Главная>>> Лодочные моторы>>> Как правильно установить мотор на транец

Как правильно установить мотор на транец

Как правильно установить мотор на транец

Мотор на транце, или информация к размышлению

Очень часто владельцы лодок, особенно надувных, уделяют мало внимания тому, как мотор навешен на транец. Нередко можно слышать и мнение, что, мол, прибавка в скорости в 0,5 км/ч неинтересна и т. д. Однако правильно установленный мотор — это не только скорость, но, как показала практика, более уверенное управление, лучшая экономичность и комфортный ход.

Все началось с того, что моя лодка «Лидер 400», оснащенная подвесным мотором «Нептун 25» (описание и характеристики мотора «Нептун 25» см. на этой странице), время от времени начинала рыскать без видимых причин, а порой «залипала» на одну сторону, и на румпель значительно возрастала нагрузка. Мотор хотел вырваться из рук... В общем, после нескольких подобных ситуаций захотелось разобраться, что тут не так.

Сперва проверили правильность сборки лодки, давление в баллонах, даже на всякий случай поработали рулеткой в надежде найти какие-нибудь перекосы. Все было нормально, к лодке претензий нет. Пробовали перемещать груз то на нос, то к середине, то ближе к корме, то «в расстил» — ничего не помогало, лодка периодически залипала одной половиной, румпель «напрягался»...

Наконец в голову пришла здравая мысль: может быть, условия совместной жизни конкретной лодки и конкретного мотора должны быть какие-то свои, оригинальные. Решили проверить. Сначала поднимали мотор с шагом в 5 мм (до этого грубо подогнали высоту крепления мотора), замеряли скорость и оценивали усилие, с которым румпель пытался вырваться из рук. Идеальным оказался вариант в 22 мм при «тонкой настройке», а также установке мотора «на вторую дырку». Любопытно, что при первом положении откидки «ноги» и на третьем гармония нарушалась, и приходилось заново изменять высоту установки мотора.

Мотор на транце После почти недельных экспериментов лодка, накачанная в полном соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, и, как нам показалось, с оптимально установленным мотором при очередном выходе на воду и достижении скорости 39 км/ч (это — не максимум) опять «залипла», правда, скорость не упала, но и разогнаться быстрее уже не получалось.

Начали проверять все заново. И решили, нарушив все рекомендации изготовителей мотора и лодки, сместить мотор на небольшое расстояние от центра. Два дня «полетов» показали, что эффект «залипания» почти пропал. Начали двигать мотор вправо-влево, чтобы опять найти оптимальное положение, но уже в горизонтальной плоскости. После еще нескольких экспериментов выяснили, что для пары «Лидер 400» плюс «Нептун 25» оптимальным будет расположение мотора на «второй дырке» на 28 мм выше «стандартного» транца и правее его центра на 10-15 мм (если смотреть на лодку сзади). При таком размещении мотора «залипания» уже не происходили, а скорость оказалась максимальной. Брызгообразование в этом случае отмечалось, но не слишком сильное.

Мысли о том, что такое положение годится только для «Нептуна 25», не давали покоя. Хотелось проверить нашу теорию на обычном моторе, у которого нет «повернутого» дейдвуда. Скоро случай представился. При установке на лодку мотора «Suzuki DF25» были проверены различные варианты. Оптимальным оказался тот, при котором мотор был выше стандартного транца на 25-28 мм и смещен вправо примерно на 5 мм. «Tohatsu M30» пришлось поднимать на 30-34 мм и смещать вправо чуть меньше, чем на 5 мм. Стабилизатор, расположенный на антикавитационной плите, находился в «стандартном» положении, установленном на заводе.

При всех экспериментах водитель сидел справа (если смотреть на лодку сзади), топливный бак размещался посредине лодки, возможные пассажиры садились как можно ближе к левому борту или таким образом, чтобы нагрузка распределялась более равномерно, а груз располагался как можно ближе к передней части лодки.

Стоит ли «ловить блох» при установке мотора? Ответ не однозначный. Экономия топлива будет составлять при наиболее оптимальной установке мотора в пределах 1,5-5% максимальной скорости. Имеет ли смысл возиться с этим? Возможно, и нет. Однако при более комфортном управлении повышается безопасность, так как лодка ведет себя стабильно, и водитель меньше устает. При длительных плаваниях, если правильно подобран винт, верно установлен мотор, хорошо размещен груз, накачана лодка в соответствии с рекомендациями изготовителя, и вы постоянно следите за давлением в баллонах, экономия бензина может составить 3-8%, а иногда и больше. «Курочка по зернышку...», как говорится. В нашем случае 3-8% экономии топлива за сезон при активной эксплуатации (от 50 до 100 часов) — это уже примерно 50-80 л бензина. Имеются в виду двухтактные моторы мощностью 20-40 л. с., для четырехтактных моторов экономия в литровом выражении будет меньше.

Разумеется, все зависит не только от проекта лодки, но порой и от конкретного экземпляра. Известно, что двух абсолютно, по гамбургскому счету, одинаковых лодок найти не удастся.

Будет ли положительный эффект от подъема и смещения мотора на лодке с жестким корпусом? Предварительные эксперименты показали, что эффект есть, но на очень легких глиссирующих лодках длиной до 5 м. Точных результатов пока нет, так как детальные тесты еще не проводились. Надеемся летом этого года все проверить досконально.

И в заключение — маленький совет. Если вы все-таки решите поэкспериментировать со своим комплектом «лодка плюс мотор», то необходимо соблюдать следующее условие: все заезды должны проводиться в течение одного дня при постоянном давлении воздуха в баллонах и особенно в киле. Эффект невелик, поэтому при слишком растянутом во времени эксперименте на результат могут повлиять ветер, изменение температуры воздуха и влажности, а также атмосферное давление, на которые любой мотор достаточно сильно реагирует. Для простоты фиксирования результатов стоит использовать одновременно тахометр и GPS.

И. Лагутин. Фото автора. «КиЯ», 2009 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное