Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Как строят яхты «Ассоль»

Как строят яхты «Ассоль»

Над входом на участок пластмассовых судов Петрозаводского судостроительного завода «Авангард» висит плакат: «Качеству яхты «Ассоль» — рабочую гарантию». И это не просто лозунг, это — принцип работы людей, чьими силами строится пока что единственная серийная яхта, поступающая в розничную продажу. Коллектив делает все, чтобы мини-яхта была добротной и красивой. И, как свидетельствует редакционная почта, нареканий на качество производства яхт «Ассоль» практически нет.

Познакомим владельцев «Ассолей» — и настоящих и будущих с производством этих парусников.

Прогулочно-туристская мини-яхта «Ассоль»

Как строят яхты «Ассоль»

Основные данные яхты «Ассоль»
Длина наибольшая/по КВЛ, м 5,53/4,90
Ширина наибольшая/по КВЛ, м 1,96/1,64
Высота борта на миделе, м 0,76
Габариты без мачты, м 5,83х2,00х1,87
Осадка плавником/швертом, м 0,6/1,2
Водоизмещение порожнем/полное, кг 630/1070
Площадь парусности (вооружение — бермудский шлюп), м² 13,66
Скорость с ПМ 12 л. с., км/ч 11

Первое впечатление от участка пластмассовых судов, прямо скажем, не из лучших. Здесь очень тесно, впритык одна к другой расположены шесть матриц для формовки корпусов и палубных секций «Ассолей» и две матрицы для формовки корпусов рыболовных мотоботов. Остальная площадь плотно заставлена достраивающимися корпусами. Нет ни малейшего намека на технологическую линию. Становится ясно, что добиваться высокого качества в таких условиях далеко не просто.

Формовку производят вручную контактным методом. На подготовленную матрицу первоначально укладывают два декоративных слоя (с промежуточной просушкой до желеобразного состояния покрытия), затем — слои стеклоткани, пропитанной связующим на основе ненасыщенной полиэфирной смолы НПС-609-21М. Прямо в матрице в корпус вклеивают швертовый колодец, ребра жесткости и кормовую переборку из пенопластовых блоков, оклеенных стеклотканью. Конструкция корпуса — легкая и, как показала практика, достаточно надежная: балластный фальшкиль массой около 250 кг прочно держится на сквозных болтах, корпус на ходу при любых ветрах не скручивается.

На достроечном месте выполняют обрезку корпуса и палубы по фланцам, корпус устанавливают на фальшкиль, приформовывают таранную переборку, оклеиваемую стеклотканью, оборудуют диваны. Затем корпус накрывают палубной секцией и производят установку металлических деталей.

Технология, как видим, обычная для подобного производства, но беда в том, что в непосредственной близости — в каких-то 15 м — одновременно происходят просушка первого декоративного слоя и обрезка припусков, при которой стеклянная пыль, что называется, столбом стоит (становятся понятными жалобы некоторых владельцев на шелушение декоративного слоя!).

Из беседы с мастером участка, представителями ОТК и заводоуправления выяснилось, что «Ассоль»— первая стеклопластиковая продукция, которую выпускает предприятие. Разумеется, пришлось решать немало вопросов, связанных с рентабельностью производства, с освоением новой для завода технологии, но со временем технологию отработать удалось, а вот с производственными площадями дело обстоит все хуже, так как годовая программа выпуска мини-яхт увеличилась втрое: с 20 до 65 в этом году.

В настоящее время в производстве второе «поколение» матриц: с каждой из них снято уже около 100 секций, в то время как подобная оснастка обычно рассчитывается на вдвое меньшее количество. Естественно, матрицы давно пора заменять, однако изготовлять их негде. Первые матрицы были сделаны в экспериментальных мастерских ЦКБ «Нептун», но теперь мастерские задерживают выполнение заказа. Пока хорошего качества отформованных секций работникам участка удается добиться лишь благодаря своевременному исправлению появившихся на оснастке дефектов. От шелушения декоративного слоя избавились в результате посменного разнесения работ: формовку корпусов стали производить в первую смену, а опиловку готовых секций — только вечером, когда декоративному слою стеклопыль уже не страшна. В итоге за последние два года завод не имел ни одной рекламации по качеству изготовления корпусов яхт «Ассоль».

Говоря о качестве этих яхт, нельзя не упомянуть хорошую работу ОТК завода. Строгий контроль за качеством поступающих материалов (что и говорить, бывают случаи поставки недоброкачественной смолы, стеклоткани, пигментных наполнителей), тщательная проверка температуры и влажности воздуха на участке, четкое соблюдение технологического процесса формовки — гарантия получения добротного корпуса судна. Весовые показатели говорят сами за себя: отклонения в массе готовых корпусов не превышают ±10 кг, т. е. практически находятся на уровне опытных образцов, изготовленных в экспериментальных мастерских. (Напомним для сравнения, что корпус серийного катера «С-54», изготовленного на Шоченинкайском производственном комбинате Литовской ССР, тяжелее головного не менее чем на 50 кг).

В ближайшем будущем будет введена в действие камера для термообработки отформованных секций, что позволит делать корпуса еще более прочными. (Камера уже смонтирована, завершается ее доводка). На очереди совершенствование технологического процесса окраски яхты изнутри: добиться такого покрытия, через которое не проступала бы текстура стеклоткани, пока не удалось.

Завод «Авангард» не только формует корпуса яхт, но и изготовляет своими силами рангоут, паруса, детали вооружения (из-за отсутствия участка точного литья по межзаводской кооперации поступают лишь фальшкили и клюзы).

Предприятие, накопившее уже немалый опыт крупносерийной постройки яхт для продажи населению, достаточно подготовлено к выпуску как модернизированного варианта «Ассоли» — с постоянным бульбкилем, так и более совершенной яхты, проект которой уже разработан ЦКБ «Нептун».

Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1982 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное