Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Аварийный набор для лодки. Что необходимо иметь в дальнем походе?

Аварийный набор для лодки. Что необходимо иметь в дальнем походе?

Аварийный набор для лодки. Что необходимо иметь в дальнем походе? Аксакалам водно-моторного движения можно не беспокоиться — это советы для тех, кто недавно стал обладателем моторной лодки или небольшого катера. В основе рекомендаций — личный опыт с учетом собственных ошибок и просчетов.

Что стоит иметь в лодке, удаляясь от очагов цивилизации на длительный период, какой аварийный набор необходим, чтобы потом не было, как говорится, «больно за бесцельно начатое предприятие». Согласитесь, обидно застрять на неделю где-нибудь в глуши из-за отсутствия пустяковой «проволочины».

Постараемся рассмотреть наиболее бюджетные варианты оснащения, тем более что большинство современных инструментов и материалов спасут положение — помогут и мотор наладить, и лодку на плаву сохранить.

Начнем с лодки. Обычно в комплект лодок из ПВХ и РИБов входит специальная «аптечка». В принципе, для мелкого ремонта ее хватает. Правда, надо сделать небольшое замечание: клей, который, как правило, есть в этой «аптечке», надо регулярно проверять — не засох ли он. В дальний поход лучше брать с собой больше ткани ПВХ и больше клея, чем предлагает производитель лодки. Не помешает небольшой запас ацетона или какого-нибудь жесткого растворителя.

Для пластиковых лодок имеет смысл возить с собой немного эпоксидной смолы и стеклоткани. Качественно в полевых условиях отремонтировать лодку не получится, но наложить «пластырь», который поможет дойти на лодке и даже на большом катере до цивилизации — реально. Для ремонтов пластиковых судов (за исключением термопластов) также пригодятся ацетон и наждачная шкурка.

С алюминиевыми корпусами все немного сложнее, хотя и тут на время могут помочь эпоксидная смола и кусок стеклоткани.

Для тех, кто никогда не ремонтировал пластиковый корпус, в запасе надо иметь ткань без пропитки, чтобы потом в случае необходимости не заниматься ее «отжигом».

Теперь поговорим о моторе и других предметах снабжения лодки. Практически все подвесные моторы комплектуются штатным инструментом.

Аварийный набор для лодки

Тем не менее целесообразно дополнительно подобрать ряд инструментов. Во всех комплектах, которые идут с мотором, есть пассатижи. Они достаточно удобны, так как имеют регулировку, но слишком уж «необходимо достаточные». Имеет смысл захватить с собой приличные «переставные» клещи, которые сегодня в широком ассортименте есть в специализированных магазинах. Такими клещами удобно и гайку открутить, и придержать трубу, если потребуется. При выборе клещей предпочтение стоит отдавать хорошо известным производителям и профессиональным сериям инструмента, в противном случае возможны проблемы. Цена таких клещей колеблется от 150 (бытовой) до 750 (профессиональный) рублей. Наиболее удобный размер — 250 мм.

Рожковый ключ универсален. Но иметь хороший накидной ключ как дополнение к рожковому не помешает. Необязательно брать с собой полный комплект ключей накидного типа, достаточно будет пары-тройки ключей наиболее подходящих размеров. Целесообразно остановиться на так называемых комбинированных ключах, у которых с одной стороны — рожковая часть, а с другой — накидная. В продаже много таких ключей очень подозрительного вида, поэтому выбирать их надо тщательно, ориентируясь на крупных производителей. Цена «хорошего» ключа — от 100 до 150 руб.

В дополнение к штатной отвертке можно приобрести универсальный держатель с набором отверток разных калибров и насадок для внутренних шестигранников. Не лишним будет и специальный гибкий удлинитель. Предпочтение стоит отдать держателям с магнитными соединениями, они пригодятся при ремонтах на воде. Как показывает опыт, пластмассовые рукоятки с переключением режима стопора долго не служат, поэтому поиски надо вести либо среди Т-образных держателей, либо среди реверсивных рукояток, цены на которые могут колебаться от 100 до 350 руб.

Еще одна нужная вещь на лодке — молоток. Лучше если это будет классический молоток весом не более 200 г. А для снятия или установки винта может пригодиться и резиновая киянка, которая окажет хорошую услугу, если придется «на ходу» откручивать «непослушное» резьбовое соединение. Молоток в данном случае будет слишком «грубым» инструментом.

Небольшая баночка с «жидким ключом» — незаменимое средство в том случае, если мотор далеко не новый, а открутить пару гаек надо.

Небольшой брусок из твердых пород дерева поможет быстро и без проблем открутить гайку, крепящую винт на гребном валу. Для подстраховки в нем можно сделать отверстие и «посадить» на шкертик.

В принципе, не помешает и пара метров тонкого, но прочного шпагата, на который можно закрепить некоторые инструменты, чтобы при работе не лишиться их.

Желателен и скотч: один рулон обычного «цепкого» скотча, другой — строительного (серебристого). Они выручат не только при ремонтах, но и при разбивке лагеря.

Рулончик изоленты также должен входить в минимальный комплект «по умолчанию». Единственно, изоленту надо выбирать тщательно, чтобы в нужный момент она «липла», как следует, не оказалась толстой и не рвалась.

Безусловно, следует позаботиться о наличии средства для удаления воды из топливного бака. Фирменный пузырек с таким средством можно заменить бутылочкой со спиртом. Водка в данном случае не подойдет, нужен именно спирт, сохранить который поможет наличие сильной воли. Спирт, кстати, можно использовать для лечения порезов и т. д., но это уже — из другой оперы.

Если на топливном шланге установлен фильтр автомобильного типа, то в наборе инструментов должна быть трубочка диаметром, требуемым для замены фильтра в шланге. Дело в том, что сломать прозрачный автомобильный фильтр легко, особенно, когда в лодке много вещей. Достаточно наступить на него, чтобы получить большую проблему, так как срастить два куска бензинового шланга сложно. Выручить может только запасной фильтр. Если шланг длинный, то попробуйте присоединить шланг, идущий от бака, непосредственно к «груше», но легче сделать это с помощью такой трубочки.

Моток мягкой проволоки, несколько хомутов (лучше металлических с винтовой затяжкой) и съемник маховика (для отечественных моторов) хорошо дополнят набор инструментов. Наличие комплекта «свежих» свечей, запасного «шнурка» для аварийного запуска мотора и набор шпонок и шплинтов для отечественных моторов и моторов зарубежного производства с выхлопом в воду не обсуждается. Конечно, хороший фонарик и строительный нож обязательны. В продаже есть три типа фонариков: «классический», с подвижным световым элементом (светодиодом) и налобный. Для многих целей подойдет классический, позволяющий фокусировать луч, это одно из обязательных условий при «общении» с мелкими гаечками, клеммами и т. д.

Вот, пожалуй, тот минимально необходимый набор инструментов, что стоит взять с собой, отправляясь в поход на наделю-другую на лоно природы. Кто-то, может быть, добавит что-то на свой вкус, исходя из собственного опыта. Перегружать лодку набором головок, специальных инструментов и запасом различной химии не стоит. Все равно серьезный ремонт мотора, особенно иностранного производства, выполнить на воде, скорее всего, не удастся. Лучше позаботиться о запасе масла и хорошо проработать маршрут, чтобы избежать неожиданностей.

«КиЯ», 2010 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное