Главная>>> Лодочные моторы>>> Дистанционное управление для мотора «Нептун»

Дистанционное управление для мотора «Нептун»

С появлением в магазинах морских товаров широкого ассортимента моторно-лодочных комплектующих заграничного производства открываются новые возможности для доработки под собственные запросы не только импортной техники, но также (возможно, даже в большей степени) и отечественной. На этот раз наш читатель из Санкт-Петербурга Ю. Савенков рассказывает, как можно заменить «родное» штуртросовое дистанционное управление мотора «Нептун» на более надежную импортную с минимальными трудозатратами.

Улучшенное рулевое управление для «Нептуна»

Предыстория вопроса: когда мы с приятелем этой весной поставили на наш годовалый «Нептун 25» опционный электростартер, как-то само собой родилась идея оборудовать его полным комплектом дистанционного управления. Лодка «МКМ» (описание лодки см. на этой странице) досталась нам в «голом» виде. Естественно, в первую очередь возник вопрос о рулевом управлении.

Дистанционное управление для мотора «Нептун»
Рулевая машинка встает на приборной панели «МКМ» без проблем, единственно не очень удобно горизонтальное положение штурвала.

Поскольку мы с приятелем в этой области профаны, стали изучать вопрос по книгам и интернету. Установка классического рулевого с барабанами, тросами, роликами и т. д. показалась нам очень муторным делом. Изучив принцип работы «фирменного» рулевого, решили остановиться на нем. В магазине приобрели регулируемую транцевую опору троса, универсальную тягу («кочергу») и крепежный кронштейн мотора.

«Магазинный» комплект рулевой машинки с тросом
Так выглядит «магазинный» комплект рулевой машинки с тросом. Не забудьте замерить необходимую для вашей лодки длину троса.

Поначалу рассчитывали закрепить держатель троса (трубу) с помощью опоры на транце внутри лодки — сбоку от мотора. Но, когда проложили рулевой трос, выяснилось, что из-за его жесткости это сделать не удается. Поскольку трубка для установки кабеля на «Нептуне» отсутствует, решили, как и на иностранных моторах, закрепить ее каким-либо образом на самом моторе.

Прежде всего необходимо было предусмотреть возможность откидки мотора. «Ямаховский» кронштейн встал на «Нептун» как родной. Закрепить трубу удалось лишь в одном месте — поверх струбцин. При этом нужно было обеспечить закручивание их винтов. Путем различных прикидок нашли место на струбцинах, а закрепить решили так: нашли походящую трубу с внутренним диаметром, равным наружному диаметру фирменной трубы. Идеально подошла хромированная штанга от старого портативного фотоувеличителя типа «Зенит» (если кто помнит — в чемоданчике). От нее отрезали два куска и к ним приварили отрезки уголка размерами примерно 30x30. Длину этих отрезков определили, исходя из того, что труба, в которую будет вставлен рулевой трос, затем зажатый с двух сторон гайками (латунной и пластмассовой), не должна люфтить. В струбцинах и уголках просверлили отверстия по месту, и трубу закрепили на струбцинах болтами М6 через стальные пластины внутри (см. фото). Кстати сказать, труба и так оказалась закреплена практически намертво и вдобавок превратилась в «ручку», удобную для переноски мотора.

Сборка со стороны мотора
Так выглядит сборка со стороны мотора. Трубчатая опора троса крепится к струбцине.

Стандартный комплект транцевой опоры троса
Стандартный комплект транцевой опоры троса. На самом деле потребуется только труба с резьбой.

Рулевая тяга
Рулевая тяга нужна с собственным комплектом крепежа — это ответственная деталь

Рулевая тяга («кочерга») при откидке мотора стала работать как торсион. Поэтому контргайку с нее пришлось снять, но, как показала дальнейшая эксплуатация, это ни на что не повлияло. Но возникла другая проблема: мотор не откидывался до защелкивания упора. Шаровый шарнир на рулевой тяге упирался в трубу, не хватало совсем чуть-чуть.

Рулевой механизм
Рулевой механизм не мешает нормальной откидке мотора.

Тогда мы взяли шаровый палец и на токарном станке подрезали его посадочный торец на 3-4 мм. И после этого все заработало как надо: струбцины крутятся, рулевое работает, мотор откидывается. А что еще надо?

Теперь цена вопроса: из транцевой опоры использовали только одну трубу, комплект стоит 30 евро, вроде дороговато. Поэтому есть смысл изготовить ее самому, узнав размеры и резьбу. Тяга — вещь удобная, материал — нержавейка, считаю, ее приобретение стоит того. А кронштейн от «Yamaha», как уже сказано, прямо как для «Нептуна» и создан.

Про рулевой механизм (марки G10) и трос не говорю, тут дело вкуса и возможностей. Хотя этот редуктор нам очень понравился — ни люфтов, ни обратного усилия на ходу. Вот вроде и все.

«КиЯ», 2007 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное