Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Гоночная мотолодка «Старт-3»

Гоночная мотолодка «Старт-3» — проект и постройка своими руками

«Старт-3» — очень легкая и маневренная чисто гоночная мотолодка, рассчитанная на выступления, в первую очередь, в юношеском классе SA-250 (при увеличении длины на 0,25 м ее можно использовать и в старших классах SB-350 и SC-500).

Основные данные мотолодки класса SA-250
Длина наибольшая, м 3,50
Ширина наибольшая, м 1,36
Высота борта, м 0,49
Минимальный вес, кг 35-37

Гоночная мотолодка «Старт-3» — проект и постройка своими руками Впервые построенная по этому проекту гоночная мотолодка вышла на трассу спортивных соревнований в 1972 г. И в первый же сезон выступавший на ней в классе SB-350 мастер спорта А. Щербинин стал чемпионом Ленинграда, а на следующий год снова выиграл этот титул. Лучшая скорость, показанная им в пятимильной гонке, составила 63,8 км/ч, а максимальная на прямой — 73 км/ч.

Первенствовала «Старт-3» и на главных гонках — в соревнованиях на Первенство СССР (чемпионами страны среди юношей стали в 1972 году — Е. Волков, показавший скорость 50,15 км/ч, в следующем году Ю. Алиев — 49,28 км/ч) и на Всесоюзных соревнованиях на приз «Катеров и яхт» (в Каунасе в 1973 г. победил Ю. Алиев, показавший скорость 43,58 км/ч, в Новгороде в 1974 г. — В. Смирнов со скоростью 46,72 км/ч).

Рис. 1. Устройство гоночной мотолодки

Устройство гоночной мотолодки

Особенностью ее обводов являются округлые очертания шпангоутов при сохранении почти плоского глиссирующего участка днища между первыми реданами. При такой форме поперечных сечений корпус лодки при любом водоизмещении имеет наименьшую смоченную поверхность. Отсутствие слома на скулах позволяет упростить и облегчить конструкцию корпуса, в частности — избавиться от сложного узла соединения днища и бортов, отказаться от установки мощного скулового стрингера и скуловых книц по шпангоутам. Становится возможным применение цельных, выклеиваемых из реек (ламинированных) шпангоутов, имеющих большую прочность, чем обычные футоксовые. «Работающая обшивка» в сочетании с пятью такими шпангоутами, часто поставленными продольными ребрами жесткости малого сечения и мощными реданами, установленными снаружи, обеспечивает достаточную прочность корпуса при весе всей конструкции 35-37 кг.

Рис. 2. Теоретический чертеж мотолодки

Теоретический чертеж мотолодки
увеличить, 2020х1532, 247 КБ
(в скобках — шпация для варианта лодки SB и SC длиной 3750 мм).

Как обычно, работы по постройке лодки своими руками начинаются с того, что, пользуясь таблицей плазовых ординат, на листе фанеры надо вычертить шпангоуты мотолодки в натуральную величину. Если лодка предназначается для выступлений в классе SC-500, советую сразу же несколько увеличить килеватость днища. Для этого при разбивке линию киля следует опустить на шпангоутах 1-6, как указано в таблице ординат. Новые точки линии киля соединяются с точками «Редан-1», положение которых не изменяется.

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
1 2 3 4 5 6
Высоты от ОЛ
Киль — К 155 47 (22) 6 (-23) 0 (-29) 0 (-29) 0 (-29)
Редан — 1 70 27 14 14 14
Редан — 2 181 104 54 35 35 35
Редан — 3 226 152 97 73 73 73
Редан — 4 354 255 189 166 166 166
Борт — ЛБ 410 410 410 410 410 410
Палуба в ДП 452 475 491
Полушироты от ДП
Борт — ЛБ 364 542 643 680 680 680
Редан — 1 131 216 233 233 233
Редан — 2 84 237 314 330 330 330
Редан — 3 175 329 406 422 422 422
Редан — 4 321 449 517 540 540 540
Размеры реданов
Р-1 Ширина
Высота

12
3
20
4
30
4
30
4
30
4
Р-2 Ширина
Высота
13
4
24
8
28
9
36
10
36
10
36
10
Р-3 Ширина
Высота
10
6
19
12
24
13
30
14
30
14
30
14
Р-4 Ширина
Высота
13
16
22
27
28
34
30
35
30
35
30
35
Примечание. Таблица разработана для лодки класса SA-250; шпация при этом составляет 560 мм (между шп. 0 и 1 — 700 мм). При постройке лодки в классах SB-350 и SC-500 шпация увеличивается до 600 мм (между шп. 0 и 1 — 750 мм), а высоты линии киля берутся указанные в скобках.

По плазовой разбивке снимаются выкройки для изготовления цулаг — лекальных шаблонов, на которых будут выклеиваться шпангоуты. Потребуются четыре цулаги, так как шп. 4, 5 и 6 имеют одинаковые очертания.

Рис. 3. Конструктивный мидель-шпангоут лодки

Конструктивный мидель-шпангоут лодки
1 — бимс 15x30, склеен из шести реек 5x15; 2 — подпалубное ребро жесткости 10x20; 3 — привальный брус, заготовка 20х20 4 — ребро жесткости, 15х30; 5 — ребро жесткости, 15х20; 6 — киль, 15x40; 7 — шпангоут 15х45, склеен из 9 реек 5x15; 8 — кницы, δ=2 фанера; ставить с обеих сторон.

Каждый шпангоут набирается из 9 последовательно укладываемых на цулагу реек 5х15, так что готовый «пакет» имеет сечение 45х15. Обвязка транца (шп. 6) набирается из 9 реек 5х20. Применяется эпоксидный клей с запрессовкой струбцинами; использовать при этом гвозди, шурупы и т. п. нельзя. Три бимса выклеиваются таким же образом, после чего производится сборка рамок по плазу с подгонкой скосов углового соединения и установкой фанерных бимсовых книц. Необходимо обратить особое внимание на точность разметки пазов для последующей установки продольных ребер жесткости: они должны оказаться под продольными реданами, укладываемыми на готовый корпус.

Рис. 4. Конструктивный чертеж транца (см. в корму)

Конструктивный чертеж транца
1 — подмоторная доска, δ=20; 2 — зашивка транца, фанера δ=3; 3 — шельф, фанера δ=3 и обделка из реек 15х15 со скругленными углами; 4 — фанерная зашивка δ=3; 5 — стойка в ДП из доски δ=15; 6 — обвязка, склеивается из 9 реек 5х20; 7 — обшивка, фанера δ=2.

Корпус собирается вверх килем с использованием для контроля горизонтальной линии ЛБ и ДП.

Для обшивки корпуса, включая палубу в носу, применяется авиационная фанера толщиной 2 мм. Корпус между шп. 3½ и транцем не имеет двоякой кривизны, поэтому лист обшивки легко укладывается на набор. При установке листов в нос от миделя приходится прорезать фанеру по килю и продольным ребрам жесткости.

По всем соединениям кромки фанеры обрабатываются «на ус», после чего смазываются эпоксидным клеем и проклёпываются с набором. Если стыки или пазы обшивки оказываются между набором, то на время отверждения клея с обеих сторон ставятся полоски фанеры на бумажных прокладках с запрессовкой гвоздями. Затем и гвозди и полоски фанеры удаляются.

Обшитый фанерой корпус необходимо тщательно зачистить, после чего днище до уровня четвертого редана оклеивается одним слоем стеклоткани АСТТ (б) на эпоксидной смоле.

Для установки реданов на обшивке производится разметка. Намечаются теоретические линии шпангоутов, а затем с плазовой разбивки снимаются на гибкую рейку поперечные растяжки — расстояния по обводу шпангоута от ДП до линий реданов; укладывая затем эту рейку на корпус по линии соответствующего шпангоута, нетрудно вынести на обшивку и риски теоретических линий реданов. Подогнанные к корпусу реданы ставятся на эпоксидный клей и проклёпываются вместе с продольными ребрами жесткости внутри корпуса.

Редан 1 изготовляется из полоски пятислойной фанеры сечением 4х30; реданы 2 и 3 — выстрагиваются из реек, а редан 4 (брызгоотбойник) — из плотного пенопласта. Проще всего редан 4 сделать из предварительно склеенного на всю длину лодки (замки «на ус») бруска 40х40, распиленного затем вдоль по диагонали.

Изнутри корпуса угол по периметру транца рекомендуется оклеить полосой стеклоткани шириной около 120 мм. Такие же полосы следует проложить по килю и продольным ребрам жесткости.

Пенопластовый буртик по периметру кокпита ставится только при постройке мотолодки для выступлений в классе SB-350 и SC-500.

Ю. А. Зимин, «Катера и яхты», 1975 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное