Гоночный катамаран — проект и чертежи
![]() Гоночный катамаран SC на дистанции. |
Гоночные катамараны уже давно заслужили признание спортсменов, выступающих в самых ответственных, самых известных соревнованиях, таких, например, как марафон «6 часов Парижа» или чемпионат мира на озере Гавасу. В «старших» классах спортивных и гоночных судов по классификации УИМ (OI, ON, SN), в которых не лимитируются ни обводы, ни размерения, а мощность применяемых двигателей позволяет развивать скорость выше 150 км/час, двухкорпусные обводы обеспечивают заметное преимущество перед обводами глубокое V. Узкие корпуса катамарана обладают более высокой продольной устойчивостью; ниже и ударные перегрузки при ходе на волне (естественно, речь идет о небольшой волне). Благодаря разнесенным по ширине корпусам катамаран имеет более высокую поперечную остойчивость, не раскачивается на ходу, а развитая поверхность мостика позволяет использовать для разгрузки судна (или, напротив, для того, чтобы «прижать» корпус к воде) аэродинамическую подъемную силу.
Все эти положительные качества катамаранов в культивируемых у нас классах судов (с объемом цилиндров двигателей до 500 см³), развивающих скорости лишь около 70 км/час, разумеется, проявляются в меньшей степени. Тем не менее, в Ленинградском спортивно-техническом клубе ДОСААФ было решено построить и испытать мотолодку с катамаранными обводами. Вот уже в течение четырех лет эта мотолодка принимает участие в водно-моторных соревнованиях различного уровня, причем в ее активе есть немало призовых мест (например, победа в гонках 1973 г. на приз «Золотые весла», проводимых на Большой Неве, где волна была довольно большой).
Сравнивая поведение этого катамарана и традиционных мотолодок, можно отметить, что на нем легче поддерживать высокую скорость в реальных условиях гонок. Воздушный поток, обтекающий мост, создает динамическую воздушную подушку. Между нижним контуром моста и водой — экраном в результате интенсивного подтормаживания потока увеличивается давление, вследствие чего появляется дополнительная подъемная сила.
При полном весе мотолодки 210 кг (из них на корпус приходится 75 кг) с серийным мотором «Вихрь» получена скорость на прямой 70 км/час. Отмечено, что для достижения максимальных скоростей необходима кормовая центровка. При движении против ветра, чтобы избежать возникновения кабрирующего момента и «взлета», следует менять центровку, настраивая катамаран изменением положения гонщика.
Высокая поперечная остойчивость лодки позволяет выполнять циркуляцию радиусом, равным 2-3 длинам корпуса, не снижая числа оборотов двигателя.
Приводим плазовую таблицу и основные чертежи гоночного катамарана, по которым спортсмены, имеющие опыт любительского судостроения, могут построить такую мотолодку для выступлений в классе SC. Подчеркнем, однако, что необходимую высокую прочность корпуса при относительно малом весе можно обеспечить только при тщательной работе и использовании авиационной фанеры и древесины первого сорта.
Теоретический чертеж гоночного катамарана
Таблица плазовых ординат
Линия | Шпангоуты | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Высоты от ОЛ, мм | |||||||
К — киль | 139 | 56 | 24 | 18 | 11 | 5 | 0 |
Т — тоннель | 309 | 256 | 202 | 160 | 143 | 136 | 130 |
С-1 — скула 1 | 223 | 143 | 81 | 48 | 41 | 35 | 30 |
С-2 — скула 2 | 260 | 193 | 143 | 118 | 111 | 105 | 100 |
П — палуба | 493 | 537 | 560 | 560 | 560 | 560 | 560 |
СБ — слом борта | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Полушироты от ДП, мм | |||||||
СБ — слом борта | 601 | 695 | 764 | 800 | 805 | 808 | 810 |
С-1 — скула 1 | 504 | 547 | 580 | 598 | 600 | 600 | 600 |
С-2 — скула 2 | 546 | 614 | 662 | 687 | 690 | 690 | 690 |
П — палуба | 447 | 469 | 491 | 510 | 515 | 518 | 520 |
Шпангоуты лучше всего собирать на эпоксидной смоле с запрессовкой оцинкованными или медными гвоздями. На каждую шпангоутную рамку, собираемую прямо на плазе, надо вынести горизонтальную контрольную линию и линию диаметральной плоскости. На уровне контрольной линии прибиваются шергень-планки (рейка 20х60) для установки на стапеле. Шельф и кницы устанавливаются на транце предварительно.
Конструкция корпуса катамарана
увеличить, 2122х1983, 390 КБ
а — условное сечение по миделю.
Поперечные сечения деталей:
1 — кили, привальные брусья 20х20; 2 — стрингера 15х20; 3 — днищевые и палубные ребра жесткости 10x20; 4 — флоры 12х50; 5 — шпангоуты спонсонов 12x40; 6 — палубные, бортовые и днищевые ветви шпангоутов 12х30; 7 — пиллерсы 12х15; 8 — комингс кокпита, фанера 6х60; 9 — опора для штурвала, фанера δ=6; 10 — рейка 20х20; 11 — брусок 15х15; 12 — кница, фанера δ=3; 13 — кница, фанера δ=2; 14 — обвязка транца 25х40; 15 — зашивка транца, фанера, δ=6; 16 — фанера δ=4; 17 — коротыш 20х20; 18 — подмоторная доска δ=25; 19 — шельф, фанера δ=3.
Обшивка: палуба, борта и тоннель δ=2, днище δ=4.
Поперечный набор выставляется вверх килем на стапеле с проверкой при помощи шлангового уровня и веска-отвеса. Затем врезается продольный набор и производится малковка. Листы обшивки предварительно соединяются — стыкуются «на ус» — по всей длине корпуса. Лист по тоннелю укладывается наружными слоями поперек корпуса.
Обшивку к набору надо крепить на эпоксидной смоле с запрессовкой оцинкованными гвоздями «в загиб». По всему периметру транца угловое соединение изнутри необходимо усилить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80-100 мм на эпоксидном клею. Снаружи корпус (тоннель, днище до второй скулы) также надо оклеить слоем стеклоткани АСТТ(б)-С.
Сечение брызгоотбойника гоночного катамарана
Размеры реданов-брызгоотбойников
Размер | Шпангоуты | ||||
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4-7 | ||
Высота и ширина редана по С-1 | у | 9 | 11 | 14 | 16 |
х | 9 | 16 | 20 | 20 | |
Высота и ширина брызгоотбойника по С-2 | у | 9 | 12 | 14 | |
х | 10 | 16 | 20 |
После установки реданов и брызгоотбойников (отметим — рабочие, нижние грани их должны быть горизонтальны) корпус мотолодки следует прошпаклевать эпоксидной смолой с древесными опилками, тщательно зачистить шкуркой и окрасить. Очень важно, чтобы днище и тоннель гоночного катамарана имели гладкую, глянцевую поверхность.
Ю. А. Зимин, «Катера и яхты», 1973 г.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: