Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Что такое кайт?

Что такое кайт?

Часть 2. Начало здесь

Что такое кайт?

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое кайт и что он представляет собой в собранном виде, необходимо изучить устройство и работу бара, который можно назвать «центром управления полетами» кайта.

Часть 2. Кайт в сборе

Бары конструируются под определенный вид кайта, и каждый из них уникален, но, несмотря на это, все они имеют общие элементы. К бару крепятся две специальные системы, обеспечивающие безопасность спортсмена в критической ситуации — страховочный лиш и чикенлуп.

Рис. 1. Устройство бара

Устройство бара

Чикенлуп — это первое, что задействуется, когда необходимо полностью погасить тягу кайта при возникновении опасности, например, при потере управления, перехлесте другим кайтом, запутывании строп в дереве, а также когда надо приземлить кайт, но вокруг нет никого, кто помог бы.

Рис. 2. Чикенлуп

Чикенлуп

Итак, нужно «отстрелить» кайт, т. е. как можно быстрее отстегнуть чикенлуп с крюка трапеции. Кольцо отстрела располагается на самом чикенлупе, но на разных кайтах оно выглядит по-разному и также по-разному работает. Бывает в виде чеки, как у гранат, или в виде хомута. Где-то нужно кольцо дергать вбок, где-то — от себя. Поэтому после покупки нового кайта сначала разберитесь с устройством его чикенлупа.

Рис. 3. Распространенная система отстрела страховочного лиша

Распространенная система отстрела страховочного лиша
1 — максимально быстро дергаем красную трубку от себя; 2 — освобождается металлический крюк с той стороны лиша, которая ближе к трапеции; 3 — крюк с щелчком раскрывается; 4 — лиш разъединяется.

После отстрела кайт никуда не улетает, но моментально полностью раскрывается и, теряя всю тягу, падает на воду. Однако он по-прежнему будет соединен с вами при помощи страховочного лиша.

Страховочный лиш задействуется только в том крайнем случае, когда уже ничего не помогает. Дело в том, что отстрел страховочного лиша часто оборачивается потерей кайта. Но его, например, приходится отстрелить, если катер зацепил стропы кайта и тянет его и вас за собой или если вы запутались в сетях и кайт мешает вам освободиться. Такие случаи редки, но иногда происходят, поэтому важно знать, как с ними справиться.

Страховочный лиш крепится с одной стороны к трапеции, а с другой — к бару. Обычно со стороны бара лиш цепляется за проходящие через планку силовые стропы или за любую из строп управления. Однако опытные кайтеры цепляют лиш прямо за чикенлуп, чтобы во время выполнении трюков в анхукд кайт продолжал тянуть даже при потере планки, давая возможность быстро за лиш подтянуть ее к себе и продолжить катание. Отсоединяется лиш с помощью специального быстроразъемного соединения, находящегося ближе к трапеции. Есть различные системы отстрела.

Несмотря на то, что обе системы: и чикенлупа, и страховочного лиша очень просты, надо обязательно попрактиковаться в отстреле обоих и довести эти движения до автоматизма.

А теперь рассмотрим отличительные особенности трех самых распространенных типов баров, с которыми вы можете столкнуться.

Бар BOW-кайта имеет длинную стропу депауэра и снабжается регулируемым ограничителем хода.

Рис. 4. Бар BOW-кайта

Бар BOW-кайта

Когда планка отпущена на всю длину стропы депауэра, BOW-кайт не тянет (или тянет минимально). Такой бар идеален, когда надо быстро погасить тягу кайта, однако это преимущество зачастую оборачивается недостатком из-за необходимости постоянно удерживать бар в определенном положении для поддержания нужной тяги. Поэтому был создан скользящий ограничитель хода планки (фиксатор), который можно передвигать по длине стропы депауэра. Отпущенная планка остается на ограничителе, не гася полностью тягу кайта.

Давление на планке — основная характеристика системы бар-кайт. Например, чем сильнее это давление, тем больше усилий нужно прикладывать для управления кайтом. А если вы в любой момент можете сказать, где находится и что делает кайт даже без визуального контроля, ориентируясь только по давлению на планке, значит, обеспечена хорошая обратная связь с кайтом.

Изначально BOW-кайты создавали достаточно большое давление на планку, однако, благодаря последним разработкам, этот недостаток был устранен. Но обратная связь у них все еще хуже, чем у С-кайтов, так как любые изменения давления на планке могут происходить из-за ее перемещения по стропе депауэра. Например, одинаковое малое давление будет создаваться как при положении кайта в краю ветрового окна, так и при полном депауэре.

Бар гибридного кайта очень схож с баром BOW-кайта из-за сходной конструкции депауэра.

Бар С-кайта имеет более короткую стропу депауэра, так как этот кайт не нуждается в большом сбросе тяги. Это, в свою очередь, делает более удобным регулировку тяги кайта с помощью триммера — специального ремня, который здесь находится ближе, чем на баре BOW-кайта. Надо заметить, что бары С-кайта могут быть также оснащены ограничителем хода планки.

Многие кайтеры ценят С-кайты за характер производимого на планку давления. Благодаря меньшему депауэру, они обеспечивают стабильную и понятную обратную связь со спортсменом. Разработчики остальных типов кайтов стремятся достичь подобного отклика на планке, но пока безуспешно.

Бар с роликом уникален. Его наружные стропы не прикреплены к концам бара, а проходят через ролик, присоединенный к триммеру сразу под тем местом, где присоединяются внутренние стропы. Ролик позволяет бару изменять траекторию движения кайта (управлять кайтом) вдвое быстрее, так как за одно движение перетягивается двойная длина строп. Рис. 5 поможет понять, как это происходит.

Рис. 5. Принцип работы бара с роликом

Принцип работы бара с роликом

На нем показано, как удлиняются стропы при вращении бара вокруг своей оси. Если бы это был бар без ролика, стропа бы переместилась на расстояние Д, а с роликом — на большее расстояние L.

Однако применение роликов на баре имеет два недостатка, во-первых, плохую обратную связь с кайтом через планку, так как стропы не подсоединены напрямую к концам бара, что мешает «чувствовать» кайт; во-вторых, необходимость прикладывать больше усилий на планку, что объясняется выполнением вдвое большей работы за одно движение. Бар с роликом почти уже не встречается.

Надо заметить, что бары различаются не только по типам, но и в зависимости от производителя. В основном эти различия касаются способов крепления страховочного лишу и снятия чикенлупа. Перед выходом на воду нужно убедиться, что устройство бара данного производителя вам знакомо.

Соединение бара с кайтом

Наконец, у вас есть и кайт, и бар, и вы пришли на пляж. Что же делать дальше? Как объединить эти две половинки в единую конструкцию?

Существует много способов сборки кайта. Рассмотрим самый распространенный.

Лучше всего начать сборку непосредственно с кайта. Его раскладывают вдоль по ветру, присыпают с наветренной стороны песком и по очереди накачивают все баллоны-распорки кайта.

Рис. 6. Раскладываем кайт. Накачиваем поперечные баллоны

Раскладываем кайт. Накачиваем поперечные баллоны

Затем кайт разворачивают основным баллоном на ветер и присоединяют специальным лишем к насосу для того, чтобы не пришлось дополнительно бороться с ветром, норовящим унести кайт. Основной баллон надувают до появления характерного звона при постукивании или отсутствия продавливания при легком сжатии.

Рис 7. Накачиваем основной баллон

Накачиваем основной баллон

После этого, отсоединив шланг и лиш от насоса, надежно закрывают клапан, переворачивают кайт основным баллоном вниз и присыпают песком, чтобы не улетел. При этом нужно учесть, что для последующей раскладки строп понадобится метров 30 с подветренной стороны кайта. Чтобы перенести кайт к другому месту, его необходимо держать за середину переднего края окончаниями вверх.

Рис. 8. Переворачиваем кайт

Переворачиваем кайт

Проще всего раскладывать стропы, идя по ветру. Размотав их до конца, важно правильно расположить бар. Обычно один край планки отмечен красным — его располагают справа, чтобы после подъема кайта он был в левой руке.

Рис. 9. Начинаем разматывать стропы

Начинаем разматывать стропы

Рис. 10. Раскладываем бар

Раскладываем бар

Есть внутренние, или центральные, стропы (они ближе к центру) и наружные, или крайние. Чтобы проверить, не перепутались ли они, проходим по стропам (по две в каждой руке) в направлении от бара к кайту.

Рис. 11. Проходим по стропам

Проходим по стропам

Теперь разбираем стропы на кайте (их еще называют расстроповкой) и начинаем их соединять со стропами, идущими от бара. Запомните правило: внутренние стропы кайта крепятся к внутренним стропам бара, наружные — к наружным. Начинайте всегда с внутренних строп. Место соединения состоит из петельки и узла. Продеваем конец веревки в петлю, и набрасываем удавку на узел. На некоторых кайтах предусмотрена «защита от дурака»: так как в центре — узел на стропе и петля на кайте, а по краям — наоборот, то нельзя перепутать места крепления центральных и боковых строп.

Рис. 12. Схема соединения расстроповки кайта со стропами бара

Схема соединения расстроповки кайта со стропами бара

Итак, кайт собран. В условиях, когда на пляже много других кайтеров, а свободного места мало, нужно взять бар и по полукругу, стараясь не перепутать стропы, отнести его на ветер к кайту и положить рядом. Так вы обезопасите себя от возможного перехлеста со стропами других кайтов. Когда наступает время стартовать, чикенлуп крепится за крюк трапеции, а страховочный лиш — за специальную петлю. Теперь понадобится помощник, который отнесет кайт в край ветрового окна и затем поможет безопасно поднять его в воздух.

Рассматривая кайт в сборе, нельзя забывать о такой важной детали спортивного инвентаря для кайтбординга, как трапеция. Именно на ней находятся крюк, за который цепляются чикенлуп, и место для крепления страховочного лиша. Трапеция — это ваша «третья» рука, ведь именно благодаря ей кайтбординг становится спортом, в котором важнее чувство баланса, а не сила. Вся тяга кайта передается вашему телу через трапецию, позволяя легко эту тягу уравновешивать, используя только свой вес и изменение стойки, вместо того чтобы использовать только ограниченную силу рук. Вот почему кайтеры могут так долго кататься.

В стремлении сделать трапецию максимально удобной было создано два типа: поясная и сидячая.

Поясная трапеция, которая облегает талию и поддерживает поясницу, имеет очень простую конструкцию, и все что вам нужно — это обернуть ее вокруг пояса, закрыть защелку и затянуть ремень.

Рис. 13. Поясная трапеция

Поясная трапеция

Преимущества поясной трапеции:

— свобода движений;

— комфорт (в ней удобнее, чем с некоторыми сидячими трапециями, которые имеют ремни, проходящие между ног; особенно это актуально для мужчин);

— легкость снятия с крюка, а это значит, что с ней легче прыгать в анхукд, а также выполнять различные трюки фристайла.

Недостатки поясной трапеции:

— позвоночник нагружается больше, чем при использовании сидячей трапеции;

— может съезжать вверх в случае неправильной стойки или если она плохо сидит, а также в сноукайтинге, когда надевается на зимнюю одежду.

Поясная трапеция не подходит для обучения, так как новички подолгу держат кайт наверху ветрового окна, что также приводит к ее задиранию под мышки. А смещение трапеции выше вашего центра тяжести приносит неудобства и приводит к быстрому утомлению. В этом случае предпочтительнее сидячая трапеция.

Рис. 14. Сидячая трапеция

Сидячая трапеция

Сидячая трапеция больше похожа на шорты или альпинистскую обвязку. Имеет ремни для фиксации, которые проходят между ног. Ее чуть сложнее надевать из-за большего количества регулировок.

Преимущества сидячей трапеции:

— ножные петли препятствуют задиранию наверх, поэтому она идеально подходит для новичков, которые могут сконцентрироваться не на стойке, а на том, как они управляют кайтом и доской;

— в ней легче прыгать с переводом кайта, поскольку сидячая трапеция находится близко к ЦТ, при вращении не возникает никакого противодействия;

— хорошо разгружает спину, ее можно рекомендовать тем, у кого есть проблемы со спиной.

Недостатки сидячей трапеции:

— более громоздкая;

— в ней невозможно выполнить большинство современных элементов фристайла;

— не слишком стильно выглядит.

Независимо от того, какую трапецию вы решили приобрести, постарайтесь убедиться, что она удобно на вас сидит. Попросите кого-нибудь подергать вас за крюк вверх и в стороны: если трапеция съезжает или передавливает дыхание, значит, она вам не подходит. Если есть возможность, подвесьтесь за крюк или, что еще лучше, опробуйте ее на деле — зачастую на воде трапеция оказывается гораздо менее удобной, чем казалась в магазине. Также обратите внимание на наличие в специальном кармашке стропореза. Он помогает избежать травм и может даже спасти жизнь в некоторых аварийных ситуациях.

О типах и конструкциях досок, или, как их еще называют, «бордов» для кайтбординга вы прочитаете на этой странице.

Е. Краева. Фото автора. «КиЯ», 2010 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное