Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Двухкаютный катер «Баклан»

Двухкаютный катер «Баклан» — проект

Двухкаютный катер «Баклан» — проект

При проектировании нашего двухкаютного катера «Баклан» ставилась цель — создать мореходное, надежное в эксплуатации судно со вспомогательным парусным вооружением, пригодное для дальних туристских походов по волжским водохранилищам и Цимлянскому морю. Мы предпочли вариант общего расположения с двумя каютами. Катер со средним расположением кокпита легче удифферентовать. Наличие небольшой кормовой каюты обеспечивает дополнительные удобства для семейного экипажа, когда в его составе есть дети.

Основные данные катера «Баклан»
Длина, м 7,2
Ширина, м 2,2
Высота борта, м  
        в носу 1,3
        на миделе 0,9
        в корме 1,0
Мощность двигателя, л. с. 12
Скорость хода, км/час 15
Запас топлива, л 150

Схема общего расположения двухкаютного катера «Баклан»

Схема общего расположения двухкаютного катера «Баклан»
1 — цепной ящик; 2 — койка; 3 — бортовой отличительный огонь; 4 — рундуки в кокпите; 5 — двигатель; 6 — расходный бензобак; 7 — сдвижной люк; 5 — трап; 9 — шкаф; 10 — штурвал; 11 — гаковый огонь.

Обводы катера разработаны старейшим архангельским мастером Э. Г. Гувелякиным. Конструкция корпуса в основном аналогична конструкции катера «Помор», описание которого приводилось в сборнике «Катера и яхты» № 14 (1968 г.). Собственно, после похода на этом «Поморе» из Архангельска в Волгоград, который нам удалось совершить в 1966 г., и зародилась идея постройки нового катера — более широкого и высокобортного.

Теоретический чертеж катера «Баклан»

Теоретический чертеж катера «Баклан»
Шпация — 900 мм.

Плазовые ординаты катера «Баклан»

№ шп-та Полушироты от ДП, мм Высоты от ОЛ, мм
Ватерлинии ВЛ Борт ЛБ Батоксы Б Борт ЛБ
1 2 3 4 5 6 7 I II III IV
0 30 1200
1 50 110 200 290 360 425 540 680 300 550 910 1050
2 265 470 605 705 765 815 880 950 75 150 290 570 970
3 580 745 840 905 955 985 1030 1050 45 70 120 245 920
4 690 855 920 965 1010 1025 1065 1080 30 40 70 155 900
5 645 855 900 940 980 1005 1050 1060 45 60 90 190 885
6 465 700 805 870 915 940 970 985 60 80 150 285 890
7 80 375 565 670 725 770 815 835 160 210 320 675 910
Тр. 150 435 570 600 525 580 950 950

Набор, переборки и транец изготовлены из дуба. Обшивка — клинкерная из полос 7-миллиметровой бакелизированной фанеры: комингсы рубок и кокпита — из бакфанеры толщиной 10 мм. Фанерная палуба покрыта стеклотканью. Весь крепеж изготовлен из меди и латуни. Каюты отделаны декоративной фанерой.

На катере «Баклан» четыре постоянных спальных места. В носовой каюте оборудованы два платяных шкафа, причем они одновременно являются и подкреплением крыши рубки под мачтой. В кокпите вдоль бортов расположены рундуки, каждый на два отсека. Передние отсеки используются для хранения снаряжения, а в задние вкладываются резервные баки для горючего. На этих рундуках при необходимости всегда могут быть устроены еще два спальных места.

Двигатель помещается в кокпите под ящиком, обычно используемым в качестве стола. На «Баклане» установлен хорошо зарекомендовавший себя в наших условиях двигатель «Л-12/4м», соединенный через шарнир Гука напрямую с гребным валом. Водяная помпа снята; подача забортной воды производится от работающего гребного винта. Подшипники на валу помещены в навинчиваемые на дейдвудную трубу стаканы, что значительно облегчает их замену.

Управляется катер из кокпита: штурвал на переборке носовой каюты (слева от двери); на рундук ставится раскладной стул, служащий сиденьем водителя.

На «Баклане» гафельное парусное вооружение на основе парусов шестивесельного яла.

Схема парусного вооружения катера «Баклан»

Схема парусного вооружения катера «Баклан»

Установка парусного вооружения не только обусловлена необходимостью иметь запасной вариант на случаи, если откажет мотор или кончится горючее, но и является данью, с одной стороны — романтике, а с другой — желанию отдохнуть от шума работающего двигателя. Впрочем, использовать паруса можно только при попутных ветрах, так как ни фальшкиль, ни шверт на судне не предусмотрены.

Летом 1970 г. «Баклан» вышел в свой первый поход из Волгограда до Воронежа и обратно с экипажем, состоящим из двух семей (четверо взрослых и двое детей). За время отпуска было пройдено по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону до 2000 км. Это плавание явилось для «Баклана» хорошим испытательным пробегом. Выдержал он все экзамены успешно, показал хорошие мореходные и эксплуатационные качества; катер остойчив, легко всходит на волну, имеет вполне удовлетворительную обитаемость. Все снаряжение, включая и запас горючего (кроме двух канистр), свободно размещалось в шкафах и рундуках, участникам похода не приходилось сидеть на рюкзаках или ходить по снаряжению. Относительно невысокая скорость катера с лихвой окупается его грузоподъемностью и комфортом.

Ю. Н. Бирюков, «Катера и яхты», 1973 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное