Как сделать плавучий якорь?
В тех случаях, когда судно, застигнутое штормом, не имеет возможности укрыться в гавани, а встать на якорь не представляется возможным из-за больших глубин, приходится прибегать к помощи плавучего якоря. Такой якорь может быть сделан заранее и находиться на борту в составе снабжения, либо изготовлен в случае необходимости из подручных материалов.
Яхты обычно снабжаются плавучими якорями двух конструкций, показанных на рисунке.
Плавучие якоря в виде конуса и пирамиды
Оба шьются из плотной и прочной парусины. В основание якоря конусного типа пришнуровывается деревянный обруч, склеенный из реек (или согнутый из алюминиевой трубы), к которому крепится шпрюйт, как у обыкновенного воздушного змея.
Плавучий якорь с плоским треугольным полотнищем и деревянным рейком
Полотнище якоря в виде паруса обшивается по кромкам узкой полоской парусины, а по углам пробиваются отверстия-люверсы. Через них с помощью тонких тросов закреплена крестовина из рейков или весел. К противоположному концу плавучего якоря независимо от его конструкции необходимо закрепить оттяжку, которая помогает убрать якорь. При выбирании оттяжки якорь складывается (или ложится плашмя на воду) и легко подтягивается к судну.
Для изготовления плавучего якоря на борту катера можно использовать два весла (или весло и отпорный крюк), части настила и т. д., связав их вместе накрест. К концам креста привязывают шпрюйт, на кресте растягивается парусиновый чехол, брезент, парус и привязывается к нему шнуром. К нижнему углу парусины надо привязать якорь, а к верхнему оттяжку. За шпрюйт закладывают фалинь и спускают все сооружение за борт.
Импровизированный плавучий якорь, изготовленный из подручных материалов
Такой якорь встанет на ребро и будет держать судно против ветра. На яхте подобный плавучий якорь можно сделать, привязав стаксель к гику и оснастив его шпрюйтом, как показано на рисунке. И в этом случае к нижнему углу стакселя надо подвесить якорь для удержания полотнища перпендикулярно поверхности воды.
Чем больше волна и чем сильнее ветер, тем большую часть якорного троса надо вытравить за борт, который также известным образом удерживает судно на курсе. На яхте при этом полезно поставить зарифленный грот или трисель и туго стянуть гика-шкоты. Якорь может быть поставлен как с носа, так и с кормы судна. На катере в зависимости от обстоятельств можно подрабатывать двигателем, чтобы уменьшить дрейф судна, или, наоборот, уходить от волны.
Размеры якоря зависят от величины судна, высоты надводного борта, парусности и других факторов. Для практических целей для яхт длиной до 12 м достаточно иметь плавучий якорь Ø600 мм или размером 500х500 мм.
В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие материалы о якорях на сайте: | |
---|---|
• | Самодельный складной якорь |
![]() |
|
• | Постановка судна на два якоря |
![]() |
|
• | Швартовка яхты с отдачей якоря |
![]() |