуждаются в консервации. В противном случае — потеря мощности и ремонт.

Что делать? В конце сезона консервировать лодочный мотор: изолировать детали, содержащие много железа, от влаги и кислорода. Способов сегодня существует много, начиная от описанных в инструкции по эксплуатации мотора с применением моторного масла и кончая самыми современными, с использованием специальных препаратов. Несмотря на разнообразие методик, смысл один — покрыть железосодержащие (металлосодержащие) детали слоем вещества, которое изолирует их от влаги и воздуха, но которое при начале эксплуатации легко удалить.

При хранении в теплых и сухих помещениях не вредно время от времени (если мотор не консервировали по правилам) «проворачивать» при помощи стартера, т. е., как говорили раньше на флоте, «делать проворачивание механизмов». Если смесь бензина с маслом не до конца выработана из карбюратора двухтактных моторов, то она будет смазывать их внутренности; в четырехтактном масло будет проходить по магистралям и попадать в наиболее критические точки.

При хранении мотора на улице его, безусловно, необходимо консервировать, вплоть до снятия корпуса редуктора и хранения его в сухом помещении. Чем мощнее мотор, тем он сложнее по конструкции и тем больше у него шансов стать жертвой ржавчины. Недаром многие моторы «Evinrude», изготовленные с использованием технологии Е-Тес, могут сами себя консервировать (при включении соответствующего режима). Производитель предусмотрел такую возможность, наверное, не зря.

Надеемся, что наш опыт убедил противников консервации в том, что они напрасно упорствуют и продолжают утверждать, что мотору ничего плохого не сделается, если осенью его просто оставить, к примеру, в неотапливаемом гараже.

И. Владимиров, «КиЯ», 2010 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное