Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Автомобиль-амфибия из серийной лодки

Автомобиль-амфибия из серийной лодки

Автомобиль-амфибия из лодки

Автомобиль-амфибия изготовлен на базе серийной дюралюминиевой лодки «Казанка», на которую автор установил передний мост оригинальной конструкции с двумя колесами и рулевым управлением; задний мост с дифференциалом и двумя колесами; двигатель «М-72» с редуктором специальной конструкции; механизм гребного винта с дистанционным управлением; вентилятор для воздушного охлаждения двигателя, лебедку с тросом для самовытаскивания лодки-амфибии из воды.

Автомобиль-амфибия из серийной лодки

Технические данные автомобиля-амфибии
Лодка «Казанка», корпус открытый  
Длина, мм 4630
Ширина, мм 1500
Высота, мм 1300
Колея, мм 1400
База, мм 2400
Клиренс, мм 300
Сухой вес, кг 350
Максимальная нагрузка, кг 400
Скорость максимальная (на суше), км/час 70
Скорость на воде, км/час 25
Пассажировместимость, чел. 4
Мощность двигателя, л. с. 22

Устройство лодки «Казанка» — автомобиля-амфибии

Передний мост. На рисунке 1 в частичном разрезе показана схема переднего моста автомобиля-амфибии. Борта корпуса лодки и скуловые соединения днища в носовой части усилены листовыми накладками 6. На эти накладки установлена поперечная балка 1 из трубы нержавеющей стали, выполненная заодно с цапфами 15.

Передний мост автомобиля-амфибии
Рис. 1. Передний мост автомобиля-амфибии:
1 — балка, 2 — рейка рулевого механизма, 3 — шестерня ведущая, 4 — тяга рулевая, 5 — рычаг амортизатора, 6 — накладка скуловая, 7 и 11 — траверсы параллелограмма, 8 — вилка колеса, 9 — колесо, 10 — шкворень вилки колеса, 12 — корпус подвески, 13 — тяга шаровая, 14 — корпус лодки, 15 — цапфы, 16 — сальник, 17 — гайка, 18 — контргайка.

Передние подвески 12 (левая и правая) своими втулками входят в цапфы и закрепляются контргайками 18 так, что могут свободно вращаться в них. На втулку, в средней ее части, насаживается на шлицах рычаг амортизатора 5.

Наружная часть подвески автомобиля-амфибии, выполненная заодно с втулкой, имеет форму коробки, в которую вмонтирован параллелограмм поворота колеса. Траверса 7 на шлицах посажена на шкворень 10 вилки 8 переднего колеса 9. Траверса 11, свободно вращающаяся на пальце, соединена тягами с траверсой 7. Верхний удлиненный рычаг траверсы 11 сочленен с шаровой тягой 13, которая, в свою очередь, через тягу 4 соединяется с рейкой 2 механизма рулевого управления. Внутренняя полость подвесок заполнена маслом или тавотом, а концы втулок уплотнены сальниками 16. В вилке 8 крепятся колеса от мотороллера «Тула-200».

Рычаг 5 соединяется с нижней головкой гидропружинного мотоциклетного амортизатора (на схеме не показан). Верхняя головка амортизатора шарнирно крепится к ползуну, установленному на специальной палубной балке.

Подвески как передних, так и задних колес автомобиля-амфибии не имеют никаких фиксирующих запоров, так как установлены с отрицательным углом и могут быть выведены из походного положения только с помощью силы. Перемещаясь вдоль балки, верхняя головка амортизатора поднимает вверх рычаг 5 и опрокидывает подвеску на 110°. При этом передние колеса автомобиля–амфибии поднимаются выше ватерлинии и движению лодки по воде не препятствуют.

Рулевое управление амфибии установлено, как у всех автомобилей, с левой стороны. Оно состоит из корпуса, сидящего непосредственно на поперечной балке 1; рейки 2, которая соединена с шестерней 3, выполненной заодно с планеткой; конической шестерни, напрессованной на вал руля, и рулевого колеса. Рулевой механизм обеспечивает угол поворота колес на 30° в обе стороны.

Задний мост. На рисунке 2 показана схема заднего моста амфибии. На дополнительных скуловых накладках 14, приклепанных к корпусу лодки, установлена подмоторная рама 4, сваренная из труб нержавеющей стали. Передняя поперечная балка рамы выполнена заодно с цапфами 2. Задние подвески 1 аналогично передним изготовлены в виде вращающегося в цапфах полого рычага. Через центральное отверстие втулки подвески 1 проходит полуось 3, сидящая в двух опорных подшипниках 17. На одном конце полуоси запрессована звездочка 16, второй конец входит в шлицевое соединение дифференциала 6.

Задний мост автомобиля-амфибии
Рис. 2. Задний мост автомобиля-амфибии:
1 — корпус подвески, 2 — цапфы, 3 — полуось, 4 — подмоторная рама, 5 — карданный вал, 6 — дифференциал, 7 — контргайка, 8 — рычаг амортизатора, 9 — колесо, 10 — корпус лодки, 11 — двигатель «М-72», 12 — вал гребного винта, 13 — редуктор, 14 — накладка скуловая, 15 — звездочка ведомая, 16 — звездочка ведущая, 17 — подшипник опорный.

В коробчатой части подвески ходит мотоциклетная цепь, передающая вращение через ведомую звездочку 15 заднему колесу 9.

Правая и левая полуоси заднего моста на шлицах соединены с дифференциалом, поэтому они имеют независимое вращение.

Крепление рычагов амортизатора 8 в задних подвесках аналогично описанному выше. Задние колеса, как и передние, поднимаются вверх перемещением ползуна верхней головки амортизатора по балке, установленной вдоль мощного обвода корпуса. Все четыре ползуна амортизаторов соединены в общую гидросистему с помощью соответствующих цилиндров, поэтому колеса поднимаются над водой одновременно.

Не выходя из машины, водитель может поднять колеса и продолжать движение по воде. И наоборот, перед выходом из воды на берег можно опустить колеса и, включив задний мост, с ходу выйти на отлогий берег.

Двигатель автомобиля-амфибии расположен на подмоторной раме 4. Сзади него на транце установлен редуктор 13 собственной конструкции, который имеет три выходных вала: на задний мост, на гребной винт и на лебедку (на схеме не показано).

Включение карданов независимое. Они могут работать одновременно и раздельно, что особенно удобно при выходе из воды с помощью лебедки.

Двигатель «М-72» — воздушного охлаждения, поэтому перед его цилиндрами установлен специальный вентилятор с пятилопастной крыльчаткой, насаженной непосредственно на продолжение коренной шейки коленчатого вала двигателя. Это обеспечивает постоянную работу вентилятора при включенном моторе даже на стоянке. Крыльчатка закрыта самодельным кожухом, разделяющим поток воздуха на оба цилиндра.

Механизм гребного винта выполнен на откидном кронштейне совместно с пером водяного руля. Управление лодкой на воде осуществляется поворотом двойной ручки, установленной у водителя под штурвалом на рулевой колонке. Система тросов перемещает рейку, смонтированную на транце и соединенную с шестерней поворота руля откидным кронштейном.

Кронштейн с гребным винтом свободно откидывается в нижнее положение без всякой фиксации. Перед винтом установлена мощная скоба, предохраняющая его от поломки.

Гребной винт — от лодочного мотора «Москва-25». Вращается от кардана редуктора и может переключаться на прямой и обратный ход. Коробка перемены передач позволяет задать нужную скорость движения лодки.

В носовой части лодки внизу установлен щит с педалями тормоза, сцепления и газа. Заводная ручка слева от водителя, на борту. Здесь же, под руками, — рычаг переключения скоростей (справа), ручка реверса заднего хода, рычаг ручного тормоза. Приборный щит оснащен спидометром и тумблерами включения световой сигнализации, зажигания и фар.

Лебедка. Для самовытаскивания лодки из воды в ней установлена специальная лебедка собственной конструкции, с червячной парой, барабаном и намотанным на него тросом Ø5 мм. Привод лебедки осуществляется от мотора через кардан редуктора. Один конец троса прикреплен к барабану, а второй выведен через носовую часть наружу. На конце троса имеется крючок. В случае, когда невозможно с помощью колес выбраться на берег, можно конец троса с крючком вытянуть на берег и зацепить его за какой-либо предмет (куст, столбик, дерево или забитый кол). Затем включить одновременно лебедку и задние колеса. Самовытаскивание автомобиля-амфибии можно применять и на непроходимых дорогах во время прогулок.

Н. М. Пуртов.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное