Главная>>> Надувные лодки>>> Как выбрать надувную лодку и мотор

Как выбрать надувную лодку и мотор

Как выбрать надувную лодку и мотор

Лодка + мотор — проблемы выбора

В связи с резко увеличившимся спросом на надувные лодки и лодки с жестким корпусом длиной до 5 м, который сегодня можно наблюдать во многих регионах России, потенциальные владельцы все чаще задают нам вопрос, каков же наиболее удачный альянс надувной лодки и мотора. Охватить все особенности подбора мы не сможем, однако попробуем вывести эмпирическую закономерность, которая кому-то поможет сделать правильный выбор.

Первое, о чем стоит помнить при выборе надувной лодки, это об ее пассажировместимости. Формально производитель прав, указывая допустимое количество человек, которых можно разместить на борту конкретной лодки. Однако это не всегда соответствует практике. Допустим, мы хотим приобрести лодку, в которой будут постоянно присутствовать три человека. Плавания будут дальними и в различную погоду. Также нам необходимо, чтобы лодка в сложенном виде помещалась в автомобиль средних размеров вместе с мотором, запасом топлива и кучей всякой всячины. Просмотрев каталоги и буклеты различных фирм, мы решаем, что нам подойдет лодка длиной около 3 м. По данным фирм-производителей, такие лодки рассчитаны на трех человек и примерно на 360-400 кг груза, при этом мощность мотора может составлять 8-10 л. с. Отлично. А теперь попробуем собрать такую лодку, положить в нее все необходимое, повесить на нее мотор и сесть втроем. Далеко ли мы сможем уйти на ней? Скорее всего, относительно комфортным наше путешествие будет в течение получаса по тихой воде и при небольшом ветре. А если еще планируется рыбалка, то... Короче, на трехметровой лодке втроем далеко не уедешь. Кто не верит — милости просим, попробуйте.

Реальное путешествие втроем со всем запасом груза, который потребуется для длительного путешествия, возможно на лодке длиной не менее 3,6-3,8 м, и то в довольно спартанских условиях. В нашем случае разговор идет не о том, чтобы приехать в выходные на берег озера или речки и совершить 20-минутный марш-бросок на ближайший островок с рогозом, где временами отстаиваются щучки, а о реальных походах на 10-40 км в сутки, с попытками вычислить скопление рыбы или уток. Задачи у всех разные, и требования к лодкам тоже. Некоторые рыбаки-одиночки вообще любят одно- или двухместные гребные лодки и могут жить на них сутками. Но большинству людей все-таки хочется немного комфорта, т. е. лодка должна иметь приличные внутренние размеры, чтобы разместить там самое необходимое, разместиться самим и при этом не тереться друг об друга локтями, коленками и другими частями тела. Если разговор идет о моторной лодке, то длительное движение на скорости около 15-20 км/ч даже по небольшой волне утомит довольно сильно, если в лодке не удается удобно сидеть. Напомню, речь идет о надувной лодке с ее специфической способностью преодолевать волнение. Жесткие килеватые корпуса не так сильно «колбасит» на волнах, и о них разговор другой.

Итак, выбирая надувную лодку, надо четко себе представлять, где, как и для каких целей она приобретается. Если ради воскресных «покатушек» в кругу друзей с остановками «на шашлычок», то полчаса-час можно высидеть и в небольшой лодке. Тем более, что в такие походы вещей с собой обычно берут не так уж много. Однодневная рыбалка с переходами по 3-4 км и промежуточными остановками тоже возможна на небольшой лодке. Хотя тут любители спиннинга скажут свое веское слово, мол, в одной лодке два спиннингиста еще худо-бедно уживутся, а вот третий будет точно лишним, либо ему, третьему, придется быть тише воды и ниже травы. Если же речь идет о хотя бы 50-70-километровых дневных переходах, с ночевками на лоне природы и общей продолжительностью поездки три дня и более, то тут количество пассажиров на борту придется радикально уменьшить по сравнению с тем, что написано на шильдике лодки. Особенно если путешествие планируется по местам с непредсказуемой погодой, большими открытыми водными пространствами и т. д...

Есть еще один момент, о котором не стоит забывать. Если лодку (имеется в виду моторная) планируется использовать на «большой воде», т. е. на крупных озерах, больших реках или на море, то надо, чтобы количество секций баллона было не менее трех, не считая надувного дна или киля, а диаметр баллона был как можно больше. Все это, разумеется, влияет на вес лодки, но зато дает шанс выжить, если произойдет что-нибудь из ряда вон выходящее. А на открытых водных пространствах, как правило, волна может «пойти» без предупреждения, да и ветер готов задуть со всей силы, как говорится, «вдруг и сразу». Кто знает нрав Ладожского озера, тот хорошо себе представляет, насколько быстро почти полный штиль может смениться на шторм и как гладкая поверхность воды вдруг ни с того ни с сего (причины, конечно, для этого есть, но их сложно обнаружить заранее) покрывается высокими и короткими волнами. У больших рек тоже свой характер. Именно поэтому лучше иметь лодку, способную противостоять ветру и волнам. Идеальная лодка должна иметь высокий борт (в нашем случае большой диаметр баллона), хотя бы небольшую килеватость днища, большое количество надувных элементов, хорошее крепление банок к бортам (баллонам) и возможность удобно и правильно разместить груз и топливо.

Для успешных плаваний вдвоем «далеко, надолго и с грузом» лучше выбирать надувную лодку длиной не менее 3,3 м с пассажировместимостью не менее четырех человек и грузоподъемностью около 400 кг. Собственные эксперименты показали, что трехчасовые и более продолжительные переходы с тремя обитателями и грузом около 100 кг при ветре около 6-8 м/с и волнении 2 балла (0,7 м) и выше на средней скорости 25-29 км/ч с мотором мощностью 25 л. с. («Нептун-25» с «красным винтом») можно совершать на лодке длиной 4,0 м (типа «Лидер 400»). Это — то, что доктор прописал. В любом случае пассажиры должны быть опытными и знать, как правильно сесть в лодке. Если речь идет о «береговых мазутах», то придется тащиться в водоизмещающем режиме, хватать их за одежду или привязывать к леерам (такое тоже бывало). Правда, тогда крики и вопли несчастных, как правило, разносятся над водой на расстояние, значительно превышающее допустимое ГИМС удаление от берега для надувных лодок. Это все о комфорте и безопасности.

Поездки на большие расстояния даже на волнении от 1 до 2 баллов чреваты тряской, как при езде в телеге по старым дорогам, выложенным булыжником. Долго выдержать такое, да еще в стесненных условиях, может далеко не каждый. Не стоит забывать и о том, что большинство надувных лодок румпельные, и рулевому все время приходится привставать на своем месте, чтобы что-то разглядеть впереди через головы, плечи и руки пассажиров, которые через полчаса «колбасни» по волнам начинают елозить по банкам. Очевидно, чем меньше пассажиров, особенно крупных и высоких, тем лучше.

Делаем вывод: предложенную производителем пассажировместимость надо делить, как минимум, пополам. Троих пополам, разумеется, пилить не надо...

Теперь два слова о моторах. Как правило, производитель указывает рекомендованную и максимальную мощности моторов, которые можно использовать на той или иной лодке. Хорошим тоном считается также указывать максимальный вес мотора для каждой конкретной лодки длиной от 3 до 5 м. Дело в том, что излишний вес мотора может изменить центровку лодки и нарушить ее управляемость. Особенно это касается моторов с румпельным управлением.

Наконец настало время определиться с мощностью мотора. Вполне объяснимо желание купить мотор подешевле. Кто-то мечтает о самом мощном, что тоже понять можно, а кто-то — о моторе запредельной мощности, т. е. превосходящей рекомендованную производителем лодки. Вот тут понять соискателя сложно. Почему не купить тогда лодку больших размеров? Или, к примеру, умерить свои амбиции? Почему-то многие мотивируют покупку 40-сильного мотора для 4-метровой лодки, для которой предельным является мотор мощностью 30 л. с. (некоторые производители указывают 40 л. С.), желанием «таскать за собой лыжника». Странно: на такой лодке с этой задачей худо-бедно может справиться и «Нептун-23». В крайнем случае, тут можно поставить 30-сильный мотор, зачем же сразу 40-сильный? Тем более, что у многих надувных лодок есть конструктивный предел скорости, и 40 сил здесь будут просто бессмысленными и даже вредными — лодка может потерять управляемость. А кому это надо?

Некоторые считают, что мотор в 40 л. с. (правильно настроенный и исправный) будет жить долго и счастливо, «крутить» его надо примерно в три четверти полного газа или чуть больше, но не на полных оборотах. Логика желающего установить 40-сильный мотор на лодку вместо допустимого в 30 л. с. и тут не оправданна. Да, коленчатому валу мотора хорошо бы крутиться именно в пределах половины-трех четвертей полного газа, т. е. поближе к примерному пику крутящего момента. Но тут возникает вопрос, сможет ли водитель строго выдержать этот режим, не выйти за обозначенные рамки случайно, не по своей воле. То ли потому, что волна толкнула не с того борта, как ожидалось, то ли ветер дунул не с той стороны, а лодка уже не подчиняется, и этого может быть достаточно для неприятностей.

Вывод второй: не стоит приобретать мотор мощностью выше установленной производителем лодок, даже, если кажется, что все будет хорошо. Однако слишком слабый мотор тоже не стоит приобретать. Уже говорилось, желание иметь мотор полегче и подешевле понятно, как, впрочем, и желание сэкономить на бензине. Но сложно понять, когда покупают мотор значительно слабее того, что обозначен производителем. Рекомендации берутся не с потолка. Многие производители сами рассчитают этот параметр и даже те, кто пишет его «от балды», делают это с оглядкой на других. Словом, рекомендованная мощность мотора — это минимально необходимая для конкретной лодки, при которой с полной загрузкой она, лодка, будет более или менее успешно выходить на глиссирование и противостоять капризам природы в виде шквалов, неизвестно откуда появившихся волн и т. д.

Если лодку с мотором вы планируете использовать на спокойной воде (небольшие озера, речки и речушки), где роза ветров стабильна и известна, то можно приобретать мотор, способный вывести лодку на глиссирование и затем с какой-то постоянной скоростью перемешать ее в пространстве. Если в ваших мечтах- выход на «большую воду», то, несмотря на стремление «не потратиться», придется разориться на максимально мощный мотор. Все личные попытки ходить на надувной 4-метровой лодке с мотором 15 л. с. свидетельствуют: при ветре 8 м/с и более (Невская губа и Ладожское озеро) и волне более 0,7 м (до 1,5 м) маневрировать и двигаться против нее даже с загрузкой лодки на треть уже не то, чтобы сложно, а просто невозможно. Невозможно уйти от волны, сложно забираться на нее, даже если двигаешься с ней в одном направлении — лодка «залипает». Примерно в таких же условиях 25-сильный «Нептун» позволяет справляться со стихией намного лучше. Двухтактный мотор мощностью в 30 л. с. (предельно допустимый для «Лидера 400) если и не делает подобное плавание комфортным, то, по крайней мере, избавляет от проблем с управлением лодкой в принципе. Мотор мощностью в 30 л. с. лучше борется с залипанием лодки на волне, не «тухнет», позволяет развить большую скорость и, кроме того, достаточно экономичен.

Вывод третий: мотор для надувной лодки с большой площадью смачиваемости и способностью «тащить» за собой воду, которая не позволяет как следует разогнаться до нужной скорости, надо покупать максимально допустимый по мощности. Если же эксплуатировать лодку на относительно спокойной воде и в расслабленном режиме, то мотор может быть менее мощным, но не ниже рекомендованного.

Для справки: выход на глиссирование надувных лодок происходит, если на 40-45 кг веса лодки с людьми и грузом приходится 1 л. с. Иными словами, если вес лодки составляет 85 кг, мотора, к примеру, — 46 кг, трое человек экипажа в снаряжении весят около 280 кг и в лодке находится еще около 200 кг груза (с топливом), то выход на режим глиссирования будет возможен только при наличии мотора мощностью около 15 л. с. (от 12,5).

Особенностей альянса надувная «лодка + мотор» много. Мы попытались рассмотреть только базовые положения, причем «в общем». Подбирать конкретную лодку надо внимательно, учитывая все нюансы, вплоть до собственного веса, веса жены, тещи и собаки. Лишние три-десять килограммов веса при «слишком бюджетном» пакете могут испортить не только настроение, но и привести к повторной покупке.

И. Владимиров, «КиЯ», 2008 г.

В раздел «Надувные лодки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное