Главная>>> Лодочные моторы>>> Аэрация винта — способы предотвращения

Аэрация винта — способы предотвращения

Против аэрации винта

С явлением аэрации гребного винта на подвесном моторе сталкивается каждый водитель мотолодки. Оголение лопасти при «прыжках» лодки на волне, попадание на подводную часть мотора водорослей, крутой поворот приводят к тому, что число оборотов мотора резко возрастает, а упор винта и соответственно скорость падают. Водителю приходится сбрасывать газ, чтобы винт «забрал» воду. Иногда специально увеличивают погружение винта, но это приводит к повышению сопротивления подводной части мотора и сильному брызгообразованию от нее.

Наиболее эффективный способ предотвращения аэрации — плавное уменьшение шага винта в районе ступицы на 15-20%. Большие запасы прочности корневых сечений серийных винтов моторов «Вихрь», а в особенности «Нептунов», позволяют сделать такое уменьшение шага за счет опиловки лопастей без опасения за их прочность. (Прочность обработанного таким образом винта даже выше, чем у винта «Москвы-30».)

Размеры спрямленного контура и сечения винта после опиловки показаны на эскизе. При опиловке удаляются литейные уступы на лопастях в районе их примыкания к ступице. Лопасти и ступицу рекомендуется тщательно отшлифовать, а входящую кромку отполировать.

Спрямленный контур лопасти винта

Аэрация винта — способы предотвращения

Следует отметить, что данная операция способствует также повышению тяги винта. Из теории известно, что максимальный коэффициент полезного действия имеют не простые в изготовлении винты с постоянным кромочным шагом, а те, у которых на разных радиусах постоянен специальный комплексный параметр λi, называемый индуктивной поступью. Численное значение λi зависит не только от кромочного шага, но и от относительной кривизны средней линии профиля, относительной ширины лопасти и распределения попутного потока по диску винта. Расчеты показывают, что величина λi получается постоянной в том случае, если кромочный шаг в районе ступицы уменьшен на 10-20%.

Испытание обработанного описанным способом винта проводилось на легком быстроходном катамаране с обводами глубокое V, оснащенном мотором «Нептун-20». При частичном оголении этого винта число оборотов двигателя увеличивалось заметно меньше, чем при обычном. И что особенно важно, обороты сразу уменьшаются до номинальных при входе винта в воду. Это позволяет поддерживать высокую скорость движения на взволнованной поверхности, несмотря на периодическое оголение винта. Меньшее влияние стали оказывать и водоросли, которые «собираются» на подводной части мотора. Улучшились и тяговые свойства винта (правда, в какой-то мере этому способствовала полировка лопастей): максимальная скорость возросла примерно на 2 км/ч и на 10-15% увеличилась нагрузка, при которой катамаран выходит на глиссирование.

Б. Е. Синильщиков, «Катера и яхты», 1975 г.

В раздел «Подвесные лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное